Методика преподавания социологии

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

учебное пособие

Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия Оля студентов высших учебных заведений специальности «Социология»

Минск

ТетраСистемс


 
 
 

В.Е. Степановой, которые вышли в Москве в 1999 году. Одним сло­вом, в настоящее время ощущается острая потребность в подготовке специальной учебной литературы по методике преподавания социо­логии, которая могла бы удовлетворить вузовскую аудиторию.

Предлагаемое учебное пособие и призвано заполнить создавший­ся вакуум. При его подготовке автор использовал опыт, накоплен­ный в процессе преподавания одноименного курса на отделении со­циологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета.

Основная сложность при подготовке данного курса заключается в том, что при определении проблемною поля, связанного с препода­ванием собственно социологии, волей неволей приходится касаться и некоторых общих вопросов вузовской педагогики, организации самой системы вузовского образования, форм, методов и техники вузовского обучения и т.д., то есть, говоря о специфике преподава­ния социологии, невозможно избежать общих вопросов преподава­ния в вузе вообще и преподавания общественных наук в частности. В силу этого обстоятельства выкристаллизовывается и структура учебного пособия, первая часть которого посвящена общим вопро­сам преподавания общественных наук в высшей школе с указанием специфических особенностей преподавания социологии, а вторая связана с рассмотрением конкретных методических рекомендаций по подготовке ключевых тем вузовского курса социологии.

Автор выражает глубокую признательность своим коллегам по кафедре, которые читают общие курсы социологии на различных отделениях и факультетах Белгосуниверситета, за конструктивную критику и конкретные замечания, позволившие внести существен­ные поправки в рукопись учебного пособия в ходе его подготовки.

Вес критические отзывы и пожелания просьба направлять по ад­ресу: 220050. Минск. Белгосуниверситет, кафедра социологии.

РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

1.1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первое знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и основных задач. Что же изучает методика преподавания? С одной стороны, ответ на этот вопрос кажется простым и очевид­ным, так как ясно, что речь идет о процессе обучения и преподава­ния, который всем хорошо известен, что и создает у слушателей не­сколько упрощенное представление об этом предмете, ведь студен­там приходится говорить о вещах весьма обыденных и привычных, например, что такое лекция или семинар, в чем заключается специ­фика зачета или экзамена I! т.д. Но эта простота и легкость быстро исчезают, когда студенты от чистой теории переходят к практиче­ским занятиям, когда необходимо самому подготовить текст лекции, а тем более прочитать ее в ходе педагогической практики. Как бы хорошо ни был подготовлен слушатель теоретически (в области сво­ей специальности), он испытывает громадные трудности в первые годы своей педагогической деятельности, ощущая явный дефицит методических навыков и той психологической готовности к педаго­гической деятельности, которые эти навыки обеспечивают. Следует отметить, что многие выпускники вузов, получив квалификацию учителя или педагога, придя в учебное заведение и столкнувшись с первыми трудностями педагогической деятельности, вынуждены отказываться от этой карьеры, переходя на работу в научные, про­ектные и прочие институты, где они освобождаются от «тягот» пе­дагогического творчества.





Методика преподавания вбирает в себя, обобщает и конкретизи­рует опыт педагогической деятельности, в чем проявляется ее теоре­тический статус, и кроме того методика как практическая (приклад­ная) наука стремится выработать ряд конкретных положений, знание которых является необходимой предпосылкой становления педагога.

Определяя смысл и значение понятия «методика преподавания», не­обходимо уточнить значение составляющих это понятие терминов.

Любая человеческая деятельность осуществляется с помощью различных приемов, средств и методов. В целом, можно сказать, что различают методы практической и духовной деятельности. Послед­няя, в свою очередь, могла бы быть подразделена на духовно-эстетическую (искусство), духовно-познавательную (философия и наука) и духовно-образовательную (обучение и воспитание) виды деятельности. В каждой из этих областей имеются свои методы дея­тельности, своя теория и практика: создания произведений искусст­ва, добывания нового знания, воспитания нового поколения граж­дан. Метод в целом определяется как способ действия. Его основная цель состоит в рационализации человеческой деятельности, дости­жении максимальных целей при минимальных затратах. Такая ра­ционализация или методическая грамотность в конце концов вопло­щается в мастерстве деятеля, в утверждении его творческих способ­ностей. К чему человек, конечно, может прийти и самостоятельно, методом проб и ошибок, но может и сократить путь своего творче­ского созревания, изучая опыт своих предшественников и специаль­ную отрасль знания под названием «методика».

Если метод представляет собой способ действия, то методика это реальное воплощение этого метода, его технология, последователь­ность тех операций на базе которых данный метод или прием дейст­вия осуществляется. Даже самый простой метод (например, наблю­дение) имеет собственную структуру и этапы реализации в разных сферах человеческой деятельности, например, в художественном творчестве, в научном познании или в какой-либо другой сфере творчества. Так, вряд ли кто-нибудь будет спорить, что наблюдение в астрономии весьма существенно отличается от наблюдения в био­логии или социологии. Хотя с методологической точки зрения на­блюдение везде имеет одну и ту же природу (представляя собой форму чувственного познания), но с точки зрения реализации этого метода, технологии его осуществления или методики, имеются зна­чительные отличия. Поэтому астрономы учат свою методику на-

блюдения, а у социологов она имеет иной характер. Своя методика имеет место и в педагогической деятельности. В этом плане подго­товка специалиста с высшим образованием предполагает ознакомле­ние его, с одной стороны, с методами и методикой добывания ново­го знания (как будущего ученого), а с другой стороны, с методикой преподавания обучаемой дисциплине в средней или высшей школе (как будущего педагога). Таким образом, методика представляет со­бой совокупность конкретных приемов осуществления тех или иных методов или способов действия. Это своего рода свод правил и приемов действия. Как уже отмечалось, в любой сфере человеческой деятельности есть свои правила и приемы, т.е. свои методики. В ис­кусстве это методика создания художественных произведений, в науке - добывание нового знания, а в педагогике - это способы пе­редачи знания от одного поколения к другому, формирование лич­ности нового типа, процесс ее социализации.

Итак, методика - это изучение системы того или иного вида дея­тельности и выработка правил, приемов действия. Что же касается понятия «преподавание», то его смысл достаточно ясен и вполне однозначно представлен во всех словарях, энциклопедиях и спра­вочниках - это процесс передачи знаний, процесс обучения. На этой основе можно заключить, что методика преподавания это такая дис­циплина, которая изучает, обобщает и систематизирует формы, приемы и методы педагогической деятельности, стремится вырабо­тать у слушателей навыки этой деятельности, в чем и .проявляется ее теоретический и практический смысл.

Ключевые понятия и термины: Метод - способ (прием) действия. Методика - система правил и приемов реализации метода.

Методология - учение о методах вообще, их гносеологической при­роде, логической структуре и познавательных функциях, а также о системе методов, используемых в той или иной науке.

Методика преподавания - вузовская дисциплина, изучающая систе­му образования, приемы, средства и методы педагогической дея­тельности.


Наши рекомендации