Контактные социальные общности
В контактных общностях выделяют аудиторию, толпу и контактные круги.
В отличие от множеств здесь присутствуют ориентация на другого, социальное действие, устанавливается социальная связь. Но эти связи носят контактный характер, т.е. они неустойчивы, случайны, не являются самовозобновляемыми.
Аудитория – одноразовое кратковременное, как правило, узконаправленное взаимодействие лектора (певца, актера и др.) и слушателей. Аудитория напоминает рассеянную массу слушателей радиопередачи, читателей той или иной газеты – и в том и другом случае индивиды реагируют на внешний источник информации. Но в отличие от массы аудитория – это не изолированные, а находящиеся в прямом или мысленном контакте друг с другом индивиды. В аудитории возникает два вектора связей: от слушателя к исполнителю (лектору) и от слушателя к слушателю. Именно наличие последнего вектора создает общность всех слушателей, зрителей в зале, аудитории, на стадионе и т.д. Но общность эта контактна, ибо ориентация на другого слушателя носит кратковременный поверхностный характер, хотя обязательно имеет место. Так, находясь в кинотеатре или концертном зале мы видим как люди реагируют на выступление и нам неудобно сохранять индифферентность.
Толпа- спонтанная, временная общность людей, характеризующаяся неосмысленной взаимной отзывчивостью, эмоциональным «заражением» и подражанием. Толпа, как и агрегация, всегда территориально локализована, и как всем общностям толпе присуще совпадение целей. Но, в отличие от агрегации между участниками толпы возникает определенная ориентация на другого, социальные связи, обмен мнениями, содействие, выработка общих планов действия, а также подражание, и другие формы быстродействия и неосмысленной взаимной отзывчивости.
Существует несколько разновидностей толпы:
· случайная толпа – возникает, когда произошло какое-то событие, «выбившее» людей из привычной колеи и вызвавшее их особый интерес. К такой толпе относятся зеваки. Случайная толпа является неустойчивой и легко распадается;
· обусловленная толпа – например, очередь за продуктами. Для ее возникновения требуется предварительное условие – наличие дефицитного или дешевого товара. Образование такой толпы планируется заранее;
· действующая толпа – сборище, восставшая толпа. Для нее характерно агрессивное поведение и особый эмоциональный накал. В такой толпе может выделяться вожак, однако его лидерство заканчивается вместе с распадом толпы;
· специально организованная – митинг, демонстрация. В этом случае мы сталкиваемся с относительно устойчивой организацией и распределением функций, иерархией, порядком действий. В такой толпе можно обнаружить ядро участников, которое выделяется осознанным, рациональным поведением и направляет поведение толпы в нужное русло.
В толпе индивиды утрачивают свое собственное мнение. У индивидуального участника толпы происходит «потеря самоконтроля и способности к критическому суждению, наплыв порывов и эмоций, многие из которых обычно подавлены» (Г. Лебон). Поведение личности в толпе характеризуется повышенной аффективностью (эмоциональной возбудимостью). Проникаясь коллективным возбуждением, человек, как правило, перестает рационально-критически воспринимать ситуацию, теряет самоконтроль. Причины этого, в частности, в чрезвычайной насыщенности аффективных контактов, взаимных реакций на предельно малом замкнутом пространстве. В этих условиях человек, как правило, не способен анализировать поступки, высказывания других, прежде чем отреагировать на них. Иными словами, человек, отказывается от присущих ему в обычной обстановке процедур принятия решения. Это порождает чрезмерную внушаемость индивида. Вследствие повышенной аффективности он сразу же откликается на предложения, порой самые сумасбродные. Порывы, побуждения чаще всего получают немедленное воплощение. В толпе эффект внушения очень высок, что делает ее высокоэффективной для индивида, вовлеченного в нее. В то же время внушаемость распространяется только на цель, которая объединила людей в действующую толпу и только на участников толпы (посторонние люди часто иронизируют над участниками толпы). Потеря способности рационально-критически оценивать ситуацию и повышенная внушаемость деиндивидуализируют людей, превращая их в «стадо баранов» - ведь именно врациональном обдумывании, взвешивании альтернатив сильнее всего проявляются особенности, склонности, способности, жизненный опыт личности. Повышенная аффективность и внушаемость смывает черты индивидуальности. Если индивидуальность проявляется, то только в эмоционально-импульсивном аспекте (один кричит громче другого), но смысл социальных действий остается у всех одинаковым. Опасность толпы в том, что она открыта для агрессивных, низменных, бездумных действий.
Социальные круги- это круг профессионалов, друзей, знакомых, людей одного социального положения, собравшихся вместе, чтобы удовлетворить свои социальные потребности, потребности в общении, заботе о других, внимании к себе, признании, престиже. Социальные круги – это и блистательный аристократический бал, и салон мадам Шерер из «Войны и мира» и встречи приятелей и конференция ученых. Для всех этих встреч характерно одно: вэтих контактных общностях происходит довольно малообязывающий, поверхностный обмен эмоциональными ресурсами, общением, информацией. Круги могут быть достаточно устойчивыми или одноразовыми, но от этого социальная суть взаимоотношений существенно не меняется. Обмен информацией, симпатией, эмоциями не порождает серьезных взаимных обязательств людей по отношению друг к другу. Они не связаны глубинными взаимодействиями, которые вынуждают человека учесть мнение партнера.
Общности типа социальных кругов немало способствуют созданию сети таких контактных социальных связей, как знакомства, деловые связи, что существенно сказывается на утверждении авторитета личности, признании ее заслуг, особых дарований.
Социальные круги дополняют каркас общественных связей, являются достаточно важным элементом социальной системы. Лидерство в компании не порождает серьезных социально-статусных последствий. Тамада, избранный за праздничным столом только в этой компании найдет признание благодаря своему организаторскому и ораторскому таланту. Но если эти предпосылки разовьются и приобретут свойства регулярности, организованности, социальные круги начинают перерастать в социальные группы – устойчивый комплекс солидарных взаимодействий.
Социальные группы.
Устойчивое, четко налаженное, предсказуемое для человека единство достигается в социальных группах – устойчивых, самовозобновляющихся комплексах солидарных взаимодействий. Устойчивость связей в группе, в конечном счете, зависит от эффекта вознаграждения, который предоставляет индивиду групповая солидарность. Этот эффект может иметь явный, очевидный или латентный для индивида характер, может проявляться достаточно быстро или через определенный промежуток времени.
В групповых общностях человек как минимум надеется на получение следующей выгоды:
· объединяясь с другими, координируя свои усилия, идя на жертвы ради общего дела, он надеется решить те свои личные проблемы, которые в одиночку решить невозможно или крайне рискованно;
· надеется получить в тяжелую минуту поддержку, помощь от многих других, увеличить силу и гарантию ответной помощи;
· отстаивая авторитет и престиж группы, человек надеется, что достигнутый группой престиж повысит и его авторитет, престиж, значимость со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Все это подчеркивает главное: критерием эффективностилюбой групповой общности и залогом ее устойчивости является то, насколько вознаграждения, получаемые от группы, превышают затраты, плату за координацию усилий индивидов, готовность жертвовать своими прямыми интересами.
Для группы характерны следующие атрибутивные свойства:
· наличие единой общегрупповой цели (покупка новой мебели заставляет нас отказаться от реализации личных планов);
· принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой, формирование «мы-сознания»;
· устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институционализация групповых взаимоотношений.
Лидер социальной группы – лицо, на котором в первую очередь лежит ответственность за успешное функционирование группы.
Функция лидера –постоянное, регулярное осуществление и отслеживание задач, интересов группы, как единого целого. Он непосредственно несет ответственность за престиж, сплоченность, интегрированность группы. Не имеющая лидера группа представляет собой лишь объединение людей с совпадающими целями, нормами, критериями, которое обречено на распад.
Направления деятельности лидера:
· осуществление внешних контактов, сотрудничество и противоборство с другими группами, поиск наиболее выгодных внешних связей, отстаивание интересов группы перед вышестоящими организациями, т.е. обеспечение наилучших внешних условий для деятельности групп;
· реагирование на вызовы внешней среды и выдвижение соответствующих новых идей, целей развития группы в изменившихся внешних условиях, реорганизация солидарных отношений в соответствии с внешними требованиями;
· программирование, координация деятельности членов группы с целью эффективного решения задач внутригруппового развития, ее отдельных участников, преодоления конфликтов.
Для осуществления этих функций лидеру необходимы определенные интеллектуальные, психо-волевые, нравственно-эмоциональные, физическо-имиджевые ресурсы; он наделяется определенными правами, привилегиями (властью) и немалыми обязанностями.
В рамках формальной социальной группы могут появиться формальный и неформальный лидеры.
Формальный лидер (руководитель) наделяется властными полномочиями официально в соответствии с установленными законом правилами. Он может быть выбран или назначен вышестоящими лицами.
Неформальный лидер наделяется властными полномочиями неофициально, опираясь на признание самой группы. Взаимоотношения формального и неформального лидеров могут быть как конфронтационными, так и сотрудническими. Эффективный лидер, прежде всего, должен соответствовать типу социальной реальности, типу организации социальных взаимодействий. Стили лидерства:
· авторитарный – строится на безусловном авторитете лидера, принимающего единоличные решения, подавляющего инициативу других, абсолютизирующего контроль над подчиненными. Авторитарный стиль лидерства может быть и вынужденным, когда члены группы малоинициативны, а степень самоорганизации и ответственности низкая;
· демократический – стремление вовлечь участников группы в управление, поощрение инициативы, совместного обсуждения и принятия решений, контроль присутствует, но неприоритетен. Демократический стиль целесообразен в условиях высокоразвитого личностного развития, высокоорганизованности индивидов;
· попустительский стиль не является стилем руководства в полном смысле слова. Роль лидера крайне снижена в полном смысле слова – он ограничивается тем, что подписывает документы и присутствует на заседаниях. Группа же фактически остается без руководства. Солидарные связи снижены, фактически имеется не группа, а агрегация людей.
Демократический стиль лидерства возможен и уместен как для руководителя, так и для подчиненных в той среде, где приоритетом является личность, ее независимость, самостоятельность, ответственность. Иными словами, тип лидерства должен быть адекватен доминирующим типам социальной мотивации, принятой в данной среде.