Социальные группы: виды, характеристики
Важной разновидностью социальных общностей являются социальные группы.
Социальная группа - совокупность людей, имеющих общий социальный признак, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.
Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:
v устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;
v относительно высокой степенью сплоченности членов группы;
v отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
v вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.
В социальной литературе существует множество классификаций социальных групп. Так, американский социолог Е. Юбэнк разработал основные признаки, которые могут быть использованы для проведения классификации социальных групп:
v этническая или расовая принадлежность;
v уровень культурного развития;
v типы структуры, существующей в группе;
v задачи и функции, выполняемые группой в более широких общностях;
v преобладающие типы контактов между членами группы;
v различные виды связей, существующих в группах на основе принадлежности к ним индивидов.
В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются группы большие и малые, первичные и вторичные, референтные, формальные и неформальные социальные группы и другие.
В социологии выделяют два класса социальных групп:
v условные группы – классификационное подразделение людей по объективным признакам: профессия, национальность, место проживания, пол, возраст, образование. Такой подход характерен для демографического анализа, хотя социологи используют его при проведении социологических исследований;
v реальные группы – подразделения людей по субъективно осознанным и признанным (санкционированным) признакам, объединяющим их в совместной деятельности: партии, профсоюзы, движения, блоки, клубы, фракции.
Реальные социальные группы, в свою очередь, делятся на большие и малые.
Большие социальные группы имеют общие статусные признаки, цели, но их члены не вступают в межличностные контакты и могут не знать друг друга. К этим группам можно отнести партии, профсоюзы, классы, сословия, нации, молодёжные, спортивные, религиозные объединения.
Малая группа имеет следующие сущностные признаки:
1) малая группа включает в свой состав ограниченное число лиц, как правило, от 2 до 7;
2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуют в течение определённого времени, но всегда более чем в рамках одной встречи;
3) каждый из членов группы взаимодействует со всеми остальными членами; как следствие этого, число связей в группе увеличивается в геометрической прогрессии, когда число её членов увеличивается в арифметической прогрессии;
4) члены малой группы осознают свою принадлежность к ней;
5) благодаря постоянству контактов каждый член группы создаёт определённое представление об остальных членах группы, достаточно индивидуальное, чтобы реагировать на него в соответствии с этим впечатлением во время встречи или после неё;
6) члены группы имеют общие цели;
7) как правило, члены группы вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.
Малые социальные группы характеризуются тем, что их члены осуществляют реальное, непосредственное, межличностное и внутригрупповое общение.
С учётом степени их внутренних связей малые социальные группы бывают:
1) диффузные группы, члены которых вступают в контакты и межличностные отношения как эпизодически, так и на основании личных симпатий и антипатий;
2) ассоциативные группы, члены которых вступают в контакты из соображений личностно значимых целей;
3) корпоративные группы, члены которых вступают в общение, связь из соображений личностно значимых, но асоциальных целей;
4) коллективные группы (коллективы), члены которых вступают в межличностные отношения, обусловленные и личностно и общественно значимыми целями (установками). Характерными чертами малой социальной группы являются:
v малочисленный состав;
v пространственная близость членов;
v длительность существования;
v общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;
v добровольность вступления в группу;
v неформальный контроль за поведением членов.
Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Отличительными признаками этих групп являются непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности.
Именно через них индивиды получают первичную социализацию, осваивают правила поведения, нормы. Эти группы вводят человека в общественную жизнь. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда. Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что она выполняет роль первичного связующего звена между обществом и личностью.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения, имеющие определенную цель. В этих группах ценится умение выполнять определенные функции. Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, — организация (политическая, производительная, религиозная).
Референтные группы - означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Различают нормативные и сравнительные референтные функции группы. Нормативная функция референтной группы проявляется в том, что она является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Особенно это касается тех референтных групп, которые слабо распадаются в течение длительного времени - семья, община и поэтому выступают в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.
Поэтому референтную группу часто называют эталонной, член такой группы стремиться походить на других её представителей. Такое явление называется предвосхищающей социализацией.
Референтная группа выполняет три важные функции:
- статусную (информативную), способствующую формированию у индивида представления о его месте в социальной структуре общества;
- регулятивную (нормативную), устанавливающую для личности социальные нормы общества, других социальных групп;
- мировоззренческую (ценностно-оценочную), определяющую установки, ценности, идеалы и цели человека.
В формальных группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в чёткой специальности членов, выполняющих свои особые функции.
Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется главным образом за счёт авторитета, а также фигуры лидера.
Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования, типа комиссий.
Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует относительно независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.
Ингруппы – это такие группы, в которых человек чувствует свою принадлежность к ней и идентифицирует себя с её членами («мы»), например, «моя семья», «мой класс».
Аутгруппы – группы, к которым индивид не принадлежит («не мы», «другие».)
Групповая динамика
Групповая динамика — это взаимодействие, взаимоотношения членов социальных групп между собой. К процессам групповой динамики относятся:
v руководство и лидерство;
v формирование группового мнения;
v сплоченность группы или конфликты;
v групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы;
v стимулирование деятельности или снижение активности членов.
Лидерство бывает авторитарным, харизматическим, демократическим, кратковременным, длительным, стиль невмешательства.
В качестве коммуникации в группах можно определить взаимоотношения типа - круг, змея, штурвал, игрек (Y), паутина и др.
Важнейшими элементами социальных групп и организаций являются:
1. Социальная структура - центральный элемент любой организации, включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных взаимоотношений между членами организации, и, прежде всего, отношения власти и подчинения. Каждый индивид окружен множеством правил, запретов и разрешений. Они необходимы для упорядочения общественной жизни
2. Нормативная структура - включает в себя ценности, нормы и ролевые ожидания. Ценности — это критерии привлекательности и разумного выбора целей, а также оценки окружающих социальных норм. Нормы — это управляющие поведением обобщенные правила. Любая социальная структура имеет цели: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.
Цели-задания — это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня, т.е. задания, которые определяют целевое существование организаций.
Цели-ориентации — это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации.
Цели-системы — это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, сохранить равновесие, стабильность, целостность.
Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми. Для их достижения организация ставит перед собой множество промежуточных, вторичных, производных целей: укрепление дисциплины, стимулирование работников, реорганизация, улучшение качества работы.
Одна из современных систем управленческих функций в организации может быть представлена следующим образом:
v деятельность как руководителя и лидера организованного объединения, интеграции членов организации;
v взаимодействие — формирование и поддержание контактов;
v восприятие, фильтрование и распространение информации;
v распределение ресурсов;
v предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих;
v ведение переговоров;
v проведение инноваций;
v планирование;
v контроль и направление действий подчиненных.
В организации те, кто занимается выполнением функций управления, входят в особую группу, называемую бюрократической администрацией.