Значение социальных групп
Социальный мир отличается от природного очень многим. У него своя собственная топография, где помечены точки искривления, сгущения и разряжения, а также своеобразная метрика. Например, количество звезд на небе превышает количество возможных звездных скоплений, а число элементов всегда больше числа множеств, групп и классов, в которые они реально входят. Так в природном мире. Но человеческое общество в этом смысле представляет исключение.
Общество — совокупность самых разных групп: больших и малых, дружественных и враждебных, постоянных и временных, профессиональных и религиозных, национальных и политических. Они сильно разнятся между собой. Некоторые малы по числу входящих в них людей. Причем настолько малы, что фактически все их члены могут видеть друг друга в течение дня, наблюдать за действиями друг друга, их контакты в таком случае часты и тесны. Это малые группы или группы личного контакта. Семья (особенно живущая под одной крышей) — наиболее очевидный, самый наглядный пример такой группы.
Можно также представить себе группу близких и преданных друзей, проводящих вместе свободное время; футбольную команду, которая борется с соперником за высший титул в своей лиге; производственную бригаду, собирающуюся только в рабочее время для решения трудовой задачи и включающую людей самых разных возрастов, профессий и взглядов.
Для того чтобы попасть в одну группу, мы предпринимаем огромные усилия. Так, выпускники средней школы стараются поступить в престижный вуз. Другие группы нам выбирают родители, например музыкальная школа или изокружок.
А есть такие группы, которые ни мы, ни другие нам не выбирают — определяет судьба. Такова семья, выбирать которую каждый из нас не волен.
Правда, не для всех членов семьи она такова. Родители, заключая брачный союз, сами выбирают спутника жизни. Они вольны подобрать того или другого партнера. Вольны их родители — теща и тесть, свекровь и свекр, советующие своим детям вступать в брак с этим человеком или нет. Как назвать такую группу — добровольной или недобровольной или смешанной? Скорее всего, последнее.
Состав семьи лишь отчасти является результатом нашего выбора, тогда как друзей мы можем выбирать и покидать по собственному усмотрению. В таких группах мы формируемся сами и формируем свои жизненные ценности. Здесь мы можем рассказать друг другу самое наболевшее, самое сокровенное, о том, что с другими группами никогда не поделимся.
Мы можем даже попытаться как-то повлиять на близкого нам человека, его личность. Мы можем упрекать и ругать близких людей за то, что нам не нравится в их поведении, а хвалить и вознаграждать за то, что нравится. Но мы не можем подобное отношение распространить на своего начальника или школьного учителя.
Рис. 46. Мы не можем упрекать и ругать начальника или школьного учителя за то, что нам не нравится в их поведении
Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом.
В антропологии под группой (band) понимается особый тип социокультурной и экономической организации примитивных людей, главным обра-
зом охотников и собирателей, ведущих бродячий образ жизни и насчитывающих менее сотни человек (обычно 40—60).
Социология изучает современное общество, и для нее группа — это взаимодействующее целое, т.е. тип социальной организации, которую составляют ныне живущие люди, объединяющиеся либо общим признаком, например возраст, пол, профессия, доход, либо общим занятием, деятельностью. В социологическом смысле группа существует при том условии, что составляющие ее индивиды способствуют реализации преследуемых каждым индивидом целей.
В психологическом смысле группа существует, если составляющие ее индивиды воспринимают себя в качестве помогающих достичь каждому индивиду его целей. Подобное сравнение провел авторитетный американский психолог М. Дойч. Он подчеркнул, что для социолога главное — увидеть объективную взаимосвязь людей в группе, а для психолога — понять, что группа есть эмоционально комфортная среда для людей.
Совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5—2 раза. Так, на планете проживает более 6 млрд человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 10 млрд. Это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5—6 группах.
Ученые доказали, что многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность — являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.
Таким образом, изолированный индивид — скорее исключение, нежели правило.
Уже в древности люди жили группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью 20—30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он — член семьи, школьного класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды.
Одним из первых обратил внимание на роль и значение социальных групп в структуре и динамике общества австрийский социолог Людвиг Гумплович(1838—1909). Предметом социологического знания являются не индивиды, а социальные группы, объединенные общностью материальных и духовных интересов, стремлений и т.д.1
Гумплович видел в группе высшую надындивидуальную реальность, определяющую поведение индивидов. Первыми группами в истории, по его мнению, были орды, объединенные антропологическими и этническими признаками. Между ними существовало состояние непрерывной вражды. Сначала они уничтожали друг друга, а затем в ходе социальной эволюции победители порабощали побежденных. Так родилось государство, но межгрупповые конфликты не исчезли. По Гумпловичу, в процессе взаимодействия более сильный элемент (социальный или этнический) стремится под-
1 Гумплович Л. Основы социологии. СПб., 1899.
чинить своим целям более слабый элемент, чтобы заставить его работать на себя, служить средством удовлетворения потребностей.
Ощутить себя частью малых и больших сообществ — человеческая потребность. У заключенного в одиночную камеру преступника обязательно изымают все предметы, которыми он мог бы воспользоваться для самоубийства. Он изолирован от группы, а значит, как бы выключен из социальной жизни. Утрата ощущения принадлежности к близкому кругу семьи и друзей, коллективу, своему народу или иным малым и большим общностям представляет, быть может, самое тяжкое испытание, которое не все могут выдержать. На языке психологов стремление самоопределиться в многообразных «мы-группах» обозначается понятием социальной или групповой идентификации.
Любая группа состоит из статусных позиций, которые предписывают определенные обязательства, дают определенные права. Социальная группа имеет писаные и неписаные нормы, которые навязываются членам группы более или менее жесткими способами. Нормы представляют собой стандарты потребления, принятые в этой группе. Например, работники банка во всех странах носят на работе строгие деловые костюмы, военные — мундиры, панки и скинхэды — яркий, фантастический наряд, скроенный тем не менее по определенным правилам. Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в процессе социализации.