Понятие экономического поведения
1. Поведение представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества.
В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы; формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям.
Экономическое поведение - это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.
Предпосылки экономического поведения:
1. Экономическое сознание.Экономическое сознание выступает структурным компонентом общественного сознания и подчиняется общим закономерностям развития его структуры. Являясь неотъемлемой стороной экономической жизни, экономическое сознание отражает прежде всего состояние экономических отношений, “участвует” в их реализации в качестве фактора социально-экономического развития: воплощается в экономической политике государственных органов, проявляется в принципах экономической организации всей общественной жизни, материализуется в деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимой субстанцией экономического сознания выступают - система экономических институтов в обществе (например: рынок труда и капиталов, потребительский рынок товаров и услуг, трудовые ресурсы и занятость населения, уровень жизни населения и социальная сфера и др.), состояние экономической науки, состояние и принципы организации высшего (в частности, экономического) образования.
2. Экономическое мышление. Включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни.
Факторы формирования экономического мышления:
- число форм собственности, в рамках которых хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность;
- число других субъектов экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует;
- разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных норм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.);
- интенсивность, поливариантность и качественная специфика связей;
- направленность и сила связей . др.
Чем более значимыми являются факторы формирования экономического мышления, тем более глубокой становится включенность социального субъекта в экономическую практику, в результате которой компоненты экономического мышления объективируются и со временем могут быть включены в сферу экономического сознания.
Используя ту или иную технику экономического мышления люди определяют тот или иной тип экономического поведения.
3. Экономические интересы. Общаясь друг с другом по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои потребности. Сущность интересов заключается в том, что они являются характеристикой социально-экономического положения людей, которая показывает, что людям в силу этого положения, выгодно или невыгодно сделать и в какой степени. Экономический интерес - это основная категория для обозначения реальных причин и коренных, наиболее глубоких мотивов экономической деятельности и экономического поведения людей, стоящих за их непосредствеными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т.д.
Именно экономический интерес способствует согласованности во взаимодействии различных социальных групп и слоев в ходе непрерывного приспособления к экономическим изменениям, формирующем это взаимодействие. Экономические отношения, проявляя в экономических интересах, приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей.
Основные характеристики экономического интереса:
1) экономические интересы всегда имеют своих носителей, они всегда субъектны, т. е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в определенные отношения между собой. Структура экономических интересов столь же многообразна, сколь многообразны и субъекты хозяйственных связей;
2) экономические интересы по своей природе объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в системе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. Нельзя ни произвольно изменить, ни игнорировать экономические интересы. Чтобы действительно изменить экономические интересы, нужно поставить их носителей в новые условия, изменить их роль в общественном производстве;
3) Экономические отношения (и выражающие их сущность экономические законы), проявляясь в экономических интересах, приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей. Ни законы, рассматриваемые сами по себе, ни экономические отношения как таковые еще не являются источниками самодвижения. Они становятся ими, лишь выражаясь в экономических интересах субъектов.
Поскольку экономические интересы есть форма выражения экономических отношений, постольку очевидно, что каждой общественной системе присуща своя особая структура этих интересов, свой специфический способ их взаимодействия. Основной каркас такой структуры образуют экономические интересы общества, классов, и социальных групп, трудовых коллективов и отдельных индивидов.
4. Социальные стереотипы.Социальный стереотип представляет собой схематичное, стандартизированное, устойчиво выражаемое представление о социальном объекте или явлении, как правило, эмоционально окрашенное. Степень выраженности эмоционального компонента социального стереотипа варьирует от безразличной до аффективной. Физиологическая основа социального стереотипа - способность головного мозга формировать определенный зафиксированный порядок условно-рефлекторных действий человека. Его социально-психологическая основа - социальная установка, ценностно-значимая для данной личности в ее деятельности и субъективно существующая в виде устойчивого образа, нормы поведения.
Социальный стереотип выражает привычное, закрепленной в сознании и поступках человека, его отношение к различным явлениям общественной жизни, другим людям и их общностям. Он аккумулирует предшествующий опыт индивида и различных социальных групп, сложившийся под влиянием социально-экономических условий, в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту. Социальный стереотип является конечным продуктом процесса стереотипизации - восприятия, классификации и оценки социальных объектов (фактов, событий и т.п.) на основе зафиксированных установок и представлений.
Учитывая все эти предпосылки, мы можем предсказывать экономическое поведение.
На самом деле люди не так уж рациональны и их выбор в реальной ситуации определяется:
- состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении;
- подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе;
- более глубинными причинами (часто не зависящими от них) - их экономическими интересами.