Важнейшие элементы культуры
Важнейшими компонентами культуры можно назвать:
1. Знаково-символический элемент, то есть знания, сформулированные в понятиях, представлениях и зафиксированные в языке. Язык - это форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык - это система знаков и символов, кодов, наделенных определенным значением, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Люди овладевают ими в процессе воспитания и образования. Это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.
2. Ценностно-познавательная система. Ценность - это свойство предмета удовлетворять определённые потребности, интересы. В систему ценностей социального субъекта входит предпочтительное и желательное.
- смысложизненные ценности - представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни
- универсальные: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, семья, родственники, образование, правопорядок), общественного признания (трудолюбие), межличностного общения (честность, бескорыстие), демократические (свобода слова, совести, партий, национального суверенитета)
- партикулярные - привязанность к малой родине, семье, вера в Бога.
- ценностная установка является программой с возможностью выбора вариантов деятельности, она направляет и стимулирует человека.
- мотив - это фактор, который ведет к превращению установок в активную деятельность. На основе интересов субъекта формируется цель деятельности как прообраз будущего.
3. Социокультурные нормы - правила или регулирующие начала. Особенность социальных норм - их императивность (повелительность). Это значит, что поведение не соответствующее норме вызывает негативную реакцию у других людей. Нормы возникают стихийно и по мере развития общества утрачивают свое значение.
4. Синтетической формой культуры являются образцы поведения:
Обряд - совокупность коллективных действий, вбирающих в себя социальные идеи, нормы, представления и вызывающих коллективные чувства. Обряд эмоционально действует на людей.
Обычай - это форма социального регулирования деятельности и отношений людей, это предписание из прошлого в виде праздников, обрядов, навыков, правил поведения. Обычай - это обобщенный компонент культуры - приготовление пищи, воспитание детей, отношение к старикам, манера поведения.
Традиция - это элементы социального и культурного наследия, переходящего из поколения в поколение длительное время. Совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры.
Символы – образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы.
Ритуалы – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определённое время, в строго определённом месте и в строго определённых обстоятельствах.
Модели поведения – это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации.
Контрольные вопросы
1. Разъясните понятие « культура », покажите её основные типы и функции.
2. Проанализируйте культуру по субъектам, по роли, по происхождению, по назначению.
3. Разъясните основополагающие закономерности развития культуры.
4. Сущность массовой культуры, её функции и цели.
5. Объясните содержание форм духовной культуры.
6. Покажите основные компоненты культуры: элементы, ценности, установки, нормы, традиции, обычаи.
Рефераты
1. Культура как система и форма, ее компоненты.
2. Функции и виды культуры, закономерности ее развития. Концепции культуры.
3. Субкультура. Массовая культура. Контркультура.
Контрольная работа
Вариант 1
1. Сущность культуры и ее типы.
2. Формы духовной культуры.
Вариант 2
1. Функции культуры.
2. Массовая культура и ее формы.
Вариант 3
1. Закономерности развития культуры.
2. Основные компоненты культуры.
ТЕСТ
1. Отметьте, какое понятие культуры Вы считаете наиболее приемлемым:
Культура – есть зеркало достижений общества, срез жизни
Культура – система регулятивных ценностей, норм, нравов
Культура – исторический уровень развития общества
2. Продолжите называть известные вам типы культуры:
Материальная, духовная ____
3. Верно или неверно названы функции культуры: человекотворческая, гносеологическая, ориентационная, рекреативная информационная, переориентационная, продуцирование и накопление духовных ценностей, нормативная, в чём их сходство и различие.
4. Расшифруйте, что означают закономерности в развитии культуры:
Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни __________________________
преемственность __________
неравномерность _________
рациональность и гуманность ___
специфическая роль традиционных начал _________________________
интернациональность ______
5. Массовая культура проявляется в __
_________________________
6. Разъясните сущность и место в формировании образа жизни следующих элементов культуры: традиции, обычаи, обряды, нормы, ритуалы, церемонии, язык, эталоны поведения, знания, символы, идеи. Приведите примеры.
7. Определите сущность основных видов духовной культуры:
Миф – это ________________
Религия – это _____________
Нравственность – это ______
Искусство – это ___________
Философия – это __________
Наука – это _______________
8. Прокомментируйте строчку из стихотворения Р. Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись».
9. О чём говорят следующие символы: серп, молот, двуглавый орёл, красный крест, белый флаг, пионерский галстук, раскраска индейского вождя, статуя свободы, чёрный пиратский флаг?
10. Назовите несколько современных ритуалов. В чём их социальные функции?
Литература
1. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. – М., 1989
2. Арнольдов. Культура и мир человека. – М., 1992
3. Здравомыслов А.Т. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986
4. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996
5. Социология. Под ред. Лавриненко. – М., 1998
6. Культурология. Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998
7. Радугин А.А. Культурология. Курс лекций. – М., 1997
8. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. – СПб., 1994
9. Энциклопедический словарь по культурологии. – М., Центр, 1997
10. Волков Ю. Социология/ Под общ. Ред. доктора философских наук профессора В.И. Добренькова – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2005