Типология форм индивидуального приспособления
Формы приспособления | Социально одобряемые цели | Институционализированные средства |
Конформность | + | + |
Инновация | + | - |
Ритуализм | - | + |
Ретритизм | - | - |
Мятеж | + - | + - |
Конформность.Это понятие мы уже рассматривали выше. Конформность являет собою, по сути, единственный тип поведения, не являющийся девиантным. От степени распространенности его в обществе зависит социальный порядок - стабильность и устойчивость социального развития. Более того, сама ориентация массы людей на общепринятые культурные ценности мы можем говорить о большой массе людей как о едином обществе. Поскольку основной темой нашего рассмотрения является девиация, то этот тип, при котором она нулевая, вряд ли будет представлять для нас дальнейший интерес.
Инновация.Такая форма приспособления возникает вследствие того, что индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, разделяет их. Однако он не считает те средства достижения этих целей, которые для него доступны, эффективными, позволяющими достичь успеха (во всяком случае, настолько быстро и полно, как ему представляется желательным).
Речь идет не только об откровенно криминальных проявлениях поведения, когда стремление к обогащению (вполне институциональная цель) заставляет кого-то прибегать к отмычке или пистолету. Этот вид девиации, вероятно, довольно широко распространен в обществах с динамично развивающейся экономикой, где изменения социальных норм просто не успевают за стремительно меняющейся экономической конъюнктурой. Тем более, что в сфере предпринимательства границы между законным и незаконным, нравственным и аморальным подчас бывают весьма размыты. "Вынужденно частное, а нередко и публичное восхищение " хитрыми, умными и успешными" людьми является продуктом культуры, в которой " священная" цель фактически объявляет священными и средства". Мертон в своей работе проводит анализ противоречий такого рода в различных социальных слоях.
Так, он считает, что большинство благопристойных, законопослушных граждан все же обходит время от времени закон, если уверены, что это останется неизвестным или хотя бы трудно доказуемым. "Изучение 1700 представителей среднего класса показало, что в число совершивших зарегистрированные преступления вошли и " вполне уважаемые" члены общества. 99% опрошенных подтвердили, что совершили как минимум одно из сорока девяти нарушений уголовного законодательства штата Нью-Йорк, каждое из которых было достаточно серьезно для того, чтобы получить срок заключения не менее одного года".
В то же время можно было бы припомнить достаточно много ситуаций, когда в качестве девиантных следовало бы рассматривать и чьи-то действия, объективно направленные на достижение даже не личного, а общественного блага, однако при этом те, кто их совершают, прибегают к недозволенным средствам. Вспомним эпизод из известного и любимого зрителями фильма "Место встречи изменить нельзя", когда милиционер Жеглов для доказательства совершенного преступления идет, по сути, на не совсем красивый поступок в отношении вора-карманника. Такие (и куда более вопиющие) случаи мелких и не совсем безобидных нарушений не только служебного, но и откровенно противозаконного характера, вероятно, не так уж и редки в повседневной деятельности стражей порядка.
Ритуализм. Этот тип отклоняющегося поведения, как определяет Мертон, "предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены". Другими словами, в тех случаях, когда содержание цели и возможности ее достижения для данного социального актора приходят в противоречие, он предпочитает безусловное соблюдение институциональных норм и отказывается от цели.
Это позиция чрезмерно осторожного человека, которая характеризуется, во-первых, стремлением во что бы то ни стало избежать опасности подвергнуться негативным социальным санкциям, во-вторых, желанием избежать опасностей, разочарований и неудач, а в-третьих, сильной приверженностью рутинному распорядку и сложившимся институциональным нормам. Таким образом, этот тип девиации в чем-то противоположен инновации с ее склонностью к риску и готовностью обойти социальные нормы в тех случаях, когда они встают препятствием на пути к желанной цели. Трудно сказать, какой из этих двух типов распространен в большей степени, однако, учитывая, что они как бы уравновешивают друг друга ("симметричны"), можно предполагать что они распространены примерно одинаково часто. Хотя такая гипотеза, конечно, нуждается в эмпирической проверке.
Ритуализм, как считает Мертон, во многом является продуктом социализации в условиях нижних слоев среднего класса. Условия воспитания здесь создают структуру характера, максимально приближенную к ритуализму. Его можно было бы назвать "чрезмерным конформизмом". Нередко такой тип поведения закрепляется в условиях бюрократизации общественной жизни. Известно, что "классический" бюрократ нередко склонен забывать о цели во имя обязательного соблюдения процедуры, формы, буквы предписанных регламентов.
Ретритизм. Этот тип девиации можно было бы охарактеризовать как стремление к уходу от действительности, неприятие своего социального мира. Члены общества, обладающие такой ориентацией, не приемлют ни господствующих в сознании большинства социальных целей, ни социально одобряемых средств их достижения. Это люди "не от мира сего" - отшельники, мечтатели, поэты. Чисто статистически число таких индивидов не может быть велико в любом обществе, оно просто не в состоянии вместить в себя достаточно много таких "странных" людей.
В традиционных обществах, в эпоху господства религиозных верований, определенное число мужчин и женщин по искреннему убеждению удалялись от мира в монастыри (не будем говорить о тех, кто делал это по принуждению или в силу жестокой необходимости). Принимая постриг, они добровольно возлагали на себя обет безбрачия, отказывались от обладания собственностью и множества других мирских благ. Такое поведение вызывало уважение у мирян, однако не могло стать примером для массового подражания, иначе само общество просто прекратило бы свое существование. Добровольный уход в монахи или монахини и в ту эпоху был не нормой, а отклонением от нее.
В наши дни тоже можно наблюдать проявления ретритизма как относительно массового явления. Во второй половине ХХ века в Америке, а затем и в Европе зародилось движение "хиппи", в котором весьма отчетливо были выражены черты ретритизма. Молодые люди из различных социальных слоев - от самых высших до самых низших - провозглашали главной целью своей жизни отрицание насилия, любовь, безразличие к индивидуальному материальному благополучию. Они отвергали нормы института частной собственности и моногамной семьи, живя коммунами. Большинство "хиппи" не соблюдали даже норм личной гигиены, переставали бриться и стричься, одевались почти в лохмотья и всем своим видом резко выделялись среди окружающих. Несмотря на неагрессивное, даже кроткое отношение к миру, проповеди всеобщей любви и ненасилия, общество относилось к ним довольно враждебно. Постепенно это движение "рассосалось", абсолютное большинство вернулось к нормальной жизни, оставив память о себе лишь в немногочисленных коммунах "хиппи", живущих в Индии.
Мятеж. Этот тип девиации наиболее широко распространен в обществах, находящихся в состоянии глубокого кризиса, на грани социальных переломов. Такие отклонения вряд ли можно отнести к формам "индивидуального приспособления к обществу" в полном смысле этого слова, поскольку мятеж (или бунт), в отличие, скажем, от движения "хиппи", являет собою, скорее, активный отказ от приспособления к действующим нормам социальной жизни. Мятеж, по определению Мертона, "представляет собой переходную реакцию, выражающуюся в стремлении институционализировать во всем обществе, включая и тех его членов, которые не разделяют мятежную ориентацию, новые цели и новые способы поведения. Мятеж стремится изменить существующие культурную и социальную структуры, а не приспособиться к ним".
Какой удельный вес занимают среди всех типов поведения его мятежные формы? В большинстве обществ, находящихся в стадии относительно стабильного развития, мятежное поведение, как нам кажется, встречается не очень часто. Будучи своего рода "симметричным отражением" ретритизма, то есть находясь на противоположном конце шкалы по своим характерологическим признакам, оно должно иметь и примерно такую же частоту проявлений. В эпохи социальных потрясений и реформ этот тип поведения приобретает относительно массовые очертания. Однако длится это недолго. В случае успеха реформ (а значит, при установлении новых социальных и культурных норм, становлении новых институтов) их сторонники, которые были прежде диссидентами, перестают быть девиантами, поскольку их поведение теперь становится "нормальным". В случае же неуспеха социальных преобразований большинство членов общества, примкнувших вначале к движениям сторонников этих преобразований, возвращается к старым социальным нормам, становясь конформистами.
Может возникнуть вопрос: в чем заключаются наиболее общие причины существования различных форм девиантного поведения? Нам представляется, что с позиций функционалистской теории ответ мог бы быть таким. Здесь можно провести своеобразную органическую аналогию с "экспериментами" природы, в которых при рождении новых особей у всех видов живых существ происходят разнообразные, но немногочисленные мутации. При существенных изменениях, возникающих в окружающей среде, некоторые из видов мутантов выступают своего рода гарантией от полного исчезновения данного вида, поскольку имеют возможность лучше приспособиться к этим изменениям, чем их нормальные собратья, и дают начало новому направлению развития своего вида.