Стратегии поведения сторон
Конфликтное поведение включает в себя противоположно направленные действия его участников. Совокупность этих действий, основанных на соответствующих принципах, предполагает определенную стратегию (способы) и тактику (приемы) поведения.
Стратегия поведенияв конфликте включает в себя ориентацию, свойственную личности или группе по отношению к этому конфликту, и установку на определенные формы поведения. Выделяются 5 стратегий:
Стратегия соперничества — это навязывание другой стороне выгодного для себя решения, мнения.
Стратегия сотрудничества — это поиск решения, удовлетворяющего обе стороны.
Стратегия компромисса — это взаимные уступки обеих сторон в чем-то важном и значимом для них.
Стратегия приспособления — это понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента, уступка ему.
Стратегия избегания — это бездействие одной из сторон, отсутствие активности с ее стороны.
При анализе стратегий поведения сторон в конфликте применяют такие параметры поведения, как «жесткость» и «мягкость» в отстаивании своей позиции, а также модальность отношения к партнеру. Жесткость позиции в отстаивании своих интересов предполагает напористость, энергичность и повышенную активность в воздействии на противника через требования, указания, а также различные формы социального, физического и психологического регулирования. Мягкое отстаивание своих интересов означает не пассивное и вялое поведение, а использование более тонких, не прямых, скрытых воздействий, искусное манипулирование противником на основе учета его личностных качеств и особенностей и использования слабых мест.
Модальность отношения к партнеру — параметр поведения, который отражает степень уважения оппонента. Вариантами этого отношения могут быть принятие оппонента как объекта или как субъекта взаимодействия. При отношении к оппоненту как к объекту взаимодействия преобладают силовые, жесткие и прямые действия, иногда не соответствующие общепринятым моральным нормам и целью которых является удовлетворение своих интересов. При рассмотрении партнера как субъекта взаимодействия преобладает признание его психологического равенства и, следовательно, использование таких средств воздействия, которые согласуются с правовыми и нравственными нормами.
На основе этих параметров выделяются следующие стратегии поведения в конфликте (рис.1): нормативная, конфронтационная (агрессивная), манипулятивная, переговорная.
Рис. 1.Основные стратегии поведения в конфликте
Нормативная стратегия включает в себя такое поведение, которое опирается на нормативность позиции и уважение к личности оппонента.
Конфронтационная (агрессивная) стратегия является конфликтной и включает в себя угрозы, психологическое давление, оскорбления, блокирующие действия, а также физическое и моральное насилие. Именно в этой стратегии цели-средства часто перерастают в конечную цель — нанесение ущерба.
Манипулятивная стратегия ориентирована на достижение цели через применение приемов косвенного психологического воздействия на противника, которые провоцируют уступки с его стороны или действия в выгодном, необходимом для манипулятора направлении.
Переговорная стратегия реализует стремление личности принимать активное участие в решении возникшей проблемы путем ведения переговоров, поиска компромиссов, взаимных или односторонних уступок, а также такого решения, которое могло бы устроить обе конфликтующие стороны. Эта стратегия основана на установке на совместный поиск решения.
На выбор той одной из четырех стратегий поведения оказывает влияние множество факторов, которые можно разделить на две группы.
1. Факторы ситуации:
—оценка участниками конфликта вероятности того, насколько успешно выбранная ими стратегия будет способствовать достижению целей. Эта оценка может осуществляться на основе знаний о личностных качествах, особенностях противника, предыдущем опыте разрешения конфликта с помощью данной стратегии;
—статус участника конфликта, в частности статус оппонента;
—время, в течение которого конфликт необходимо урегулировать. Например, наличие большого количества времени способствует выбору стратегии избегания.
2. Личностные факторы:
—специфику мотивации участников конфликта, когда она ориентирована на личные (соперничество) или деловые (сотрудничество, компромисс) интересы или на чужие (приспособление) интересы;
—ведущий тип отношения к окружающим: властно-лидирующий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, недоверчиво-скептический;
—некоторые акцентуации характера, например выбор в пользу стратегий приспособления и сотрудничества при психастенической акцентуации.