Что такое насилие и какова его роль в конфликте?
В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм. В широком смысле под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.
Типология насилия весьма обширна и многообразна. Можно квалифицировать насилие по видам причиняемого ущерба (например, физическое, психическое и др. виды насилия); по формам насильственного воздействия (убийство, террор, изнасилование и т. д.); по субъектам конфликтного взаимодействия (насилие в межличностных, групповых и др. конфликтах). Одним словом, насилие в конфликтах имеет столь же многообразную типологию, как и сами конфликты.
Однако для исследования проблемы более продуктивным является иной подход к классификации насилия. В основе его лежит разграничение насилия на два основных вида: прямое насилие и структурное насилие.
Прямое насилие предполагает непосредственное воздействие субъекта на объект (убийство, телесные повреждения, задержание, изгнание и т. д.).
Структурное насилие – это создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей (например, эксплуатация человека человеком в обществе).
Насилие можно рассматривать, как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на порабощение и уничтожение одних индивидов и социальных групп другими. Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор и массовые убийства людей.
Развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. XX век побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия. Только в двух мировых войнах погибло свыше 70 млн человек, а в различного рода локальных конфликтах – еще около 30 млн. Десятками миллионов исчисляются жертвы преступлений против личности.
Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Особенно тревожная тенденция роста насилия наблюдается в современном российском обществе. В последние годы в нашей стране насилие стало универсальным средством разрешения любых социальных конфликтов, возникающих как на уровне государственных структур и отношений, так и на уровне взаимодействия отдельных индивидов.
Современные исследования подтверждают факт наличия в психике отдельных личностей предрасположенности к агрессивному поведению или насилию. Но все же решающим фактором формирования агрессивности является влияние социальной среды, в которой проходит социализация личности.
В обществе или социальной общности, где культивируется жестокость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста впитывают в себя навыки агрессивного поведения. Особенно негативное влияние на социализацию ребенка оказывает насилие в семейных отношениях, например, агрессивное поведение отца по отношению к другим членам семьи.
В годы коммунистического правления в СССР насилие и жестокость были возведены в ранг государственной политики, а «образ врага» (которого надо беспощадно уничтожать) стал одним из самых распространенных феноменов общественной жизни. Коммунистическая идеология оправдывала государственный экстремизм, выдавая его за самый надежный и эффективный способ разрешения классовых противоречий. Из людей вытравливали основные нравственные и гуманные ценности (совесть, честь, сострадание, милосердие и др.), отравляя их сознание ядом ненависти и жестокости.
Авторитарные отношения (на всех уровнях социализации) формируют личность, готовую подчиняться силе и власти. Но в отношениях с более слабыми или стоящими на более низких статусно‑ролевых позициях такая личность весьма агрессивна и безжалостна. Одним из примеров авторитарных взаимоотношений может служить феномен «дедовщины» в Российской Армии.
В последние годы общественность и специалисты бьют тревогу по поводу заполонившей экраны продукции, пропагандирующей секс и насилие. Исследования, проведенные в США и других странах Запада, показали прямую зависимость между насилием на экране и насилием «как в кино».
Не менее пагубное влияние на рост насилия в обществе оказывает безнаказанность в реальной жизни. Десятки и сотни нераскрытых убийств и других преступлений порождают новые преступления. А бытовое насилие в семье (драки между супругами, издевательства родителей над детьми и др.) по сути является узаконенной формой семейных отношений, легальным институтом воспроизводства насилия.
В конфликте насилие может использоваться и как средство достижения цели, и как самоцель.
На межличностном и групповом уровне можно выделить следующие мотивы насилия и жестокости:
• импульсивная жестокость как непосредственная реакция на ситуацию, обусловленная эмоциональной несдержанностью (например, неадекватная на действия потерпевшего);
• инструментальная жестокость, используемая как средство достижения преступной цели (грабеж, изнасилование, устранение конкурента и т. д.);
• вынужденная жестокость как результат подчинения требованиям определенного субъекта, например, лидера группы, стремящегося создать обстановку круговой поруки;
• жестокость как результат групповой солидарности, реализующей стремление сохранить или повысить свой престиж в группе;
• жестокость как основной мотив и цель преступного поведения, обусловленная социально‑психологическими свойствами личности, для которой насилие является не способом достижения цели, а самоцелью.
Последний вид мотивации насилия является одним из самых опасных. На межличностном и групповом уровне он порождает феномен Джека потрошителя или Чикатилы, а на уровне государственных структур – Нерона, Дракулы, Гитлера, Сталина.
Насилие широко используется как средство власти. Само понятие «власть» предполагает насилие (принуждение). Но если на уровне межличностных и межгрупповых отношений наиболее распространенной формой является прямое насилие, то на уровне властного взаимодействия широко применяются все виды насилия: прямое, структурное, культурное. При этом тоталитарные политические режимы (фашистский, коммунистический, националистический) в большей степени тяготеют к прямому насилию (террор, репрессии, депортации, концлагеря), а либерально‑демократические – к структурному. Но любая власть стремится легитимизировать (узаконить) применяемые ей виды насилия, сделать насилие необходимым (естественным) элементом культуры. Для этого используются различные средства: убеждение, принуждение, авторитет вождя, стимулирование, манипулирование и др. Наиболее радикальными формами политического насилия в обществе являются Гражданская война и геноцид против собственного народа.
Главной целью политического насилия является власть, обладание которой дает возможность распоряжаться людьми и ресурсами и легально применять насилие.
Литература
Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие. – Мн., 2000.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1992.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт! – Новосибирск, 1984.
Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования, 1994, № 5.
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М., 1995.
Козер Л. Функции социального конфликта. – М., 2000.
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 2001. Социальная конфликтология: Учеб. пособие. – М., 2002.
Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М., 1998.
Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Кн. 1. – М., 2001.
Тесты
Каждый вопрос может содержать от одного до трех правильных ответов. Выбери правильный ответ.
Тест № 1
1.Социология – это наука о:
а) истории развития общества;
б) социальных общностях и закономерностях их развития;
в) взаимодействии общества и природы.
2.Родоначальником социологии является:
а) К. Маркс;
б) О. Конт;
в) А. Смит.
3.Методы исследования социологической науки:
а) фундаментальные теоретические исследования;
б) преимущественно эмпирические прикладные исследования;
в) единство теоретических и эмпирических исследований.
4.Последовательность проведения социологических исследований:
а) исследования начинаются с теории и заканчиваются практикой;
б) исследования начинаются с теории, потом переходят к практике и заканчиваются теорией;
в) исследования начинаются с практики и заканчиваются теорией.
5.Почему социология как наука стала востребованной только в середине XIX в.?
а) это связано со значительным прогрессом в науке, технике, культуре;
б) это обусловлено тем, что формируется гражданское общество;
в) это обусловлено тем, что появляется правовое государство.
6.Общество – это:
а) большая группа людей, имеющих общую религию;
б) исторически сложившаяся общность людей;
в) большая группа людей, объединенных общими законами.
7.Личность – это:
а) человек, достигший гражданской зрелости;
б) человек, обладающий особыми индивидуальными качествами;
в) человек, обладающий социально значимыми качествами.
8.Социализация личности – это:
а) процесс интеграции индивида в социальную среду;
б) воспитание в человеке высоких моральных качеств;
в) процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей.
9.Социальная стратификация – это:
а) структурированная система социального неравенства;
б) деление общества на бедных и богатых;
в) дифференциация общества на социальные слои.
10.Что является объединяющим фактором для малой неформальной группы?
а) общая территория, на которой формируется группа;
б) общие интересы;
в) единые правовые нормы.
11.Семья – это:
а) малая социальная группа;
б) малая группа и социальный институт;
в) социальный институт.
12.Социальное неравенство – это:
а) различия в умственных и физических способностях людей;
б) различия в образовании и воспитании;
в) различия в социальных статусах.
13.В социальной структуре российского общества самым многочисленным является:
а) средний класс;
б) низший класс;
в) высший класс.
14.Высокая степень мобильности присуща обществу:
а) авторитарному;
б) демократическому;
в) тоталитарному.
15.Предметом исследования социологии, политологии является:
а) внешняя и внутренняя политика государства;
б) система политической власти;
в) взаимоотношение политического и социального.
Тест№ 2
Выберите наиболее подходящий вариант ответа на предлагаемые вопросы.
1.Наиболее характерным типом семьи для развитых стран является:
а) многопоколенная семья;
б) нуклеарная семья;
в) патриархальная семья.
2.Семья как социальный институт:
а) существовала всегда;
б) возникла на определенном этапе развития общества естественным образом;
в) это искусственное образование, придуманное людьми.
3.По мнению Аристотеля:
а) на ранней стадии развития общества существовал матриархат;
б) патриархат был изначально задан и является вполне закономерным;
в) имели место и патриархат, и матриархат.
4.Моногамная семья возникает:
а) с возникновением первобытного общества;
б) с возникновением частной собственности и государства;
в) в период становления буржуазных отношений.
5.Семья это:
а) малая социальная группа;
б) и малая социальная группа, и социальный институт;
в) социальный институт.
6.Основные функции патриархальной семьи:
а) супружеская любовь в браке;
б) домохозяйство;
в) рождение и воспитание детей.
7.Назовите одну из основных причин возникновения политики:
а) усиление власти родоплеменных вождей;
б) социально‑классовое расслоение общества;
в) желание людей иметь сильную централизованную власть.
8.Какой слой населения, по мнению Аристотеля, обеспечивает стабильность государства?
а) высший;
б) низший;
в) средний.
9.Как называется труд Т. Гоббса, в котором он изложил идею «общественного договора»?
а) «О государстве»;
б) «Левиафан»;
в) «О гражданстве».
10.Какова роль среднего класса в обществе?
а) из него формируется политическая элита;
б) он составляет основу гражданского общества;
в) это самый передовой класс в обществе.
[1]Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997. С. 16.
[2]Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. С. 526–527.
[3]Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1984.
[4]Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997. С. 17–19.
[5]Тадевосян Э.В. Словарь‑справочник по социологии и политологии. – М., 1996. С. 166.
[6]См.: Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
[7]См.: Лебон Г. Психология масс. – Мн., 2000.
[8]Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. – М. 2003. С. 251.
[9]Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.
[10]Рысь Ю.И, Степанов В.Е. Социология. – М., 2003.
[11]Ленин В.И. Соч. Т. 39. С. 15.
[12]Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
[13]Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества. – М., 2003. С. 471–473.
[14]См.: Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлении россиян // СОЦИС. № 3, 2004.
[15]Добреньков В.И., Блинов А.О. Социолого‑исторические взгляды на бедность. Вестник Московского университета. Серия 18 // Социология и политология. 2004, № 3. С. 166.
[16]Заславская Т.И. Указ. источ. С. 476–477.
[17]Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // СОЦИС, № 12. 2004.
[18]См.: Туманов С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение (опыт интегративного анализа). – М., 2000.
[19]Бергер ПЛ. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. – М., 1996. С. 92.
[20]Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1975. С. 4.
[21]Геродот. История, IV, 180. Л., 1972. С. 232.
[22]Медков В.М. «Бомба депопуляции»: Опыт России – итоги и уроки // Вестник Московского университета. Сер. 18. 2000. № 4. С. 64.
[23]Демографический ежегодник РФ. 1999. С. 170.
[24]Кристол И. Контркультуры // Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т. 2. Вып. 3. С. 33.
[25]См.: Смелзер Н. Социология. – М., 1994.
[26]См.: Московичи С. Машина, творящая богов. – М., 1998.
[27]Коваль Б.И., Ильин М.В. Власть versus политика // Политические исследования. № 5. 1991. С. 154.
[28]Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. – М., 1990.
[29]См.: Менеджмент: Учеб. пособие. – Ростов‑н/Д, 2000; Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. – М., 1998.
[30]См.: Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
[31]См.: Верховин В.И., Логинов СБ. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования, 1995, № 8.
[32]Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996. С. 21.
[33]Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. – М., 1996. С. 58–65.
[34]См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
[35]См.: Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.
[36]Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.
[37]См.: Яковец Ю.В. История цивилизаций. 2‑е изд., перераб. и доп. – М., 1997.
[38]Сорокин П.А. Социология революции / Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. С. 270.
[39]См.: Рывкина Р.В. Драма перемен. 2‑е изд., перераб. и доп. – М., 2001.
[40]Тихомиров Ю.А. Управление делами общества. – М., 1984. С. 11.
[41]См.: Хайтун С. Новая русская номенклатура. Московские новости № 17, 23– 29 апреля 2004 г.