Методика преподавания социологии
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
учебное пособие
Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия Оля студентов высших учебных заведений специальности «Социология»
Минск
ТетраСистемс
В.Е. Степановой, которые вышли в Москве в 1999 году. Одним словом, в настоящее время ощущается острая потребность в подготовке специальной учебной литературы по методике преподавания социологии, которая могла бы удовлетворить вузовскую аудиторию.
Предлагаемое учебное пособие и призвано заполнить создавшийся вакуум. При его подготовке автор использовал опыт, накопленный в процессе преподавания одноименного курса на отделении социологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета.
Основная сложность при подготовке данного курса заключается в том, что при определении проблемною поля, связанного с преподаванием собственно социологии, волей неволей приходится касаться и некоторых общих вопросов вузовской педагогики, организации самой системы вузовского образования, форм, методов и техники вузовского обучения и т.д., то есть, говоря о специфике преподавания социологии, невозможно избежать общих вопросов преподавания в вузе вообще и преподавания общественных наук в частности. В силу этого обстоятельства выкристаллизовывается и структура учебного пособия, первая часть которого посвящена общим вопросам преподавания общественных наук в высшей школе с указанием специфических особенностей преподавания социологии, а вторая связана с рассмотрением конкретных методических рекомендаций по подготовке ключевых тем вузовского курса социологии.
Автор выражает глубокую признательность своим коллегам по кафедре, которые читают общие курсы социологии на различных отделениях и факультетах Белгосуниверситета, за конструктивную критику и конкретные замечания, позволившие внести существенные поправки в рукопись учебного пособия в ходе его подготовки.
Вес критические отзывы и пожелания просьба направлять по адресу: 220050. Минск. Белгосуниверситет, кафедра социологии.
РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
1.1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первое знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и основных задач. Что же изучает методика преподавания? С одной стороны, ответ на этот вопрос кажется простым и очевидным, так как ясно, что речь идет о процессе обучения и преподавания, который всем хорошо известен, что и создает у слушателей несколько упрощенное представление об этом предмете, ведь студентам приходится говорить о вещах весьма обыденных и привычных, например, что такое лекция или семинар, в чем заключается специфика зачета или экзамена I! т.д. Но эта простота и легкость быстро исчезают, когда студенты от чистой теории переходят к практическим занятиям, когда необходимо самому подготовить текст лекции, а тем более прочитать ее в ходе педагогической практики. Как бы хорошо ни был подготовлен слушатель теоретически (в области своей специальности), он испытывает громадные трудности в первые годы своей педагогической деятельности, ощущая явный дефицит методических навыков и той психологической готовности к педагогической деятельности, которые эти навыки обеспечивают. Следует отметить, что многие выпускники вузов, получив квалификацию учителя или педагога, придя в учебное заведение и столкнувшись с первыми трудностями педагогической деятельности, вынуждены отказываться от этой карьеры, переходя на работу в научные, проектные и прочие институты, где они освобождаются от «тягот» педагогического творчества.
Методика преподавания вбирает в себя, обобщает и конкретизирует опыт педагогической деятельности, в чем проявляется ее теоретический статус, и кроме того методика как практическая (прикладная) наука стремится выработать ряд конкретных положений, знание которых является необходимой предпосылкой становления педагога.
Определяя смысл и значение понятия «методика преподавания», необходимо уточнить значение составляющих это понятие терминов.
Любая человеческая деятельность осуществляется с помощью различных приемов, средств и методов. В целом, можно сказать, что различают методы практической и духовной деятельности. Последняя, в свою очередь, могла бы быть подразделена на духовно-эстетическую (искусство), духовно-познавательную (философия и наука) и духовно-образовательную (обучение и воспитание) виды деятельности. В каждой из этих областей имеются свои методы деятельности, своя теория и практика: создания произведений искусства, добывания нового знания, воспитания нового поколения граждан. Метод в целом определяется как способ действия. Его основная цель состоит в рационализации человеческой деятельности, достижении максимальных целей при минимальных затратах. Такая рационализация или методическая грамотность в конце концов воплощается в мастерстве деятеля, в утверждении его творческих способностей. К чему человек, конечно, может прийти и самостоятельно, методом проб и ошибок, но может и сократить путь своего творческого созревания, изучая опыт своих предшественников и специальную отрасль знания под названием «методика».
Если метод представляет собой способ действия, то методика это реальное воплощение этого метода, его технология, последовательность тех операций на базе которых данный метод или прием действия осуществляется. Даже самый простой метод (например, наблюдение) имеет собственную структуру и этапы реализации в разных сферах человеческой деятельности, например, в художественном творчестве, в научном познании или в какой-либо другой сфере творчества. Так, вряд ли кто-нибудь будет спорить, что наблюдение в астрономии весьма существенно отличается от наблюдения в биологии или социологии. Хотя с методологической точки зрения наблюдение везде имеет одну и ту же природу (представляя собой форму чувственного познания), но с точки зрения реализации этого метода, технологии его осуществления или методики, имеются значительные отличия. Поэтому астрономы учат свою методику на-
блюдения, а у социологов она имеет иной характер. Своя методика имеет место и в педагогической деятельности. В этом плане подготовка специалиста с высшим образованием предполагает ознакомление его, с одной стороны, с методами и методикой добывания нового знания (как будущего ученого), а с другой стороны, с методикой преподавания обучаемой дисциплине в средней или высшей школе (как будущего педагога). Таким образом, методика представляет собой совокупность конкретных приемов осуществления тех или иных методов или способов действия. Это своего рода свод правил и приемов действия. Как уже отмечалось, в любой сфере человеческой деятельности есть свои правила и приемы, т.е. свои методики. В искусстве это методика создания художественных произведений, в науке - добывание нового знания, а в педагогике - это способы передачи знания от одного поколения к другому, формирование личности нового типа, процесс ее социализации.
Итак, методика - это изучение системы того или иного вида деятельности и выработка правил, приемов действия. Что же касается понятия «преподавание», то его смысл достаточно ясен и вполне однозначно представлен во всех словарях, энциклопедиях и справочниках - это процесс передачи знаний, процесс обучения. На этой основе можно заключить, что методика преподавания это такая дисциплина, которая изучает, обобщает и систематизирует формы, приемы и методы педагогической деятельности, стремится выработать у слушателей навыки этой деятельности, в чем и .проявляется ее теоретический и практический смысл.
Ключевые понятия и термины: Метод - способ (прием) действия. Методика - система правил и приемов реализации метода.
Методология - учение о методах вообще, их гносеологической природе, логической структуре и познавательных функциях, а также о системе методов, используемых в той или иной науке.
Методика преподавания - вузовская дисциплина, изучающая систему образования, приемы, средства и методы педагогической деятельности.