Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру
Понятие бюрократии
Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.
Под бюрократией также понимают замкнутый слой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении, монополизирующий властные функции в обществе с целью реализации своих корпоративных интересов.
Термин «бюрократия» используется не только для обозначения определенной социальной группы, но и системы организаций, создаваемых органами публичной власти с целью максимизации своих функций, а также учреждений и ведомств, включенных в разветвленную структуру исполнительной власти.
Объектом анализа при изучении бюрократизма являются:
§ противоречия, возникающие при реализации функций управления;
§ управление как процесс труда;
§ интересы социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.
Теория бюрократии по Веберу
Появление термина «бюрократия» связывают с именем французского экономиста Винсента де Гурнэ, который ввел его в 1745 г. для обозначения исполнительной власти. В научный оборот этот термин вошел благодаря немецкому социологу, экономисту, историкуМаксу Веберу (1864-1920), автору наиболее полного и всестороннего социологического исследования феномена бюрократии.
Вебер предложил следующие принципы бюрократической концепции организационной структуры:
§ иерархическое построение организации;
§ иерархия приказа, построенная на легальной власти;
§ подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных;
§ специализация и разделение труда по функциям;
§ четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов;
§ система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами;
§ ориентация системы коммуникаций как в организации, так и вне се на написанные правила.
Термин «бюрократия» Вебером использовался для обозначения рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами.
По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость распределения ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации.
Бюрократию как рациональную машину управления характеризуют:
§ жесткая ответственность за каждый участок работы:
§ координация во имя достижения организационных целей;
§ оптимальное действие безличных правил;
§ четкая иерархическая зависимость.
Однако позже Вебер стал различать бюрократию в позитивном смысле (западная рациональная система управления) и в негативном смысле (восточная иррациональная система управления), понимая под восточной иррациональной системой управления такую, в которой инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью.
Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру
По мнению американских социологов Р. Мертона и А. Гоулднера, наиболее распространенной дисфункцией, порождаемой бюрократией, является перенос акцента с целей деятельности на ее средства, в результате чего жесткая иерархия, неукоснительное исполнение инструкций, строгая дисциплина и т.п. превращаются в тормоз на пути рациональности. Иными словами, рациональное устройство воспроизводит внутри себя элементы иррационального.
Роберт Мертон (1910-2003) оценивал бюрократию следующим образом:
§ в результате неукоснительного следования формальным правилам и конформизма работники управления в конечном счете теряют способность принимать самостоятельные решения;
§ постоянная ориентация на правила, реляции и формально разработанные руководства к действию приводит к тому, что данные нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение — основной задачей и результатом организационной деятельности;
§ все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетенции;
§ следствием становится рождение стереотипного бюрократа, не имеющего воображения и способности к творчеству, не гибкого в применении официальных норм и правил;
§ итог деятельности такого бюрократа — замкнутость бюрократической касты, возвышение ее над работниками.
Трудности в бюрократических структурах связаны с преувеличением значимости стандартизованных правил, процедур и норм, точно определяющих: как работникам следует решать поставленные перед ними задачи, реализовывать запросы других подразделений организации, взаимодействовать с клиентами и общественностью. Вследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней средой:
§ клиенты и общественность ощущают неадекватность реакции на их запросы и требования, поскольку их проблемы решаются строго в соответствии с установленными нормами без учета сложившейся ситуации;
§ если клиенты или представители общественности указывают бюрократу на излишнюю приверженность нормам, он ссылается на соответствующее правило или инструкцию;
§ при этом бюрократ не может быть наказан, так как формально он действует абсолютно правильно.
Для бюрократической формы управления характерны следующие негативные социально-психологические черты:
§ игнорирование человеческой природы;
§ господство духа отчуждения;
§ ограниченные возможности высказывания взглядов, особенно тех, которые противоречат общепринятому образу мышления;
§ подчиненность личных целей работников целям организации;
§ несовместимость с развитой деятельной личностью;
§ приспособленчество;
§ игнорирование неформальной организации и межличностных отношений.
Американский социологА. Гоулднер, развивая идеи Вебера, выделял в современном обществе два типа бюрократии:
§ представительную, где власть опирается на знание и умение;
§ авторитарную, где власть опирается на негативные санкции, повиновение превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности.
В социологии теория бюрократии является одной из самых разработанных. Тем не менее к этой теме вновь и вновь обращаются. Почему?
По мнениюА. Тоффлера, бюрократия обладает тремя основными чертами — стабильностью, иерархией, разделением труда. Социологи считают, что без бюрократии у общества нет перспективы развития, так как эта форма управления является единственно работоспособной и приемлемой. В связи с этим одна из основных задач современного управления состоит в изменении роли бюрократии в деятельности организации в соответствии с принципами, разработанными Вебером.
Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.
Со времени изучения бюрократии Вебером она претерпела существенные изменения, развиваясь вместе со структурами организаций. В настоящее время различают три вида бюрократии.