Проблема для дискуссии
Гюстав Лебон в своей книге "Психология народов и масс" отмечает: "Судьба народов определяется их характером, а никак не правительствами". Согласны ли вы с этим суждением? Аргументируйте свою позицию по данному вопросу.
Логические задания
1. Почему в социологии наряду с понятием "социальная общность" существует понятие "социальная группа"?
2. Можно ли считать реальной группой:
1) людей, которые стоят в очереди в кондитерский отдел;
2) группу молодежи, собравшуюся на вечеринку в молодежном клубе;
3) студенческую группу;
4) фанатов футбольного клуба "Спартак";
5) представителей одной национальности.
3. 3. Какие потребности личности удовлетворяет ее принадлежность к группе?
4. 4. Какие факторы способствуют повышению эффективности групповой деятельности?
Тест
Социальная группа- это:
а) ряд людей, которые взаимодействуют друг с другом, ощущают свою
принадлежность к группе и воспринимаются другими, как члены
данной группы;
б) совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетво
рения определенной социальной потребности;
в) система отношений, объединяющих некоторое множество людей
для достижения определенной цели.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.
2. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995.
3. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. - Л., 1990.
4. Миллз Т.М. О социологии малых групп/Американская социология. - М., 1972.
5. Социология молодежи. /Под ред. В.Т Лисовского. - М., 1998.
6. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход/ Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.
Тема 7. Социальные институты
1. Понятие социального института.
2. Типология и функции социальных институтов.
3. Семья как социальный институт.
Основные понятия:социальный институт, институционализация, явная функция, латентная функция, специфическая функция, неспецифическая функция, семья, брак, семейно-брачные отношения, демографическая политика.
Темы докладов
• Роль социальных институтов в поддержании стабильности общества.
• Характеристика основных социальных институтов России.
• Тенденции развития современной семьи.
• Феминизм и традиционные семейные ценности.
Проблема для дискуссии
Беседы со студентами, у которых распались семьи, выявили такую причину разводов: "Оказалось, что он (она) не соответствуют моему иде-
алу". Что порождает такое несоответствие - легкомысленное отношение к браку или особые обстоятельства студенческой жизни?
Логические задания
1. Выразите свое отношение к высказыванию о том, что по мере со-
вершеиствования общества уменьшается необходимость в соци
альных институтах.
2. Какие новые социальные институты возникли внутри современного российского общества за последние десятилетия?
3. Назовите отличие современной семьи от модели традиционной семьи.
Индивидуальное задание
1. Снижение устойчивости семьи и рождаемости в нашей стране оценивается социологами по-разному. Одни видят в этом признаки появления семьи нового типа - "супружеской семьи", где главным становится духовное и сексуальное общение супругов, их досуг. Другие ученые расценивают снижение рождаемости и устойчивости семьи как временные негативные явления, которые в будущем будут устранены под влиянием активной демографической политики. А каково Ваше мнение о перспективах семьи?
2. В книге американского психолога Э. Берна "Игры, в которые играют люди..." приводится такой эпизод. Муж приходит домой и видит, что в квартире не убрано, не вытерта пыль. Нетрудно представить реакцию, так сказать, "среднего мужа". Понятно, как поведет себя жена. Скорее всего, на упреки она ответит, повысив голос: "А я что, не работаю?! Взял бы тряпку и вытер бы эту самую пыль...". Но Берн рекомендует мужу поступить иначе; а именно: написать на пыльном столе одну фразу: "Я тебя люблю!" В чем преимущества такого подхода? Какой, по-вашему, будет реакция жены? Поможет ли тактичность мужа избежать ссоры?
3. В "Декларации прав и свобод человека и гражданина" сказано: "Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего
супруга и близких родственников, круг которых определяется законом". Объясните, почему членам семьи предполагаемого преступника предоставляется такая льгота?
4. Маркс писал: "Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак". (Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - T.I. - С. 162). Насколько актуальны эти слова?
5. Всегда ли "брак" и "семья" существуют вместе?
Тест
Социальный институт- это:
а) совокупность норм, установок, правил, стандартов деятельности
и поведения в важнейших сферах и вопросах жизнедеятельности
общества;
б) социальная общность;
в) система отношений, объединяющих некоторое множество людей
для достижения определенной цели.
Литература
1.Андреев Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, структура. - Свердловск, 1989.
2. Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма /Социс. — 1992.-№ 7.
3. Мертон Р. Явные и латентные функции /Американская социология.-М., 1994.
4. Павличенко М.В. К проблеме брачного выбора (по материалам специального пилотажного иселедования)/Вестник Московского университета. - Сер. 18. Социология и политология. - 1997. - №2.
5. Солодпиков В.В. Семья: социологические и социально-психологические парадигмы/Социс. — 1994. - №6.
Тема 8. Социальная структура общества
1. Социальная структура общества и ее основные элементы.
2. Классовая теория строения общества.
3. Теория стратификации. Основные критерии стратификации.
4. Социальное неравенство, его природа и виды.
5. Социальная мобильность: виды и каналы.
Основные понятия:социальная структура общества, социальная группа, социальный слой, социальная общность, класс, социальная стратификация, страта, социальное неравенство, маргинал, маргинализация, мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, индивидуальная и групповая, межпоколенческая и внутри поколенчес-кая мобильность, открытое и закрытое общество.
Темы докладов
• Концепция социальной структуры общества М. Вебера.
• Современные формы социального неравенства.
• Социальная структура российского общества и тенденции ее развития.
• Основные тенденции изменения социальной структуры общества: национально-культурный контекст.
Логические задания
1.Сравните классовый подход к анализу общества и теорию стратификации. В чем отличие подходов?
2. Какие критерии выступают основой для структурирования современного российского общества? По каким признакам можно судить о принадлежности конкретного человека к высшему слою?
3. Охарактеризуйте отношения между социальными слоями в современном российском обществе. Влияет ли на отношение к человеку его принадлежность к определенному социальному слою? Аргументируйте свой ответ.
4. Может ли неравенство быть справедливым?
5. На каждом этапе развития общества существуют свои социальные барьеры. Приведите примеры социальных барьеров, присущих: а) рабовладельческому обществу; б) средневековому обществу; в) современным западным странам; г) современному российскому обществу.
6. Придумайте ситуацию смены социального статуса вследствие индивидуальной и групповой вертикальной мобильности.