Смысл и назначение социального контроля
Для того, чтобы разрозненные и разнонаправленные действия людей шли на пользу обществу, нужен такой социальный механизм, который позволил бы индивидам, выполняющим собственные жизненные программы, одновременно участвовать в развитии и укреплении общественной системы.
Звеньями этого механизма служат социальные статусы и роли, задающие индивидам в наиболее обобщенной форме социально одобряемую программу действий. В процессе социализации усваиваются главные ориентиры этой программы. И, несмотря на различия индивидуальных устремлений, в конечном счете, она реализуется. Социальное окружение одобряет те действия, которые соответствуют его ожиданиям, и наказывает, если они противоречат им. Через систему социальных статусов и ролей, социализацию и культуру общества приводится в действие механизм социальной регуляции. Его действие осуществляется через ряд процедур:
· предписание, в основе которого лежит ожидание обществом от индивида действий, соответствующих его статусу, а также социальным ценностям. Обязательным является наличие образца выполнения социальной роли, с которым соотносится поведение индивида (например, мы знаем, что хорошая хозяйка должна быть рачительной, хозяйственной и гостеприимной. Эти качества являются ожидаемыми и задают миллионам хозяек соответствующий стереотип поведения);
· поощрение выполнения ролевых предписаний. Для того чтобы закрепить в сознании индивида установки на социально одобряемые действия и стимулировать качественное исполнение им своих социальных ролей, общество использует многообразную систему материальных и моральных поощрений – от денежной премии за высокие трудовые достижения до морального признания, уважения. Моральные и материальные поощрения важны для индивида, служат показателем его успеха в обществе;
· отбор тех моделей поведения, которые максимально соответствуют ожиданиям общества, являются наиболее эффективными для его устойчивого поступательного развития. Процедура отбора совершается для того, чтобы ключевые статусы в социальной структуре общества занимали те, кто лучше других подготовлен к выполнению соответствующих ролей;
· контроль за выполнением ролевых предписаний, необходимый для обеспечения порядка в обществе и жизненно важный не только для социальной системы, но и для каждого в отдельности. Чем больше мы хотим быть хозяевами своей судьбы, не завися ни от каких внешних обстоятельств, тем больше мы нуждаемся в социальном порядке.
Социальный порядок является основой и условием предсказуемого развития любого общества. Известно, что есть общества, сумевшие наладить четкий механизм соответствия ожиданий и обязательств, а также те, в которых он дает сбои. Известно также, что за пределами допустимого эти сбои могут привести к разрушению всего общественного порядка. Поэтому так необходимо активное вмешательство общества в действия тех людей, которые нарушают общепринятый порядок. Это вмешательство осуществляется в интересах всех индивидов и называется социальным контролем.
Социальный контроль – это выработанный обществом способ поддержания общественного порядка и обеспечения нормативного поведения индивидов. Основное назначение социального контроля – поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство (преемственность) в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития. Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система (общество) сохраняет равновесие.
Заблуждаются те, кто считает, что социальная система тем эффективнее, чем строже система контроля и чем шире она распространена в обществе. Диктатура не является эффективной для поступательного развития общества. Как крайняя мера она может быть обоснована только исключительными обстоятельствами, когда задачей общества является физическое выживание.
Общественная система функционирует наилучшим образом, если в основе социального контроля лежат умеренно жесткие требования. Система должна быть устойчивой и гибкой, обладать способностью выдерживать колебания и отклонения, предоставлять личности возможности проявлять себя. Такое качество она приобретает тогда, когда ее механизмы работают слаженно, социализация эффективна и все структуры носят легитимный характер, т.е. признаются, одобряются и поддерживаются членами данного общества.
Социальный контроль обеспечивается различными организациями. Среди них – организации специально созданные для выполнения контролирующей функции и те, для которых социальный контроль не основная функция (семья, школа, средства массовой информации, администрация учреждений). Кроме организаций функцию контроля выполняют и отдельные люди: друзья и знакомые, прохожие на улице. Те же организации и люди участвуют в процессе социализации. Мы называли их агентами социализации, а сейчас обозначим как агентов социального контроля.
Они обеспечивают внешний контроль, который представляет собой групповое давление, когда поведение индивида зависит от его включенности в социокультурную среду, систему обязывающих отношений в социальной группе и обществе.
В зависимости от выбираемых средств и методов осуществления контроль может носить формальный (официальный) и неформальный(индивидуализированный) характер. Контроль со стороны официальных учреждений осуществляется на основе типичных, одинаковых для всех требований, отличается строгостью. Контроль со стороны ближайшего окружения, неофициальных лиц более мягок, неформален. Внешний контроль преобладает на ранних этапах социализации личности, когда дети еще не научились взвешивать свои действия и нередко не представляют их реальные последствия для других людей и самих себя. Наоборот, у взрослого человека самоконтроль (внутренний контроль) доминирует над внешним. Самоконтроль осуществляется на основе усвоенных в процессе социализации ценностей и норм. Если индивид имеет привычку полагаться на помощь и подсказку со стороны и пытается переложить ответственность за свои действия на окружающих, у него не развивается внутренний контроль.
В качестве особого уровня социального контроля выделяют косвенный контроль, осуществляемый путем положительного примера важной для индивида (референтной) группы или личности, которую он рассматривает как образец для подражания. Таковыми, например, являются звезды спорта, кино для их поклонников, старшие братья и сестры для младших и т.д.