Ч. Кули Первичные группы
Первичными я называю группы, которые характеризуются тесным —лицом клицу —общением и сотрудничеством. Они первичны по целому ряду причин. Главное же то, что они служат основой формирования социальной природы и идеалов индивида.
Психологическим итогом тесного взаимодействия людей в группе выступает их слияние в единое целое, так что по крайней мере во многих отношениях жизнь каждого отдельного Я становится общей жизнью и целью группы.
Наилучший способ описать это единство — просто назвать его «мы», которое подразумевает сопереживание и взаимную идентификацию. Каждый живет ощущением целого и находит в нем главную цель своего существования.
Не следует считать, что единство первичной группы базируется на гармонии и любви. Напротив, оно всегда дифференцированно, т.е. допускает соперничество, выражение своих амбиций, притязаний и страстей. Но все они должны быть социализированы сопереживанием, подчиняться, хотя бы в тенденции, дисциплине общего духа.
Индивид может быть честолюбивым, но главная цель его устремлений — занять подобающее место в мыслях других людей. Лишь тогда он примет нормы взаимной помощи и честной игры. По этой причине мальчишки соревнуются с приятелями за место в команде. Однако дух соперничества должен уступить общей цели — победе класса или школы.
Важнейшие, но не единственные сферы тесного общения и сотрудничества — семья, группа сверстников, соседство или неформальное объединение взрослых. Они универсальны, существовали во все времена, на всех стадиях развития общества, потому и составляют основу универсального в человеческой природе и идеалах.
Лучшие сравнительные исследования Вестермарка и Говарда показывают, что семья — универсальный институт, стоящий над обычаями и традициями. Ни у кого не вызывает сомнений повсеместное распространение игровых групп
у детей и различного рода неформальных объединений среди взрослых. Подобные формы общения, несомненно, являются колыбелью человечества.
Я мог бы привести множество примеров универсальности групповой дискуссии и сотрудничества. Общеизвестно, что дети, особенно мальчики в возрасте двенадцати лет и старше, проводят время в приятельских компаниях, которые в большей степени, чем семья, завладевают их симпатиями, честолюбием и уважением.
Многие из нас могут вспомнить примеры того, когда мальчишки готовы вытерпеть несправедливость и даже жестокость, лишь бы не выдавать родителям или учителям товарищей, например во время злых проделок в школе (по этой причине трудно искоренимых). А как отточены споры, как неоспоримо общественное мнение, как высоки амбиции в таких товарищеских сообществах?!
Подвижность юношеского общения — черта не только американских и английских мальчишек; поскольку опыт нашего иммигрантского населения показывает, что подростки, представляющие достаточно замкнутые культуры континентальной Европы, почти с таким же успехом формируют самоуправляемые игровые группы.
Вот почему мисс Джейн Адаме, указывая, что «шайка» — явление почти универсальное, говорит о бесконечном обсуждении, какому подвергается каждая деталь деятельности шайки, и отмечает, что «в этих, так сказать, социальных ячейках, юный гражданин учится действовать на свой собственный страх и риск».
О соседской группе скажу, что с того момента, как люди стали создавать постоянные поселения на Земле и до возникновения современных промышленных городов, она играла главную роль формирования отношений, основанных на сердечной привязанности людей.
У наших тевтонских прародителей сельская община была преобладающей сферой, где находили выражение симпатии и взаимопомощь простого народа. Они сохранили свою роль и в Средневековье.
И по сей день община в сельских районах развивается именно в таком качестве. В некоторых странах мира они сохранили первозданный облик и функцию прародителя первичных отношений.
В России, где мир, или самоуправляющаяся сельская община, наряду с семьей является главной ячейкой социальной жизни, 50 млн крестьян не мыслят развитие человеческих отношений вне такой группы.
В жизни европейцев доверительность соседских отношений вытесняется запутанной сетью формальных отношения, где близкие люди становятся чужими. Даже сельскую местность постигла та же участь. В какой мере это здоровое явление, а в какой — недуг, еще предстоит выяснить.
Наряду с этими, скажем так, универсальными типами первичного общения есть и другие, форма которых определяется характером и состоянием цивилизации. В нашем обществе люди, мало связанные местом, свободно создают клубы и братства, основанные на таком сродстве, которое со временем может перерасти в настоящую доверительность.
Подобные отношения формируются в школе и колледже, а среди мужчин и женщин складываются благодаря и профессии, например, у занятых одним и тем же ремеслом или чем-то в этом роде.
Первичные группы первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и законченный опыт социального единства, и также в том смысле, что они не изменяются в той же степени, в какой трансформируются более
сложные отношения, но формируют сравнительно устойчивый источник, из которого всегда берут начало последние.
Конечно, они не являются независимыми от общества в целом. Так, немецкая семья и немецкая школа несут на себе особенный отпечаток германского милитаризма. Явление напоминает прилив, устремляющийся в устье реки, но не заходящий слишком далеко.
У немецкого, а тем более у русского крестьянства обнаруживаются обычаи свободного сотрудничества и обсуждения, на которые почти не оказывает влияния характер государства. Деревенская община, самоуправляющаяся, когда дело касается местных событий, и привыкшая к обсуждению, является распространенным институтом в оседлых сообществах, продолжателем автономии, прежде существовавшей в клане. «Именно человек создает монархии и устанавливает республики, но община, кажется, произошла от руки самого господа».
Переполненные городские многоэтажки нанесли серьезный удар по первичным отношениям, но они сохраняются еще в детских и семейных группах.
Под человеческой природой я понимаю те чувства и порывы, которые являются человеческими потому, что они превосходят таковые у низших животных, а также потому, что они присущи человечеству в целом, а не какой-либо отдельной расе или эпохе.
Речь идет о таких чувствах, как любовь, негодование, амбиции, тщеславие, преклонение перед героями, чувство социальной справедливости и несправедливости. В этом смысле человеческая природа — сравнительно устойчивый элемент общества.
Всегда и всюду люди добивались почета и избегали насмешек, считались с общественным мнением, заботились о благе детей, восхищались мужеством, благородством и успехом. Можно с уверенностью утверждать, что люди были и остаются человечными. Чем больше вникаешь в жизнь дикарей, даже тех, кто стоит на самой низшей ступени, тем более человечными и похожими на нас они предстают.
Возьмите для примера коренных жителей Центральной Австралии, описанных Г. Спенсером. У них нет правительства или культа, они едва способны считать до пяти. Они великодушны друг к другу, жаждут добродетели, как они ее понимают, расположены к детям и женщинам.
Сравнивая между собой народы и исторические эпохи, мы убеждаемся в том, что их различия коренятся в социальной организации и иерархии отношений, а отнюдь не в природе человека и его способностях.
Нет лучше доказательства родового сходства человечества, чем то, с какой легкостью и радостью современный человек разбирается в литературе, изображающей самые отдаленные эпохи — Гомер в сказаниях о Нибелунгах, еврейские священные книги, легенды американских индейцев, рассказы о жизни рейн-жеров, солдат, моряков, уголовников, бродяг. Чем проникновеннее изучается тот или иной период жизни, тем больше обнаруживается сходство с нами.
Возвращаясь к первичным группам, скажу: отстаиваемый здесь взгляд состоит в том, что человеческая природа — нечто такое, что не существует в отдельном индивиде.
Это групповая природа или первичная фаза общества, простое и незамутненное состояние социального разума. С одной стороны, это нечто большее, чем просто инстинкт, с другой — нечто меньшее, чем утонченно развитые идеи и чувства, породившие современные институты.
Человеческая природа развивается и выражает себя в тех межличностных группах, которые до известной степени сходны во всех обществах — в спортивно-игровых, семейных и соседских. Их сходство — основа для подобия идей и чувств человеческой души.
Здесь и обретает человеческая природа. Мы не получаем ее от рождения; она приобретается только через товарищеские отношения. В изоляции она приходит в упадок.
Общество и индивид — неразделимые стороны единого целого. Где мы обнаруживаем индивидуальный факт, везде должны указать на сопутствующий ему социальный факт.
Если личности присуща универсальная природа, то должно быть нечто универсальное также в общении людей. Чем еще может быть человеческая природа, как не характерной чертой первичной группы?
Она не есть атрибут отдельного индивида, хотя делались и такие предположения, ибо ее типичные характеристики — привязанность, честолюбие, тщеславие и негодование — не существуют вне общества. Если она формируется в процессе общения, то какого рода или уровня должно быть общение, чтобы развить ее?
Сложности общества преходящи, а человеческая природа — устойчива и универсальна. Жизнь семьи и соседской группы существенна по своему генезису, но не более того.
Сокращено по источнику: Cooley C.H. Primary Groups and Ideals // A Workbook and Reader in Sociology. Berkeley, California, 1968. P. 96—100. Пер. с англ. А.И.Кравченко.
Т. Парсонс