Проблема для дискуссии

Гюстав Лебон в своей книге "Психология народов и масс" отмечает: "Судьба народов определяется их характером, а никак не правитель­ствами". Согласны ли вы с этим суждением? Аргументируйте свою по­зицию по данному вопросу.

Логические задания

1. Почему в социологии наряду с понятием "социальная общность" существует понятие "социальная группа"?

2. Можно ли считать реальной группой:

1) людей, которые стоят в очереди в кондитерский отдел;

2) группу молодежи, собравшуюся на вечеринку в молодежном клубе;

3) студенческую группу;

4) фанатов футбольного клуба "Спартак";

5) представителей одной национальности.

3. 3. Какие потребности личности удовлетворяет ее принадлежность к группе?

4. 4. Какие факторы способствуют повышению эффективности груп­повой деятельности?

Тест

Социальная группа- это:

а) ряд людей, которые взаимодействуют друг с другом, ощущают свою
принадлежность к группе и воспринимаются другими, как члены
данной группы;

б) совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетво­
рения определенной социальной потребности;

в) система отношений, объединяющих некоторое множество людей
для достижения определенной цели.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995.

3. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. - Л., 1990.

4. Миллз Т.М. О социологии малых групп/Американская социоло­гия. - М., 1972.

5. Социология молодежи. /Под ред. В.Т Лисовского. - М., 1998.

6. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход/ Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.

Тема 7. Социальные институты

1. Понятие социального института.

2. Типология и функции социальных институтов.

3. Семья как социальный институт.

Основные понятия:социальный институт, институционализация, явная функция, латентная функция, специфическая функция, неспеци­фическая функция, семья, брак, семейно-брачные отношения, демогра­фическая политика.

Темы докладов

• Роль социальных институтов в поддержании стабильности общес­тва.

• Характеристика основных социальных институтов России.

• Тенденции развития современной семьи.

• Феминизм и традиционные семейные ценности.

Проблема для дискуссии

Беседы со студентами, у которых распались семьи, выявили такую причину разводов: "Оказалось, что он (она) не соответствуют моему иде-

алу". Что порождает такое несоответствие - легкомысленное отношение к браку или особые обстоятельства студенческой жизни?

Логические задания

1. Выразите свое отношение к высказыванию о том, что по мере со-
вершеиствования общества уменьшается необходимость в соци­
альных институтах.

2. Какие новые социальные институты возникли внутри современно­го российского общества за последние десятилетия?

3. Назовите отличие современной семьи от модели традиционной се­мьи.

Индивидуальное задание

1. Снижение устойчивости семьи и рождаемости в нашей стране оце­нивается социологами по-разному. Одни видят в этом признаки появления семьи нового типа - "супружеской семьи", где глав­ным становится духовное и сексуальное общение супругов, их до­суг. Другие ученые расценивают снижение рождаемости и устой­чивости семьи как временные негативные явления, которые в бу­дущем будут устранены под влиянием активной демографической политики. А каково Ваше мнение о перспективах семьи?

2. В книге американского психолога Э. Берна "Игры, в которые иг­рают люди..." приводится такой эпизод. Муж приходит домой и видит, что в квартире не убрано, не вытерта пыль. Нетрудно пред­ставить реакцию, так сказать, "среднего мужа". Понятно, как по­ведет себя жена. Скорее всего, на упреки она ответит, повысив го­лос: "А я что, не работаю?! Взял бы тряпку и вытер бы эту самую пыль...". Но Берн рекомендует мужу поступить иначе; а именно: написать на пыльном столе одну фразу: "Я тебя люблю!" В чем преимущества такого подхода? Какой, по-вашему, будет реакция жены? Поможет ли тактичность мужа избежать ссоры?

3. В "Декларации прав и свобод человека и гражданина" сказано: "Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего

супруга и близких родственников, круг которых определяется за­коном". Объясните, почему членам семьи предполагаемого прес­тупника предоставляется такая льгота?

4. Маркс писал: "Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак". (Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - T.I. - С. 162). Насколько актуальны эти слова?

5. Всегда ли "брак" и "семья" существуют вместе?

Тест

Социальный институт- это:

а) совокупность норм, установок, правил, стандартов деятельности
и поведения в важнейших сферах и вопросах жизнедеятельности
общества;

б) социальная общность;

в) система отношений, объединяющих некоторое множество людей
для достижения определенной цели.

Литература

1.Андреев Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, струк­тура. - Свердловск, 1989.

2. Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма /Социс. — 1992.-№ 7.

3. Мертон Р. Явные и латентные функции /Американская социоло­гия.-М., 1994.

4. Павличенко М.В. К проблеме брачного выбора (по материалам специального пилотажного иселедования)/Вестник Московского университета. - Сер. 18. Социология и политология. - 1997. - №2.

5. Солодпиков В.В. Семья: социологические и социально-психоло­гические парадигмы/Социс. — 1994. - №6.

Тема 8. Социальная структура общества

1. Социальная структура общества и ее основные элементы.

2. Классовая теория строения общества.

3. Теория стратификации. Основные критерии стратификации.

4. Социальное неравенство, его природа и виды.

5. Социальная мобильность: виды и каналы.

Основные понятия:социальная структура общества, социальная группа, социальный слой, социальная общность, класс, социальная стра­тификация, страта, социальное неравенство, маргинал, маргинализация, мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, индивидуальная и групповая, межпоколенческая и внутри поколенчес-кая мобильность, открытое и закрытое общество.

Темы докладов

• Концепция социальной структуры общества М. Вебера.

• Современные формы социального неравенства.

• Социальная структура российского общества и тенденции ее раз­вития.

• Основные тенденции изменения социальной структуры общества: национально-культурный контекст.

Логические задания

1.Сравните классовый подход к анализу общества и теорию страти­фикации. В чем отличие подходов?

2. Какие критерии выступают основой для структурирования совре­менного российского общества? По каким признакам можно су­дить о принадлежности конкретного человека к высшему слою?

3. Охарактеризуйте отношения между социальными слоями в совре­менном российском обществе. Влияет ли на отношение к человеку его принадлежность к определенному социальному слою? Аргу­ментируйте свой ответ.

4. Может ли неравенство быть справедливым?

5. На каждом этапе развития общества существуют свои социаль­ные барьеры. Приведите примеры социальных барьеров, прису­щих: а) рабовладельческому обществу; б) средневековому общес­тву; в) современным западным странам; г) современному россий­скому обществу.

6. Придумайте ситуацию смены социального статуса вследствие ин­дивидуальной и групповой вертикальной мобильности.

Наши рекомендации