Что (кто) подразумевается под понятием «агенты социализации»?
Агентами социализации являются отдельные люди и группы, организации и социальные институты, которые непосредственно или опосредованно оказывают влияние на формирование у индивида тех или иных социальных качеств. Среди наиболее «влиятельных» агентов социализации можно выделить следующие: семья, дошкольные воспитательные учреждения (ясли, детский сад, дом ребенка), школа, сверстники и друзья, послешкольные учебные заведения (училища, лицеи, вузы), трудовые коллективы, СМИ, референтные группы и кумиры.
Все агенты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, соседи, воспитатели и няни, учителя, врачи, тренеры, сверстники. Агенты первичной социализации непосредственно контактируют с индивидом (находятся в межличностных отношениях) и оказывают определенное влияние на процесс формирования его социальных качеств.
Агенты вторичной социализации – различные социальные институты и организации (школа, вуз, армия, государство, предприятие, церковь, СМИ и др.). Они непосредственно не контактируют с индивидом (не находятся в межличностных отношениях), а воздействуют на него опосредованно: во‑первых, создают общие объектные условия для социализации, во‑вторых, обозначают приоритеты для самореализации индивида.
В отдельную категорию можно отнести таких агентов как референтные группы и лидеры. Они могут быть агентами первичной социализации, если индивид находится с ним в межличностных отношениях, а могут функционировать как агенты вторичной социализации, т. е. воздействовать на социализацию индивида опосредованно.
Основным агентом первичной социализации является семья. В семье закладываются фундаментальные мотивационные установки, формируются основы семейных гендерных ролей. Семья дает ребенку имя, отчество, фамилию, включает его в свою родословную. Социальное положение родителей определяет первичный социальный статус ребенка. Образ жизни родителей способствует формированию у ребенка определенных ценностных ориентаций и жизненных приоритетов. В семье формируются важнейшие социальные качества индивида – его первичная социальная сущность.
Весьма важными аспектами семейной социализации являются такие как эмоциональная близость, теплота, ласка, забота, доверительные отношения между родителями и детьми. И если ребенок воспитывается в неблагополучной семье, то результаты первичной социализации могут наложить негативный отпечаток на всю его последующую жизнь.
Дошкольные образовательные учреждения играют важную роль в первичной социализации ребенка. В большинстве современных семей родители и ближайшие родственники, по различным причинам, не имеют возможности уделять необходимое время для воспитания ребенка. Поэтому многие семьи вынуждены отдавать своих детей в дошкольные учреждения или нанимать индивидуальных нянек‑воспитателей. В этих условиях весьма важно, чтобы родители не перекладывали свою часть забот о ребенке на других, а дошкольные учреждения и приходящие няни играли бы только вспомогательную роль в семейной социализации.
Школа как агент социализации существенно отличается от семьи. Во‑первых, это эмоционально нейтральная среда, в которой все дети находятся в равных условиях, а власть учителей по своей сути авторитарна. Во‑вторых, школа представляет собой относительно сложную социальную систему, «пропитанную» духом соревновательности. Поэтому, чтобы отстоять собственное «Я» ученик должен приложить немало усилий. В‑третьих, школа обычно отражает доминирующую в социуме культуру, которая не во всем совпадает с субкультурой конкретной семьи. Потому у ребенка может возникать проблема инкультурации (проблема одновременного нахождения в двух и более социокультурных средах).
Сверстники также играют важную роль в социализации индивида. Сравнивая, сопоставляя себя со своими сверстниками, индивид определяет (выявляет) свои достоинства и недостатки, находит свое место в групповой структуре. Принадлежность к группе придает индивиду определенную уверенность в своих действиях и поведении. Группа сверстников, как правило, формирует свою систему ценностей и приоритетов. Мнение группы для подростка нередко бывает более авторитетным, чем мнение родителей или школьных учителей. Если ребенок не находит должного внимания и понимания в семье, то он стремится компенсировать этот недостаток в компании сверстников. Поэтому дети из неблагополучных семей большую часть времени проводят вне дома, а то и вовсе уходят из семьи. В таких случаях влияние сверстников на формирование личности может оказаться доминирующим.
После окончания школы индивид либо сразу начинает самостоятельную трудовую деятельность, либо поступает в среднее или высшее учебное заведение для получения избранной им профессии.
Послешкольные учебные заведения (училища, вузы и др.) являются важным звеном в структуре социализации индивида. Во‑первых, они дают ему возможность лучше подготовиться к будущей самостоятельной жизни в обществе; во‑вторых, вооружают его соответствующими социальными знаниями и профессией; в‑третьих, повышают его социальный статус и делают его более конкурентно способным на рынке труда.
Сфера трудовой деятельности – следующее звено (этап) в структуре социализации индивида. Работая в производственной организации, индивид усваивает новые нормы и правила взаимодействия в трудовом коллективе, становится субъектом и участником производственных отношений. Оплата за труд дает возможность индивиду удовлетворять его жизненные потребности и ощущать материальную независимость. Сама профессия или ремесло для многих людей является главным средством самоидентификации. Люди как бы отождествляют себя со своей профессией: «я – врач», «я – шахтер», «я – плотник» и т. д. Таким образом, в процессе трудовой социализации индивид приобретает и укрепляет свой социальный статус, находит свое место в социальной структуре.
Особую роль в социализации играют средства массовой информации (СМИ), среди которых ведущее место занимает телевидение.
С раннего детства, когда ребенок еще не умеет читать и писать, он с удовольствием смотрит телевизор и таким образом постигает мир. По мере взросления увлеченность телепередачами возрастает.
Телевидение оказывает двойственное влияние на процесс социализации. С одной стороны, телепередачи несут в себе массу интересной информации, но с другой стороны в них содержится и немало негативного. Во‑первых, многие телепередачи показывают не соответствующий реальности образ жизни, например богатых и вечно праздных людей, «красивую жизнь», простое решение сложных проблем и т. д. Все это формирует у индивида завышенные потребности и ожидания, к достижению которых в реальной жизни он не готов. В результате такой «социализации» индивида может постигнуть глубокое разочарование жизнью. Во‑вторых, современное телевиденье изобилует сценами насилия и цинизма, которые также негативно влияют на процесс социализации индивида.
Важную роль в формировании личности играют такие агенты социализации как референтные группы и кумиры. Это могут быть: любимая спортивная команда, музыкальная группа, военное подразделение, литературный или киногерой, авторитетная для индивида личность. В процессе социализации индивид стремится походить на своих кумиров и нередко достигает намеченных целей.