Социальная стратификация общества

1. Социальное неравенство и его влияние на социальную стратификацию общества.

2. Основные теории социальной стратификации.

3. Основные тенденции в изменении социальных страт современного российского общества.

Литература

1. Волков Ю.Г. Социология. М. 2010. Гл.14.20,21.

2. Волков Ю.Г. Социология. М.,2011. Гл.20.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2012.Гл.7-10.

4. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. М. 2010. Гл.4.

5. Муханова М.Н. Трансформация социально-профессиональной структуры российского села (1994-2009г.) // ОНС. 2012. №1.

6. Смелзер Н. Социология. М.,1998. Гл.9.

7. Ступин С.В. Есть ли средний класс в России? //СГЗ. 2011.№2.

8. Тихонова Н.Е. Особенности российского низшего класса // ОНС. 2010. №4-5.

9. Фролов С.С. Социология. М. 2006. Гл. 13, 17.

Семинар № 3

Социально-демографическая структура общества

1. Социология народонаселения. Состав, динамика и роль демографического фактора в развитии общества.

2. Возраст и социальное неравенство. Проблема взаимоотношения поколений.

3. Гендерные аспекты в развитии общества.

Литература

1. Вишневский А.Г. Есть ли альтернативы у безальтернативного? // ОНС. 2012. №2.

2. Волков Ю.Г. Социология. М., 2010.Гл 3 п.3,3.

3. Волков Ю.Г. Социология. М.,2011. Раздел 7.

4. Гаврилина К.Р. Проблемы гендерной асимметрии во власти //СГЗ. 2012. №1.

5. Зубок Ю.А., Чупров В. И.Молодёжь на рынке труда: транзитивные процессы в условиях постсоветской трансформации // СГЗ. 2012. №3.

6. Клупт М. А. Региональные альтернативы глобального демографического развития // ОНС. 2012. №2.

7. Морозова З.С. Эволюция социального статуса женщины //СГЗ. 2008. №2.

8. Наумова Т.В. Феминизация науки в современной России: за и против // СГЗ. 2012. №1.

9. Пушкарёва Н. Л. Устная история и гендерная история: сближение и перспективы развития // ОНС. 2012. №1.

10. Смелзер Н. Социология. М. 1998. Гл. 11, 12, 18.

11. Социология под ред. Батурина Ю.В. М.. 2012. Гл.12 п.12.6.

12. Феофанов К.А. Цивилизационные детерминанты межгендерных отношений //СГЗ. 2011. №2.

13. Шаламова Л.Ф. Социальный портрет молодого поколения. Некоторые аспекты управления активизацией социального потенциала молодёжи. // СГЗ. 2011. №6.

Методические рекомендации по написанию контрольных работ

При изучении курса “Социологии ” студенты должны написать контрольную работу. Ее выполнение способствует более углубленному изучению курса, открывает способности студента к самостоятельной работе над учебной и монографической литературой, способствует формированию навыков обобщения социальных и статистических фактов, помогает приобщаться к научной работе.

Контрольная работа выполняется по одной из тем, предложенных преподавателем в соответствии со списком группы или по последней цифре номера зачетной книжки студента. Если номер зачетной книжки заканчивается цифрой “2”, то номер контрольной работы может быть №2, или №12.

Контрольная работа должна быть выполнена на компьютере. Объем 18-20 страниц формата А4. Текст должен быть напечатан шрифтом Times New Roman на листе белого цвета четкими буквами черного цвета размером 14 пт с полуторным межстрочным интервалом. Поля страницы: левое – 3 см., правое – 1,5 см., нижнее – 2 см., верхнее – 2. Абзац (красная строка) должен равняться четырем знакам (1,25 см). Выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк.

Выполнение работы следует начинать после того, как студент бегло ознакомится с содержанием рекомендуемой литературы из списка, то есть надо просмотреть, прочитать указанные разделы учебника и статьи. После этого приступить к оформлению работы.

Оформление работы начинается с Титульного листа (см. Приложение 1).

Далее следует План работы (Приложение 2), который включает в себя введение, основную часть, которая должна состоять из вопросов, предложенных преподавателем к данной теме, заключение, список использованной литературы. После названия каждого раздела работы справа указываются номера страниц, с которых они начинаются.

Введение содержит постановку проблемы, ее актуальность, задачи работы, определяет круг рассматриваемых вопросов.

Основная часть должна быть построена в соответствии с планом темы и представлена в форме ответов на пункты (вопросы) плана. Обязательно надо дать анализ основных теоретических подходов к анализируемому социальному процессу или явлению; привести чёткое определение и перечислить его основные признаки и свойства. Если речь идёт о социальном процессе, то обязательно следует раскрыть его основные этапы и формы; проанализировать цели и задачи каждого этапа. Так, например, описывать процесс модернизации следует с её определения; затем проанализировать все возможные определения модернизации, которые приводятся в учебниках (Ю. Хабермаса, Н. Смелзера,У Бека,Э. Тирикьяна и др.). Далее следует остановиться на основных характеристиках модернизации, её исторических рамках и двух фазах модернизации, первая из которых протекает в русле существующих институтов и ценностей, а вторая требует обновления и даже кардинальной смены национальных общегражданских институтов. Закончить анализ следует противоречиями модернизации в современном мире и особенностями модернизационных процессов в современной России, объяснив значение «запаздывающей» и «рецидивирующей модернизации».

Если тема контрольной работы носит ярко выраженный теоретический аспект (в названии встречаются слова: подходы, теории, концепции), то это означает описание и анализ основных положений общесоциологических, и специальных социологических теорий. Главное, чтобы в контрольной работе были раскрыты все пункты плана, сохранена связь между ними в процессе последовательного перехода от одного пункта плана к другому. Не следует злоупотреблять результатами социологических исследований; при необходимости можно использовать выводы, к которым пришли авторы проведённых исследований, не более. Автор должен следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию вопроса плана контрольной работы.

В заключении формулируются общие выводы по теме контрольной работы. Для подкрепления своей точки зрения возможно цитирование источников литературы с обязательной ссылкой на автора. Ссылки делаются постранично. Оформить их можно следующим образом:

а)Сразу после цитаты в тексте в скобках указывают (2,85), где “2” – номер источника по списку литературы, который дается в конце работы, а “85” – страница в источнике, из которого взята цитата.

б)Ссылки делаются на полях снизу по схеме:

1. Смелзер Н. Социология. М., 2006. С. 637 – если цитируется книга.

Если цитируется статья из журнала, то ссылка оформляется так:

1. Лапин Н.И. Предмет и методология социологии // Социс. 2008. № 8. С. 36

Студент обязан знать содержание своей контрольной работы «близко к тексту», чтобы суметь пересказать ее и ответить на вопросы преподавателя, если таковые у него возникнут. В случае отрицательной оценки, студент будет обязан либо доработать и вновь сдать контрольную работу, либо пройти собеседование с проверяющим по поводу возникновения у последнего замечаний к работе.

При явке на экзамен (или зачет) студент предъявляет преподавателю зачтенную контрольную работу. Если контрольная работа не зачтена, студент не имеет права сдавать экзамен (или зачет).

Наши рекомендации