Концептуальные основания преподавания социологии в вузе

Концептуальные основания преподавания социологии определя­ются тем обширным теоретическим материалом, который был нако­плен этой наукой за последние два столетия. К этому следует доба­вить и многовековой опыт развития социальной философии, которая была и остается тем теоретическим фундаментом, на котором разви­ваются социологические теории. Кроме чисто онтологических моде­лей строения и функционирования общества, в социологии большое значение имеют методологические построения, определяющие прак­тический смысл социологических исследований, ее эмпирический базис и прикладную направленность.

Осмысление и практическое использование этих оснований предполагают затрату значительного времени, чему никак не содей­ствует тот объем часов, который отводится в вузах на изучение со­циологии. Поэтому, определяя объем изучаемого материала, прихо­дится выделять наиболее функциональные темы и направления, обо­значать лишь ключевые аспекты социологии, сохраняя при этом ее научность и комплексный характер.

Обойтись без подобной стратегии невозможно, т.к. чисто эмпи­рический (а в отдельных случаях и чисто бытовой) стиль изложения, случайный отбор материала, произвольное комплектование ключе­вых проблем не способствуют действенности преподавания социо­логии, выработке у слушателей осознания ее теоретической ценно­сти и практической значимости.

Современная стратегия преподавания социологии предполагает освещение следующих аспектов:

• структурно-логический и историко-научный анализ самой со­циологии;

• структурно-функциональный анализ общества;

• структурно-генетический анализ общества,

• специфика отраслевой социологии;

• методико-прикладной аспект социологического исследования.

В рамках каждого из этих аспектов имеется свой теоретико-категориальный уровень, свой эмпирический базис, свой историко-научный пласт, раскрывающий становление соответствующих кон­цепций, конструкций и парадигм, описывающих функционирование общества и развитие самой социологии.







концептуальные основания преподавания социологии в вузе - student2.ru Структурно-логический и историко-научныи аспекты изуче­ния социологии предполагают ознакомление студентов со структур­ной организацией социологического знания и основными этапами его становления и развития. Здесь ключевыми вопросами оказыва­ются проблемы определения предмета социологии, характеристика ее функций и значимости, структурной организации социологиче­ского знания, мест и роли социологии в системе обществознания. Большое значение для уяснения сути и значимости социологии име­ет история,ее становления развития и институционализации. Сам по себе этот материал достаточно обширный и в рамках общего курса (где ему отводится одно-два занятия) важно выделить наиболее зна­чимые вехи развития социологии. При любом планировании курса необходимо обратить внимание слушателей на три основные вопро­са: философско-теоретические предпосылки возникновения и разви­тия социологии; зарождение и основные этапы развития теоретиче­ской социологии; научное и прикладное значение эмпирических со­циологических исследований.

Субординация между различными фрагментами данного аспекта изучения социологии должна определяться их идейной значимостью и степенью информационного воздействия, при этом вполне воз­можно введение дополнительной информации, которая в наиболь­шей степени соответствует вкусам и пристрастиям как преподавате­лей, так и студентов.

Структурно-функциональный анализ общества предполагает, с одной стороны, выявление основных его компонентов, связей и их функциональных зависимостей, а с другой стороны, выработку аде­кватного категориального аппарата, который эти элементы превра­щает в теоретические конструкты, позволяющие логически смоде­лировать ту или иную картину функционирования современного общества. Поэтому здесь важно усвоить уже наработанные понятия и категории, а также те новые социальные проблемы, которые тре­буют дальнейшего развития теоретического языка. В рамках этого подхода особую познавательно-эвристическую ценность приобрета­ют такие понятия, как «личность», «группа», «семья», «институт», «статус», «роль», «государство», «управление», «власть», «социализа­ция», «конфликт», «контроль» и, наконец, само понятие «общество».

Структурно-генетический анализ общества преследует цель перейти от изучения его структуры и функционирования к проблеме исторического развития общества и отдельных его фрагментов. Здесь особую роль приобретают такие понятия, как «прогресс», «регресс», «развитие», «движение», «трансформация», «реформа-

ция», «эволюция», «революция». Причем, если история, изучая раз­витие общества, больше интересуется его прошлым, то социология, изучая современное состояние общества, в большей степени ориен­тирована на моделирование его будущего состояния.

Специфика отраслевой социологии предполагает изучение та­ких разделов социологического знания, которые ориентированы не на изучение общества в целом, а на изучение отдельных элементов (или подсистем) в качестве самостоятельного объекта исследования. Таковыми могут быть: семья, экономика, политика, образование, искусство, наука, религия, спорт, здравоохранение и т.д. В настоя­щее время существует около сотни таких разновидностей социоло­гического знания. Здесь особенно уместно профилирование мате­риала в соответствии со специализацией студенческой аудитории. Например, в университетах культуры естественным будет акцент на социологию культуры, в медицинских институтах — на социологию медицины и здравоохранения, в академиях спорта — социологию спорта и т.д.

В рамках же Белорусского государственного университета по­добная специализация возможна на каждом отдельно взятом факуль­тете. Здесь может быть предложена и социология семьи, и социоло­гия науки, и социология знания, и социология образования и т.д.

Методико-прикладной аспект социологического исследования предполагает изучение методики и техники прикладных социологи­ческих исследований. Хотя этот аспект имеет сугубо специальный характер и рассчитан в основном на подготовку специалистов-социологов, тем не менее он имеет и общеобразовательный смысл. Ясно, что выпускники специальных факультетов не будут сами про­водить социологические исследования. Но многие из них, заняв ру­ководящие должности в сфере производства, управления, политики, науки, в средствах массовой информации, так или иначе будут стал­киваться со все расширяющимся потоком социологической инфор­мации. Поэтому с тем, чтобы профессионально ориентироваться в этой информации, каждому специалисту необходим хотя бы мини­мум сведений о том, как эта информация делается, как к ней отно­ситься и какую пользу из нее можно извлечь. Именно поэтому дан­ный аспект при всем дефиците учебного времени не должен опус­каться как нечто второстепенное, ибо только здесь раскрывается са­ма технология изготовления социологической информации и ее практического использования.





При органической связи этих аспектов теория и практика будут существенно дополнять друг друга, изучение социологии лишится чисто школярского подхода и будет вызывать у слушателей живой отклик, стремление расширить рамки изучаемого материала за счет проработки дополнительных тем, которые выпадают из общего кур­са в силу недостатка учебного времени, что позволит расширить со­циологическую эвристику, творческие возможности студентов, сформировать культуру социологического мышления.

Наши рекомендации