Причины девиации по Ломброзо и Шелдону
Предпосылки девиации разные теории разъясняют по-разному. Процесс формирования девиантного поведения конкретно связан с действием социализации личности, хотя тотчас бывает трудно найти причины социализации, которые потом направляют этот процесс в другое русло. Более ста лет назад были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Так, итальянский врач Ч. Ломброзо (1835- 1909) предложилфренологическую теорию девиации, пытаясь выявить прямую связь между преступным поведением человека и его биологическими характеристиками. По его мнению, «криминальный тип» есть результат деградации в более ранних стадиях человеческой эволюции. В 1940 г. последователь Ломброзо американский психолог и врачУ.Х. Шелдон подчеркивал важность строения тела. В его типологии -эндоморф(человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) общителен, умеет ладить с людьми;мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен:эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. На основе проведенных исследований Шелдон приходит к выводу, что наиболее склонны к девиации мезоморфы.
. Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо, работавший в 70-х годах XIX века, пришел к заключению, что некие люди появляются с преступными наклонностями, и они относятся к наиболее простому людскому типу. По его мнению, преступные типы могут быть определены по форме черепа.
41.политический режим и его виды. Политический режим (от фр. regime, лат. regimen) –управление в общественной сфере общественными отношениями.В науку отечественного государственного права понятие политического режима вошло в начале 60-х годов. Термин «политический режим», как понятие политической системы общества, появился в нашей науке под влиянием работ ученых стран социализма, а к ним пришел из стран Запада. Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. Например, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д. Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов:тоталитарный, авторитарный идемократический.
Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. этот термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР. Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати. Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.
42.теории культур. Теория культуры, или культурология – это наука, основанная на совокупном социальном и гуманитарном знании о культуре. Ее предметом является изучение культуры как целостности. Формирование социологического подхода к исследованию культуры. Г.Зиммель (1858-1917): идея "жизни", "трагедия культуры" и "формальная социология". Основные понятия "формальной социологии": ("форма", "содержание") и ее задача — исследование культурных форм и их исторических судеб. "Индивидуальный закон". Объективная и субъективная культуры. "Жизненный стиль", прогрессивная стилевая дифференциация культуры.
А.Вебер (1868-1958): введение термина "социология культуры". Понимание культуры в рамках структурно-функционального подхода. "Социальная религия".
М.Вебер (1864-1920): социальное действие и его типы. Идеальный тип и его "культурный смысл". Социокультурная динамика. Понятия "познавательный интерес" и "ценностные идеи" в научном исследовании. "Понимающая социология" как культурно-аналитическое направление. Символический интеракционизм (У.Томас, Д.Мид, И.Гофман). Социальная феноменология (А.Шюц), обращение к "жизненному миру".
П.Сорокин (1889-1968): Интегральная модель общества и культуры. Социокультурный мир и тотальность значений-ценностей-норм. Системы и суперсистемы культуры. Типы суперсистем: идеационный, сенситивный, идеалистический, их доминантное проявление. Социокультурные флуктуации и циклическая модель истории.
Проблематика культуры и общества в свете материалистического понимания истории (К.Маркс, Ф.Энгельс). Социологическая теория классов и учение В.И.Ленина о двух культурах. Социология культуры марксистской ориентации (Г.Плеханов, А.Луначарский) Культура как "способ производства" (Г.Плеханов); стиль как "социологическое обобщение" (И.Иоффе). Социологический детерминизм. Теоретические концепции Пролеткульта. Культура как "высший способ организации жизни" (А.Богданов). Социологический редукционизм и сущность "вульгарного социологизма". Состояние социологии культуры в современной отечественной науке.
Т.Парсонс (1902-1979) и теория социальных действий. Императивы деятельности. Освоение культурных норм, групповые ожидания и системы ориентаций. Роль символов во взаимодействии людей. Значение интерпретации "смыслового фактора" в социальной жизни.
Ю.Хабермас (р.1929) Учение о социокультурной природе кризиса в современных условиях. Двухступенчатое строение современного общества ("система" и "жизненный мир"). Понятия "коммуникативное" и "стратегическое" поведение, их роль в анализе социокультурных ситуаций современности.
43.типы семейных структур. Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. По составу семьи делятся: на простые или нуклеарные, расширенные, неполные, материнские, выделяются семьи повторного брака. Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей. Расширенная же семья представляет собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. По критерию власти различаются патриархальные семьи – те, где отец является главой семьи (Таиланд, Япония, Иран, Бразилия и др.), и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать (такие семьи встречаются редко). Даже у жителей Тробриандских островов, где наследство передается по женской линии, жены не имеют власти над своими мужьями. Патриархальная (традиционная) семья является наиболее архаичным типом семьи. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. По типу главенства в семье выделяются: эгалитарные и авторитарные семьи.По социальному положению супругов или родителей супругов либо родственников семьи могут быть гомогенными, где супруги происходят примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов.По пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа и матрилокальные, где новобрачная с мужем остается жить у родителей жены. По количеству детей семьи встречаются: бездетная, или инфертильная семья, однодетная, малодетная, многодетная.По семейному стажу: молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары.По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера).По особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья».