Институциональная социология
Институциональная социология— направление в современной западной социологии, изучающее устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. К представителям институциональной социологии относятся С. Липсет, Дж.Э. Ландберг, Р. Бендикс, П. Блау, Б. Мур, М. Дювер-
11 Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. Н. Новгород, 1998. С. 125.
14 Ориу М. Основы публичного права / Пер. с фр.; Под ред. Е. Пашуканиса и Н. Челянова. М., 1929.
же, Р. Миллсидр. Различные теоретико-методологические ориентации, которых придерживаются сторонники институциональной социологии, основываются на некоторой общей посылке. Социальное поведение людей изучается в тесной связи с существующей системой социальных нормативных актов и институтов, необходимость возникновения и функционирования которых приравнивается к естественно-исторической закономерности. С точки зрения институциональной социологии социальные институты предполагают сознательно регулируемую и организованную форму деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в
поколение. Каждый социальный институт, входящий в определенную социальную структуру, организуется для выполнения тех или иных общественно значимых целей и функций (например, выживание, материальное благополу чие, социальная стабильность). Как правило, фундаментом или базисной системой социального института служит совокупность материальных средств, социально закрепленных и легитимированных санкций, конституционализированный порядок выполнения тех или иных действий, поведенческих актов, поступков.
Понятие социального института пришло в социологию из юридических наук, где оно обозначает комплекс юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения (институт наследования, собственности, семьи и брака). В социологии понятие института приобрело расширительный смысл и обозначает спектр социально регулируемого и организованного поведения людей. В институциональной социологии социальный институт выполняет такие функции, как: 1) воспроизводство членов общества; 2) социализацию (различные формы передачи индивиду социально значимых норм и ценностей); 3) производство и распределение; 4) соблюдение порядка и поддержание морального климата. Рассматривая общество, институционалисты считают предметом социологии исторически сформировавшиеся конкретные общества, уклады, представляющие совокупность социальных институтов. С их точки зрения, социальные отношения, являющиеся продуктом сознательной деятельности людей, отчуждаются от индивидов и превращаются во «внешнюю» реальность, существующую объективно и независимо от них. Каждый институт соответствует интересам конкретной социальной группы и служит удовлетворению ее интересов (например, профсоюзы или частный бизнес). Именно этим и определяются, согласно институциональной социологии, конфликтные стремления других групп, чьи интересы попираются интересами данной социальной группы. Факторами, которые вызывают появление социальных институтов, в институциональной социологии объявляются не условия материальной жизни, а чувства, идеи, обычаи, традиции15.
В России проблематику институциональной социологии развивает С. Г. Кир-Дина, которая опирается на идеи К. Поланьи, Д. Норта, Ш. Эйзенштадта, А. Ал-
Подробнее см.: Осипов Г.В., Кравченко А.И. Институциональная социология // Современ!-падная социология: Словарь. М., 1990. С. 118-119.
чиана, М.И. Ростовцева, Л.И. Рейснера, Л.С. Васильева, А.С. Ахиезера. В.А. Ядова, О.Э. Бессоновой, В.Т. Рязанова и др. На основе системно-структурного подхода Кирдина строит концепцию институциональных матриц и развивает свою версию «российского пути». Под «институциональной матрицей» автор имеет в виду устойчивую исторически сложившуюся систему базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер — экономической, политической и идеологической (рис. 33). «Институциональная матрица — это архетипическая триединая социальная форма; она представляет собой систему экономических, политических и идеологических институтов, находящихся во взаимно однозначном соответствии»16.
Рис. 35. Схематическое представление Кирдиной институциональной матрицы
Трем сферам, или подсистемам, общества — идеологической, политической и экономической — соответствуют базовые институты трех типов, которые могут иметь множество частных разновидностей и типов, которые то исчезают, то рождаются вновь.
Предлагаемая Кирдиной матрица имеет вид треугольника, хотя любой математик скажет, что матрица представляет собой прямоугольную таблицу. Однако для российского ученого, представляющего знаменитую Новосибирскую школу, главное —соответствие не математическим образам, а социальной реальности, определенным образом препарированной через систему социологического знания. Следуя Г. Зиммелю, автор пишет о необходимости выделять абстрактные социальные формы, которые могут и должны отличаться от конкретных фактов и явлений. Подобно тому как геометрия абстрагирует пространственные формы от физических объектов ради глубинного изучения, так и социология должна изучать институциональные матрицы — абстрактные воплощения реальных общественных отношений17.
Схема Кирдиной напоминает «квадратную» схему AGIL Т. Парсонса, в которой в качестве основных сфер общества выделены экономика (функция
16 Кирдина С.Г. Инстуциональные матрицы и развитие России. М., 2000. С. 24.
17 Там же. С. 25.
адаптации), политика (функция целедостижения), право (функция интеграции) и социализация (функция воспроизводства латентного образца). Кирдина детально рассматривает понятие институциональной матрицы, использованное К. Поланьи и Д. Нортом, и открывает ее новые эвристические возможности. Российский ученый выдвигает и обосновывает идею, согласно которой институциональная структура общества состоит из базовых и дополнительных институтов. Базовые институты выполняют роль жесткого каркаса институциональной матрицы; это — «внутренняя арматура, устойчивая структура, стягивающая основные подсистемы общества в целостное образование, не позволяющая обществу распасться». Это своего рода исторические инварианты,
благодаря которым общество выживает и развивается, сохраняя свою целостность независимо, а нередко и вопреки воле и желаниям правителей, законодателей и прочих социальных субъектов. На пери ферии матрицы располагаются институциональные формы — дополнительные институты, которые постоянно изгибаются и прогибаются под историческими ветрами, принимая удар на себя и оберегая центральное ядро матрицы.
Разработка понятия институциональной матрицы продолжает, и в этом признается Кирдина, традиции марксистского и структуралистского подходов в социологии. Однако не чужды ей и принципы средневековой философии. Через институциональную матрицу в социологию проникает давно забытый принцип тройной взаимозависимости систем, сформулированный еще Фомой Аквинским. Согласно этому принципу все элементы должны быть взаимозависимы и определять друг друга1*. Кроме того, содержание каждого элемента-института зависит не столько от соседей, сколько от специфики целого, в данном случае — институциональной матрицы. Наконец, сама институциональная матрица обусловливается характером образующих ее базовых институтов. Короче, круговая порука. Так, экономика является основой физического воспроизводства общественного богатства, производственным базисом развития всего социума. Политика включает в себя государственное устройство, формы правления и фундаментальную структуру принятия и исполнения решений в обществе. Она согласуется с типом экономической системы и осуществляется через каналы мобилизации общественных ресурсов ради достижения фундаментальных целей и эффективного функционирования экономики. Идеология — базовая общественная ценность, выражаемая типом господствующей идеи.
Опираясь на свою концепцию, Кирдина анализирует историческое развитие России. По ее мнению, две комбинации базовых институтов, основанные на свойствах симметричности, комплементарности (однозначного соответствия), доминантности над альтернативными вариантами, порождают два разных типа институциональных матриц — западную и восточную.
Из принципа внутреннего единства и взаимообусловленности социальных институтов следует вывод, что обществу нельзя навязать институты, ему не присущие. Невозможно путем субъективного произвола вычеркнуть институт и назначить в плановом порядке новый. Нельзя заменить один институт другим, пусть даже обнаружившим свою эффективность в другой стране. Ни механическое подражание, ни революция сверху не могут продвинуть общество по пути прогресса, если оно само для него не созрело.
Первый тип характеризуется рыночной экономикой, федеративно-субсидиарной политической системой и идеологией, ориентированной на поддержание роли личности. Второй тип принципиально иной. Он проявляется в нерыночной экономике, унитарно-централизованной политической системе и идеологии, основанной на принципах коммунитарности и «соборности». В качестве примера обществ западной институциональной матрицы автор называет страны Западной Европы и США, а восточной институциональной матрицы — Россию, большинство стран Азии и Латинской Америки, Египет.