Физическое пространство
Если мы обратимся к физическому пространству как некоему прообразу социального — а исторически так и произошло, то обнаружим ряд важных особенностей, очень полезных для социологии.
Физические понятия давно используются представителями самых разных отраслей обществознания. Естественно-научных заимствований много у экономистов, психологов, демографов, этнографов. Так, выдающийся российский ученый Л.Н. Гумилев в своей концепции активно употребляет такие термины, как «этническое поле», «этническая инерция» и т.д. Не обошли физику стороной и социологи. Социология заимствовала из естествознания такие термины, как «структура», «масса», «страты», «классы», «кристаллизация», «энергия», «поляризация», «притяжение», «сила», «объем», «поле», «время», «система», «инерция» и др.
Термины, заимствованные у физиков, в сочетании с прилагательным «социальное» или «политическое» дают список фундаментальных социологических категорий, например «социальное поле», «объем власти», «политические силы», «социальная структура». Социологизация физических терминов, если допустимо подобное выражение, происходит давно и очень плодотворно. До-
статочно сказать, что термины «политические силы», «социальная структура» или «социальная поляризация» стали гораздо популярнее, чем аналогичные физические термины, известные лишь специалистам и обучающимся физике. Они приобрели значимое общественное звучание. Когда в 1990-е гг. средства массовой информации постоянно говорили о растущей социальной поляризации российского общества, правительство, хотя об этом мало известно, не только задумалось, но и изменило свой политический курс в сторону социальных реформ, пусть и весьма ограниченных.
Концептуальное заимствование нельзя сравнивать с контрабандой или пиратством, при которых заимствованный товар оставляют без изменения, но,
не платя налогов и не покупая авторских прав, тиражируют и тем самым получают сверхприбыль. Дело в том, что понятия, проникшие в социологию из любой отрасли знания, заново переосмысливаются, наделяются новым содержанием и включаются в новый контекст употребления. Таким образом, в социологии они получают: 1) четкое определение содержания и области применения; 2) переосмысляются, частично или полностью трансформируя первоначальный смысл; 3) помогают объяснить такие явления, которые прежде не могли быть описаны и интерпретированы непротиворечивым образом.
При этом вовсе не обязательно использовать присущий физическому понятию весь его смысловой шлейф, т.е. совокупность основных и дополнительных значений. Понятие, не важно физическое или биологическое, во-первых, в естествознание пришло из философского или обыденного языка, во-вторых, было заново осмыслено и наделено иной смысловой атрибутикой. В результате понятие получило как бы местную прописку, а поэтому оно отражает не универсальную, а региональную специфику.
Выполнив обратную операцию с понятием «пространство», которое стало популярным, осмысленным и богатым по содержанию прежде всего благодаря физикам, а не философам, социологи вовсе не обязаны без изменения использовать его математическую модель, тип метрики, способы определения и т.п. Не обязательно так поступать уже хотя бы потому, что физическое пространство само по себе ненаглядно. Это некая мыслительная фикция, которую вообще человек не в состоянии себе представить. Зримым его делают некие строительные леса, на которые опирается физическое пространство. То используется бесконечная сфера, то свернутый в себя цилиндр, то более сложные модели, позволяющие физику придать наглядность пространству. Сходным образом физики поступают со всеми другими понятиями. Вдобавок они активно используют математику, чего не делают социологи. Получается, что физики, оперирующие невидимыми сущностями, с одной стороны, прибегают к обычному иллюстративному ряду, а с другой —к математическим уравнениям. Благодаря первому они понятны народным массам, благодаря вторым их принимают высоколобые интеллектуалы. У социологов только один костыль, другой — математика, изредка используемая в теоретических моделях, напоминает тоненькую тростинку, на которую опереться как следует невозможно. Но и костыля достаточно. При построении социального пространства социолог в изобилии может пользоваться уже су-
шествующими моделями, созданными физиками, в частности моделями ев-клидового и неевклидового пространства. Они превратились в некие культурные универсалии, доступные всему человечеству.
Перенесенные в сферу социологии, эти модели, сохраняя внешний вид, теряют математическую метрику и определенность. В социологии они служат только видеорядом, позволяющим донести теоретические мыслило неподготовленного слушателя. Иными словами, использование физических, впрочем, как и любых иных, моделей служит не научно-познавательным целям, а научно-педагогическим. Пример тому — философы, превратившие конкретный образ пространства в абстрактную конструкцию, которую представить себе весьма непросто. Ведь у философов пространство — это протяженная рядоположность, характеризующаяся единством прерывности и непрерывности.
Словари определяют пространство гораздо проще: 1) одна из форм — наряду со временем — существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; 2) неограниченная видимыми пределами протяженность, т.е. большая площадь чего-либо.
Физическое пространство — это всего лишь попытка математиков на языке цифр, формул и уравнений описать все происходящее вокруг нас, исключая, разумеется, нас самих как личностей. В таком случае социологии остается, опять используя математические и геометрические образы, описать то, что у физиков «выпало в осадок», — человеческие отношения. В этом сходство двух наук — физики и социологии, двух гигантов научного познания, поделивших между собой все царство бытия. Физика изучает природу на миллиарды километров вокруг, другая — общество, численностью в несколько миллиардов человек. Обе науки берут в проводники по миру непознанного математику, которая, используя только ей понятный язык, пытается упорядочить хаос реальности — физической либо социальной. У нее строгий язык, правда, и очень упрощенный. Поэтому многое остается за бортом получившихся моделей пространства, но то, что удалось сохранить, принимает не только весьма упорядоченный, но эстетически умиляющий вид.
Математика понимает под пространством множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т.д. Уже в этом простейшем определении мы видим, что оно годится не только для физиков, но и для социологов. Социальная реальность, писал П. Бурдье, солидаризируясь с Э. Дюркгеймом, — это ансамбль невидимых связей, которые формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу и вместе с тем определяемых одна через другую, а также по их взаимной близости и отдаленности, по соотносительному расположению на вертикали: сверху или снизу, посередине, выше или ниже1.
Бурдье П. Начала. Chosesdites. M.. 1994.
В этом кроется фундаментальное сходство физического и социального пространства, представленных своими геометрическими образами2. Но надо отметить и различия. Его отметил Бурдье: социальное пространство сконструировано таким образом, что его агенты (индивиды либо группы) имеют тем больше общих свойств, чем ближе они в нем расположены, и наоборот. Подчеркнем: в социальном, а не в физическом пространстве. В физическом пространстве вода и камень, тысячи лет сосуществующие рядом, никогда не будут похожими. Но если добропорядочный человек окажется в криминальной среде, через определенное время он станет походить на них. Социальная среда, окружающая человека, и есть его социальное пространство. Нередко эта среда куда более агрессивна, чем даже химическая, все и вся разъедая на своем пути.
Еще одно немаловажное отличие: преодолевать физическое пространство можно быстрее, чем социальное. Чтобы сблизить огромные мраморные блоки, строители древнеегипетских пирамид применяли самые примитивные устройства, основанные на принципах рычага и лебедки. Сегодня это можно сделать еще быстрее. Но сколько лет пройдет, прежде чем аристократ социально сблизится, поймет чаяния и потребности простых людей — своей прислуги. Впрочем, и обратное движение — превращение рабочего в благовоспитанного джентльмена — требует годы и годы. Но даже и после этого по некоторым приметам всегда можно отличить истинного джентльмена от напускного.
Правда, социальное пространство, структура и свойства которого не только изучены меньше, чем физическое, гораздо сложнее по своей природе и скрывает в себе совершенно неожиданные свойства. Для сокращения дистанции и сближения двух физических предметов требуется порой приложить немалые усилия и потратить уйму времени. А для того чтобы сократить социальную дистанцию между двумя людьми, нередко хватает доброго слова, улыбки, жеста приглашения.
Физическое пространство — это материя, упакованная в геометрическую обертку. Оно имеет свою топику и свои измерения. Пространственными характеристиками являются положения относительно других тел (координаты тел), расстояния между ними, углы между прямыми линиями.
Получается, что пространство в математике — это логически мыслимая форма (или структура), служащая средой, в которой происходит множество самых разных событий, перемещений предметов, их трансформация. Такой наглядный образ вполне подходит социологам, поскольку и в человеческом мире происходят перемещения (например, социальная мобильность и миграция), трансформации (социальные революции, политические перевороты, экономические кризисы, духовная деградация), а уж событиям нет числа. Надо лишь подобрать систему координат, относительно которых следует отсчитывать происходящие изменения в обществе. Отметим, что происходящие в пространстве изменения (неважно каком, физическом или социальном), во-первых, свидетельствуют о его неспокойном нраве и склонности к динамике, во-вторых, ведут к искажению конструкции, т.е. пространственной топики.
2 Важно сразу отметить: иначе как в геометрическом образе пространство вообще нельзя себе мыслить. Даже такая сугубо философская категория, как протяженность, что отмечал в свое время нидерландский философ Спиноза, требует геометрического представления.
ТОПОС И ТОПИКА
Термины «топос» и «топика» достаточно новые для русского языка и не получили в существующих словарях должного отражения, а точных определений этих терминов, учитывающих все значения, и вовсе нет. Топос может трактоваться как определенный макрокосм — среда существования города или его символический образ. В Западной Европе издается журнал Topos, освещающий проблемы ландшафтной архитектуры и дизайна (http://www.topos.de). Данный термин достаточно активно употребляется в киберсопиологии. В квантовой механике существует теория топоса.
Классическая математика и классическое естествознание оперировали с так называемыми топологически отделимыми (сепарабельными) структурами. Современная квантовая физика прибегает к совершенно новым, нетривиальным топологическим идеям и представлениям. Речь идет об экспериментах А. Аспека и В. Зайонца, где используется топологически неотделимые (несепарабельные) структуры; «топологической» физике Дж.А. Уиллера и Б. д'Эспанья, теоретико-категорных (а не теоретико-множественных, как в недавнем прошлом) основаниях современной квантовой теории, развиваемых Д. Кажданом3.
В современный арсенал научного познания активно включаются категории и функторы (а позднее и топосы), пришедшие на смену исчислению высказываний и исчислению предикатов. Математические понятия категории и функтора в естествознании были введены (для решения проблемы концептуальной спецификации живого в биофизике) американским ученым русского происхождения Н.Н. Рашевским. Единственное общефизическое понятие, способное унифицировать и всю физику и одновременно совместимое с рядом моделей, развиваемых в социальных науках, это понятие топоса — пространства с переменной топологией5. К его открытию в 1960 г. пришел А. Гротендик6 (A. Grothendieck). Новая разновидность категорий, которые впоследствии назвали топосами, является исключительно сложной теоретико-множественной конструкцией7. Топос есть категория, которая обладает достаточно богатой логической структурой и подводит нас к новому способу понимания множеств. На этой основе появилась теория категорий, а затем категорная логика. Топология Гротендика8 позволяет оперировать в так называемом многомерном пространстве, в пределах кото-
Акчурин И.А. Новые аспекты взаимоотношений физической науки и общества//Физика в системе культуры. М., 1996. С. 151-152.
Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» / Пер. Н.А. Шматко // Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр.; Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М., 1993. С. 55. Акчурин И.А. Эволюция современной естественно-научной парадигмы // Философия науки. Вып. 1: Проблемы рациональности. М., 1995. С. 191-201.
Гротендик А. Теория когомологии абстрактных алгебраических многообразий // Международный математический конгресс в Эдинбурге-1958. М, 1962.
Гаркуша Г.А. Категории Гротендика// Алгебра и анализ. 2001. Т. 13. Вып. 2. С. 1-68. Гротендик А. О некоторых вопросах гомологической алгебры. М., 1961.
рого возможно осуществление любых сколь угодно мощных и сложных эффектов транслокального взаимодействия9.
Обобщенные теоремы двойственности Серра—Гротендика позволяют благодаря формулировке законов физики на языке топологии аппроксимировать все физически важные взаимодействия «внешнего» мира и локально выделенного объекта с помощью специальной системы «покрытий» внешнего мира — так называемым дуальным топологическим комплексом10. Этот последний является очень сложной обобщенно-геометрической «моделью» всех возможных взаимодействий с внешним миром данного объекта — топологической конструкцией особого рода, которая, однако, в некоторых случаях в пределе — при все большем «измельчении» покрытий внешнего мира по определенному закону — становится, как это ни странно, очень простой. Если базовые алгебраические кольца всех покрытий внешнего мира (как топоса) в пределе являются так называемыми кольцами Горенштейна, предельный дуальный топологический комплекс «внешнего мира» оказывается изоморфным нашему обычному евклидову пространству того или иного числа измерений, а вся совокупность связей интересующего нас объекта с внешним миром «вне его» оказывается сконцентрированной в один объект и суммарно выражается особым «комплексом вычетов»'1.
Таким образом, идея топоса обладает способностью соединять традиционные понятия, олицетворяющие мир непрерывных величин вместе с многообразиями («пространствами») абстрактной алгебраической геометрии, новые, «дискретные» или «разрывные» системы. Французский математик Гротендик (неофициально его считают главным математиком XX в.) сравнивает появление новой алгебраической геометрии с возникновением теории относительности А. Эйнштейна. Обе концепции демонстрируют фундаментальное изменение наших представлений о пространстве (соответственно о «математическом» и «физическом» пространстве), позволяя объединить в общую картину множество ситуаций, ранее воспринимавшихся изолированно друг от друга. Так, в квантовой механике материальная точка классической физики исчезает, уступая место «вероятностному облаку». Это уже совершенно иной способ восприятия явлений12.
Введенная в научный оборот и сегодня ставшая основой всей математики А'-теория Гротендика считается наиболее удивительным продуктом математической интуиции. Упомянутая А'-теория простирается от теории чисел к уравнениям в частных производных и охватывает алгебраическую топологию, дифференциальную топологию, теорию линейных групп и т.д. Она проходит через всю математику, и в ней смешиваются почти все интуиции:
9 Гуц А.К., Демидов В.В. Пространство-время кактопос Гротендика//8-я Российская гравитационная конференция: Тезисы докладов. М., 1993. С. 40.
111 Александров А.Г. Двойственность Гротендика и деформации особенностей // Успехи математических наук. 1982. Т. XXXVII. Вып. 4. С. 95.
11 Философские проблемы физики элементарных частиц (тридцать лет спустя). М., 1994. С. 29-31.
12 Гротендик А. Урожаи и посевы: Размышления о прошлом математики. М., 2002.
современная алгебраическая топология, схемы, приложения к алгебраической геометрии и т.д.13
Исследования последующих десятилетий не только не опровергли справедливости построений Гротендика, но, напротив, принесли массу экспериментальных свидетельств в ее защиту.
Бурдье принадлежит достаточно смелая попытка понимания социологии как своего рода социальной топологии14. Он высказался на счет того, что социальный мир вполне по силам изобразить в форме многомерного пространства, отображающего отношения дифференциации и распределения в обществе. Агенты действия в этом универсуме — отдельные индивиды, целые группы и институты — определяются по их относительным позициям в этом пространстве. Каждый агент занимает либо отличную от других социальную (а возможно, политическую или экономическую) позицию, либо сходную с ними. Подобная позиция в социальном пространстве называется топосом, т.е. местом. Сходные позиции группируются в классы, а класс, т.е. огромное количество похожих или близких положений в пространстве, занимает в нем целую область. Другой класс — и совсем другая часть пространства. Бурдье предупреждает: нельзя реально занимать две противоположные области в пространстве. Да нет, можно, только для общества такое событие чревато множеством нежелательных следствий. Если политикам, оставив им огромный объем власти, дать заработную плату дворника, то возникнет противоречие, которое со-
Рис. 1. Статусная несовместимость возникает, если политику, оставив весь объем власти.
дать заработную плату дворника
Dieudonne J. L'abstraction et l'intuition matliematique. Tire a part de «Dialectica» // Revue internationale
de philosophic de la connaissance. 1975. Vol. 29. № 1.
Бурдье П. Начала. Chosesdites. M., 1994; Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
S
временные социологи называют статусной несовместимостью. Но политики быстро исправят ситуацию, приняв нужные законы. К примеру, в 2000—2003 гг. Президент и Правительство РФ неоднократно пытались ограничить российских парламентариев, получающих немалые деньги, имеющих несопоставимые со статусом «слуг народа» привилегии, обросших многочисленным штатом помощников, но они четырежды блокировали нежелательный для себя закон и в конечном счете защитили свои права. Совсем иначе поступает пролетариат: он берет в руки оружие, организуется в партии и боевые отряды, выходит на баррикады и таким способом восстанавливает статусную гармонию. Видимо, так надо читать мысль Бурдье о том, что в социальной топологии индивиду нельзя находиться одновременно в двух противоположных частях пространства. Можно, но обществу это не нужно.
Попытаемся ответить на вопрос, как именно надо понимать уподобление социологии топологии. Если она занимается тем, что расставляет индивидов и группы по своим местам, приписывая им аутентичные статусные позиции, то ее вклад в науку невелик: она недалеко продвинет наше познание, заимствуя механистические модели. Но если она внесет в социальную топологию элементы теории вероятности либо предложит новый, неклассический образ реальности, тогда ее познавательные возможности многократно возрастут. Образно выражаясь, перед социологией два пути — вперед к Гро-тендику или назад к Евклиду.
Врезка