Человек: его смысл жизни и назначение.

Вопрос не почему, а для чего живет человек с незапамятных времен занимал человека. (Камю «Миф о Сизифе») вопрос о том, стоит ли жизнь, чтобы её прожить... Все остальное – имеет ли 3 измерения, он рождается из сомнения в сущ-нии такого смысла. Проблема Камю, состоит в том 2сущ-ет ли логика сущ-ния вплоть до самой смерти...»

Среди подходов к осмыслению можно выделить 3 главных:

1. Смысл жизни изначально присущ жизни в её глубинных основаниях.

Для первого подхода хар-но религиозное истолкование жизни. Так ответил Христос на вопрос что делать? « вот дело Божие, чтобы не веровать в того, кого он послал» бог сотворил человека, и мы должны проявить его в своей жизни. Эмпирическая жизнь мира бессмысленна.

Смысл жизни за пределами жизни.

в основе второго лежит секуляризованная религиозная идея, человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к будущему есть прогресс. Он предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни. Прогресс превращает мир, в котором никто из нас не будет иметь идеала.

3. Смысл жизни создается самими субъектами. Третий подход. Жизнь не имеет смысла. В жизни самой по себе вообще нет раз и навсегда заданного однажды определенного смысла. Только мы сами придаем ей смысл, только мы и никто другой.

Вопрос не должен быть абсолютизирован, у каждого свой ответ на него.

Для всех подходов хар-но, что жизнь бессмысленна. Все суета!!!

Экзистенциализм: версия Ж.П. Сартра (по ст.: «Экзистенциализм – это гуманизм»).

56.Человек: жизнь – смерть – бессмертие в духовном опыте (общая характеристика).

Экзистенциализм: социальный, идеологический и идейный контексты его появления.

В отеч. лит-ре выделяют 3 центра:

1)на кануне 1ой мировой... В России закладываются основы Толстой «Смерть Ивана Ильича», Достоевский «Идиот»

2) после 1 мировой в Германии Мартин Хайдеггер, карл Ясперс

3) После 2 мировой во Франции Марсень, Камю, Жан Поль Сартр.

Заметим, эта позиция яв-ся доминирующей в нашей лит-ре, но есть и иная: родина экз-ма Германия и Франция, Россия нет.

В каком соц. про-ве? Что порождает это соц. про-во?

1 Экз-зм не возникает в сфере чисто фсф понятий, в сфере академич. фсф. Он не рождается из созерцания других отвлеченных спекулятивных систем, не был ответом на эти системы.

2 Экз-зм формируется среди идеологий, рождается из попыток разрешить соц. противоречия. Вот где ниша, где удобно разместиться экз-му.

3 Такие идеологии имеют особенности а) идеалогичный протест возникает на почве критичного отношения к конкретике соц. реальности в котором живет человек. Это может быть и критика правящих классов, и критика господствующих ценностей. Эта идеология, ослабляя позицию уже сущ-щую. б) Такие идеологии принимают разнообразную форму, тоска по старому общ. порядку, который обычно идеализируется. Надежды на изменения морального облика людей.

4 Индивид отрицает любую культуру.

5 Всем формам протеста присущ. трагические противоречия. Выступая против мира лжи, бунтовщики пытаются добиться яв-ния, до ощущения, которое нельзя заподозрить во лжи и обмане.

Из чего возник экз-зм?

Кроме соц. пространства сущ. ещё и духовное про-во. Его обозначим как философский контекст становления и появления экз-ма. Каждый из видных деятелей экз-ма прошёл индивидуальный неповторимый путь, при этом испытывал влияние различных мыслителей. И вместе с тем за неповторимостью биографий можно увидеть общность умонастроений, направлений, мышлений, понимание цели и смысла фсф. Главным выступают 3 источника: 1) иррационалистическая фсф Серен Кьеркегора. 2) фсф жизни Фридриха Ницше 3) феноменология Эдмунд Гуси.

В поддержке Пьер Гигора

Ключевые тропинки по П.Г.

1. У фсф должен быть свой предмет, таким предметом становиться чел-кое сущ-ние. (экзистенция) В наше время изобилие знаний забыли, что значит сущ-вать.

2. Разум на все смотрящий со стороны, в третьем лице, яв-ся плохим помощником в постижении субъектных бездны переживаний.

3. Внутренний мир человека, Действительность есть внутренний мир, само соотношение своего Я.

4. Искренность проявляет себя глубже всего. Самым искренним чело оказывается фанатично верующий. Экзист-щий мыслитель должен рассматривать действительность через призму своих индивидуального сущ-ния, его эмоцион. жизнь.

В то время как объективное мышление безразлично к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель заинтересован в своем мышлении. Пьер Гигор предъявлял 2 упрёка классической фсф а) обвинение методологическое: классич. фсф вопрос о челе решает слишком абстрактно. Человек должен подчинятся всеобщему. б) В самом челе классич. фсф рассматривает только его сущность, отходит от живого человека с чувствами и переживаниями. Заметим, обвинения Пьер Гигор представил не только фсф, но и культуре. У 19 века своя безнравственность, всякий индивид стремиться забыться, в общем. Задача новой фсф помочь индивиду найти истины, ради которой ему хотелось бы жить и умереть.

Ещё один источник экз-ма фсф жизни.

Представим тропинки от фсф жизни фсф экз-ма мозаикой.

1) Фсф жизни возникает в первых годах 19 столетия, на исходе 19 века фсф жизни приобретает самостоятельное значение. В первой четверти 20 века достигает влияния и расцвета, после второй мировой фсф жизни утрачивает самостоятельное значение в связи появления экз-ма.

2) У истоков фсф жизни стоят: Фридрих Ницше (1744-1900) и Евгель Гитель. Затем Георг Зимин, Андрей Бергсон

3) Как самостоятельное направление хар-ся базовыми принципами: а) ф.ж. имеет собственное обозначение. имя. б) Ф.ж. имеет собственную предметную сферу.

а) термин ф.ж. употребляют в разных смыслах доминируют два: 1 Смысл узкий, используется для обозначений представлений в системе о смысле жизни и ценности жизни. 2) смысл широкий термин ф.ж. обозначает фсф в центре которой стоят практические проблемы, соц. этические ценностные.

б) предметом фсф должна выступать жизнь во всей своей многогранности, В это видится отличие ф.ж. от фсф нового времени, кот сводила жизнь к единой гносеологической фн. Жить значит познавать...

Главное понятие это жизнь. Доминирует три смысла а) Биологически-натуралистического понимания - Ф. Ницше б) Космологически-метафизическое понимание жизни – Андрей Бергсон. в) Историческое понимание жизни – Вильгельм Диттель

Биологически-натуралистического понимание жизни в представлениях Ницше

1) Фсф биография Ницше

2) Размышления Н. о жизни

1) Фридрих Вильгельм Ницше род. 15.10 1844 в деревне Реккен (Саксония), умер 26 августа 1900г. представитель иррационализма, возвестил новые пути чел-гоко духа. Чел трагической судьбы, чьё тво-во стало предметом множества фальсификаций. 1864 – студент Боннского универа, учиться там 2 семестра. Через год уезжает в Лейпциг. До получения диплома получает приглашение на должность профессора. С 1869 по 1879 работает профессором классической фсф в Базелевском универе.

Встреча с фсф Ницши

Это случилось в Лейпциге, в одном из книжных магазинов Н. находит книгу неизвестного до этого автора «Мир, как воля и представления». Прочитал эту книгу в течении 2 недель. В эволюции тво-ва Н. принято выделять 3 периода

1 Время общения (1871-1876)

Учился всему, собирал все почитаемые ценности и позволял им конкурировать им друг с другом. Рождение трагедий.

2 Переломный период (1876-1877)

испытывает резкое разочарование в трагической культуре, стремиться увидеть свой путь. Создает «Странник и его тень», «Веселая наука»

3 (1878-?) Создаются «Так говорил Заратустра», « К генеалогии морали», «Антихрист»

Ницше писал на элитарность, в его размышлениях о жизни выделяется спец моменты

1) Фсф у Н. построена исключительно на феномене жизни. Жизнь объявляется исходным пунктом философствования. Фсф становиться фсф жизни.

2) на место христианской фсф бытия (как основы сущности) Н воздвигает жизнь, с её вечными движениями и становлениями.

3) Сама жизнь приобретает значение некоторой части мироздания.

4) Жизнь в ряде моментов отожествляется с духовной культурой. Подлинная культура всегда выступает за полноту жизни. А жизнь воплощается в полнокровной, трагической культуре.

5) Современная культура с её ориентацией на замкнутость на науку, признается враждебной жизни. Наука опирается на разум искусственный по своей природе. Он чужд естественной и инстинктивной жизни. Фсф у Н. должна держать подальше от науки и поближе к ис-ву.

6) первичность жизни, представляется теоретической реальностью. Особенно подчёркивается в сочинении «Антихрист».

Ключевые моменты первичности жизни а) в это сочинении обращены к истине и жизненной практике Иисусу. б) Н обнаруживает, что Христос говорит лишь о самом глубоком, о самом внутреннем. Всё остальное для Христа лишь служит целостью знака, подобия. Жизнь как опыт, противиться слова, формулам, законам, догматам.

7) Такое понимание жизни, как подлинная природа, основы человека. Он исходит от него, но не останавливается. Наполняет новые главы доминирующим звучанием. Жизнь как воля к власти – спец-кая кумуляция сил. Всё что под ним, после него, это порча, порождается в людских умах, мыслях, чувствах.

8) Жизнь предпосылка для познания. Н уверен. что жизнь – высшая господствующая сила. Жизнь – движущая сила, цель к критерии познания.

9) Жизнь суть диалекта этического и эстетического.

Этический подход: все сущ. разделяется на противоположное, одно утверждается, другое отрицается. На всё сущее этический взор смотрит глазами противоположности добра и зла. Всякая жизнь покоиться на яв-нии ис-ва, на обмане, на иллюзии, сама жизнь не содержит в себе возможности на разоблачение. Нужно ли это разоблачение? Во имя жизни ил ей в ущерб? Например, про любящих.

Наши рекомендации