Специфика объекта и предмета социологии преступности – отрасли социологии права. Преступность – социальный феномен: истоки и причины
Социология преступности, как одно из направлений юридической социологии, занимается как теоретическим, так и эмпирическим изучением факторов преступности и её причин.Как любая наука, она имеет свой объект изучения и предмет; кроме того, социология преступности оперирует своим специфическим категориальным понятийным аппаратом.
Объектом социологии преступности служит самапреступность как социальный феномен; предметом же являются изучение социальных условий появления преступности, основных ее факторов, корней и причин, также выяснения содержания социально- значимой роли наказания.
Итак, что есть преступность? Что есть преступление?
В действующем Уголовном Кодексе РК (раздел II ст.9) отмечается, что “преступлением называется совершённое виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания”. Следовательно, в уголовном праве преступные действия - “действия, которые носят следующие свойства: общественную опасность, виновность, противоправность, наказуемость”.
Иные источники содержат схожие дефиниции (определения, формулировки) этого социального факта:
1.“Преступление - действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности” (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 2004, с.574).
2.”Преступность - социально-правовое явление, включающее преступления, совершенные на конкретной территории в течение определенного времени и характеризующееся количественными и качественными показателями” (см.: Краткий статистический ежегодник Казахстана. - Алматы, 2006, с.75).
Итак, преступление – это социально опасное деяние, а преступность – социально- правовое явление.
Ученые, исследуя действие права, закона, приходят к выводу, что не всегда находят объяснения причины, по каким некоторые “деяния” объявляются законом преступными, а какие исключаются из этого ряда деяний. Исследователи вынуждены констатировать субъективность этих причин, когда “от воли законодателя зависит, какие поступки запретить, установив за них наказание, а какие нет” (Шестаков Д. А.). Например, указывают ученые, с момента ныне действующего в РФ Уголовного кодекса (01. 01. 1997 г.) в России “одномоментно” канули в Лету 60 “старых” составов преступлений, но 70 видов человеческого поведения, ранее не запрещенных уголовным законом, отныне были запрещены под страхом уголовного наказания.
Трудность в объяснении преступления создает сам человек, который для себя самого является извечной загадкой. Философы так и не ответили на вопрос: кто же по природе человек - носитель добра или зла?
Что характеризует природу человека в большей степени: врожденное стремление к созиданию или разрушению? Многие ученые-гуманитарии (например, Э. Фромм и др.) отстаивают дуалистический взгляд на природу человека. Следовательно, такой подход логичен и для преступного деяния - самого преступления?
“Преступление - явление парадоксальное: в нем мы находим (подчеркиваем это очень важное в настоящем контексте слово) как явное выражение зла, так и не менее очевидное проявление добра. Дело в том, что ни категория зла, ни категория добра не могут быть оценены всеми однозначно ... Потому и существует довольно распространенное мнение, что “отнюдь не всякий, кто соблюдает законы, хорош и не всегда можно назвать плохим их нарушителя”. Например, когда убийство человека рассматривалось как этически оправданное (для своего времени, эпохи) действо: дуэль, гладиаторы, а для современного периода - превентивное физическое уничтожение боевиков в местах их скопления.
Результаты социологического исследования, проблемой которого было выяснение оценки общественного мнения деяния жертвы насильника, которого жертва кастрировала и после совершенного деяния пришла с повинной в милицию.
В данном социологическом опросе принимали участие студенты юридического и социологического факультетов и школьники старших классов, а также милиционеры-слушатели Учебного Центра. Респондентам были заданы два вопроса: 1)Как они относятся к поступку женщины - жертвы насильника? 2)Следовало ли об этом рассказывать в газете?
Таблица. Оценка деяния жертвы насильника:
оценка деяния жертвы | все (%) отве- тившие | студ- юрис | Студ. - социол. | милиционеры | школьн. 10-11-х классов |
всего | |||||
одобрительно | |||||
неодобрит. | |||||
неоднозначно |
Как видно из приведенной таблицы, среди опрошенных довольно высокий процент (53%) тех, кто выражает солидарность с преступницей, она же жертва насильника.
Очевидно, что преступление как мера ценностного отношения к окружающему миру, прежде всего, признавалось или не признавалось (и ныне признается или не признается) таковым, никак не по воле государственной, выраженной в норме уголовного закона, а под воздействием господствующего в правовой жизни обычая, этической нормы. И таким образом, преступление общепринятым может быть только в том случае, когда оно одинаково, т. е. всеми участниками общественных отношений воспринимается именно как общественно опасное, противоправное и уголовно наказуемое деяние.
Из этой “конструкции” ученые-юристы формируют следующее суждение: “общество без преступлений утопично” (В. В. Лунеев), а “признание преступности как естественного свойства человеческого общества способно породить безысходность у людей, государства и общества” (Е. И. Каиржанов).
Считается, что многие дефиниции, определения, понятия, категории социологии преступности позаимствованы у немецкого социолога Э. Дюркгейма (1858-1917), который в своих трудах исследовал многие проблемы юридической социологии, в том числе и социологии преступности. Ученый считал, что правовые нормы способны более объективно, чем, например, чувства, рассказать о социальных фактах того или иного общества.
Э. Дюркгейм считал, что преступление - это то, что общество определяет как таковое. Наказание, конечно, имеет целью наказать, исправить преступника или запугать его возможных подражателей, но это не главное в нем, считал ученый. Подлинная функция наказания, по Дюркгейму, - обеспечить нормальное функционирование общества и должный уровень общественного сознания.
Выясняя корни преступности, Дюркгейм использует понятие аномии, которое означает разрегулированность, нормативный вакуум в данном обществе. Индивид, находясь в таком нормативно-ценностном вакууме (аномии общества), ощущает разрыв между своими жизненными запросами и социальной нормой, которую ему предлагает общество. И совершает преступление.
Таким образом, по Дюркгейму, социология преступности должна уделять особое внимание праву и его связи с жизнью, с реалиями, а также аномии как причину социальной патологии и преступности.
Преступное поведение начинается, как правило, с отклонений от морали и общепринятых в данном обществе правил, с поведения, отклоняющегося от социальных норм. Такое поведение называется девиантным. Этот тип поведения распространен достаточно широко и не является сам по себе преступным, но часто приводит к преступности.
Практически все исследователи, занимавшиеся проблемой девиации, подчеркивали социальную природу девиации. Например, американский социолог Т. Парсонс считал, что “действия девиантов определяют не столько их личные качества, сколько взаимодействия между ними, другими девиантами и агентами социального контроля”.
В социологии преступности существует своё определение преступного поведения - “делинквентное”. Термин “делинквентность” - от латинского delinquo - совершить поступок, провиниться, погрешить - “охватывает множество различных нарушений правовых и социальных норм от простого озорства, до криминальных действий, таких, как кражи”. Поэтому: “девианты” - лица с отклоняющимся от социальных норм поведением, а “деликты” - преступники и совокупность противоправных поступков, или преступление, получило название делинквентного поведения (букв. преступное). При этом предполагается, что девиантное поведение относительно, а делинквентное - абсолютно. В этом противоправном поведении на различных уровнях проявляются в особенности те общественные закономерности, познание которых имеет большое значение, например, в научном обосновании социального управления и контроля, в частности, через систему санкций.
Эта терминология была официально разработана в 1899 г., когда был принят первый Кодекс подростковой делинквентности в Чикаго. В настоящее время Комитет министров Совета Европы рекомендует государствам - членам Европейского Сообщества - применять к совершеннолетним правонарушителям, не достигшим 21 года, те же меры наказания, что и к несовершеннолетним.
Трактовка делинквентного поведения является довольно широкой, она включает в себя и насильственные правонарушения, а правонарушения в группе. Исследователи применяют понятие “насилие”, его определяют тоже широко: это нанесение “эмоционального, психологического сексуального, физического и / или материального ущерба”, а также включает “намеренное и осуществленное против воли человека применение физической силы, ... реальную угрозу его применения, с использованием вербальных и невербальных средств.
Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. К такому поведению относятся коррупция, взяточничество, мошенничество, подделка документов, промышленный шпионаж, воровство, разбой, грабеж и др.
Специалисты социологии преступности указывают на следующие основные причины преступности в обществе:
1)социальная дезорганизация общества;
2)социальная депривация (рост бедности);
3)социальная аномия (разрегулированность и дисфункция социальных институтов, в том числе законодательства) общественных отношений;
4)усиление отчуждения во всех сферах общества.
Все эти причины органично взаимосвязаны, преобладание одной ведет к усилению другой и наоборот. Например, по данным Всемирного Банка, из 6 млрд. населения земли 2, 8 млрд.(почти половина) живет менее чем на $2 в день, а 1,2 млрд. человек (т. е.1/5-я часть населения) - менее чем на $1 в день. Затянувшееся состояние бедности (а не сознательно избранного аскетизма) порождает правовой нигилизм, поляризацию и криминализацию общества, алкоголизм, социальный пессимизм, маргинализацию, озлобление люмпена.
Ученые, занимающиеся изучением преступности, вывели т. н. “закон насыщения преступностью”, из которого следует, что само по себе существование в человеческом обществе преступности нормально, пока она (преступность) не превышает определенного уровня в социуме (Э. Дюркгейм), т. е. “существование преступности - норма, а ее рост - патология” (Ф. Лист). Поэтому сторонники этой концепции решающее значение в борьбе с преступностью придают мерам сдерживающего характера, позволяющим вовремя ее выявить и поставить под контроль социума.
Преступность - отражение пороков человечества. Мировая статистика свидетельствует о том, что она захлестнула мир, масштаб ее огромен. За последние 30-40 лет мировая преступность в целом имеет стойкую тенденцию к росту и увеличилась в 3-4 раза. Общий прирост преступности в мире вырос на 25 процентов. Особое беспокойство вызывает рост терроризма, в том числе, в масштабах планеты, когда гибнут ни в чем не повинные мирные люди, дети, старики.
Не составила исключение в плане развития (даже обострения) “патологии” и территория стран СНГ, здесь преступность возросла в 6-8 раз; поэтому задачи по борьбе с преступностью остаются актуальными. Объектом и агентом социальной аномии очень часто становятся несовершеннолетние и молодёжные группы. Именно поэтому эти социально-демографические группы находятся в центре внимания социологии преступности. Кроме того, резкий всплеск уровня преступности вызвала т. н. «беловоротничковая» преступность, коррупция среди государственных чиновников, масштабы которой стали угрожать национальной безопасности всех стран СНГ.