Признаки групп «социального дна»

Основные концепции изучения и измерения бедности.

Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности (а, соответственно, и источники расхождения в оценках ее масштабов) исходят из трех основных концепций: абсолютной, основанной на формальном соответствии доходов установленному минимуму средств существования; субъективной, базирующейся на оценках собственного положения с самими людьми; относительной, предполагающей, что при различии стандартов потребления в разных сообществах установления единого минимального ”порога бедности” по меньшей мере проблематично и зависит от среднего уровня жизни конкретной страны.

улицах, в милиции, в ночлежках. Они опрашива­лись на базе формализованного интервью.

СЛАЙД 4:

Бедность – это древнейшее социальное явление, которое неотделимо от богатства. При этом быть бедным означает не только терпеть лишения материального характера – это еще и состояние перманентного ощущения себя аутсайдером общества. Бедность накладывает на человека неизгладимый отпечаток, заставляет его сгибаться под осуждающими взглядами, испытывать чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, способствует лишь усугублению и без того неприятной ситуации. Однако народная мудрость гласит, что человек сам ответственен за свою судьбу. Так почему же индивид все же делает подобный выбор, несмотря на наличие чрезвычайно большого количества негативных моментов такого социального статуса?

СЛАЙД 5:

Зачастую бедность рассматривается, как последствие действий находящегося в данном статусе индивида, и не более того.

СЛАЙД 6:

Бедность с данной точки зрения – это следствие слабости характера и лени, неправильного выбора и личностной неадекватности и различных социальных пороков, которыми наделен человек. Подобное понимание корней явления является основанием морального осуждения низших слоев общества. Социум словно перекладывает ответственность непосредственно на представителей данного класса, снимая с себя все обязательства.

СЛАЙД 7:

Вторая концепция восприятия бедности основывается на убеждении, что бедность порождается несовершенством социальной, экономической и политической систем. Эту концепцию называют структурным объяснением, потому что ответственность за существование бедности как социального явления перекладывается с конкретных индивидов на общество в целом. Среди конкретных причин в данном случае называют чрезвычайно жесткую конкуренцию на рынке труда, несправедливое распределение ресурсов, неспособность экономики обеспечить достойное существование всех граждан.

СЛАЙД 8:

Признаки групп «социального дна».

Выделение групп населения в «социальное дно», как специфический слой, несомненно, носит условный характер. Одна­ко эти группы имеют сходные черты: это люди, в основной своей массе отвергнутые обществом, лишенные социальных ресурсов, устойчивых связей, утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума. В то же время нищие, бомжи, беспризорные дети, уличные проститутки — каждая из групп обладает и своими особенностями; но между ними нет же­стких границ: бомж может быть нищим, а беспризорник бомжем. Тем не менее, указанные группы имеют свои главные признаки, специфику формирования и социально-демографические особенности, что позволяет их идентифицировать.

СЛАЙД 9:

Основной признак группы «нищие» — про­сить подаяние в связи с потерей дохода или его катастрофическим падением при отсут­ствии помощи с какой-либо стороны (обще­ства или близких людей) и невозможностью заработать их трудовым путем. Три четвер­ти нищих проживают в своих квартирах (до­мах) либо у знакомых; две трети из них имеют среднее и высшее образование.

СЛАЙД 10:

Бомжи — это фактически аббревиатура определения человека «без определенного места жительства». Очевидно, что отсутст­вие «крыши» над головой и есть главная ха­рактеристика данной группы. Бомжами становятся в результате освобождения из мест лишения свободы, семейного конфликта и ухода из дома, как следствие неправомер­ных сделок с жильем, а также вследствие вынужденной миграции (беженцы). Две трети бомжей обитают на вокзалах, в подвалах, на чердаках домов и «где придется». Больше половины из них имеют среднее и высшее образование. Новый фактор потери собст­венного жилья сегодня связан с неудачным ведением бизнеса, когда кредитор насильно выселяет должника без всяких решений правовых органов.

СЛАЙД 11:

В третью группу входят только дети в воз­расте от 6 до 17 лет. Это ее основной признак. Существует два источника формирования этой группы. Первый — дети убегают (уходят) из дома в результате конфликта или тяжелых семейных условий (алкоголизм родителей, насилие); второй – потеря родителей (смерть, тюрьма) или фактический отказ родителей от детей. Беспризорные дети могут проживать и в своих квартирах, но также вести образ жизни бомжей, если они остаются в одиночестве.

СЛАЙД 12:

Последняя группа — уличные проститутки — отличается характером своей деятельности. Три четверти из них имеют жилище, осталь­ные ведут себя как бомжи. Их минимальный возраст составляет 14 лет, что фактически свидетельствует о детской проституции. Алкоголизм, наркомания, криминальная дея­тельность становятся либо причинами, вы­зывающими скатывание на «дно», либо вторичными признаками по отношению к определяющим факторам. Выделенные группы характеризуются ими в разной степени.

СЛАЙД 13 (ДИАГРАММА)

Анализ данных показывает, что социальное дно имеет преимущественно «мужское лицо», среди них — две трети мужчины и одна треть — женщины. Среди бездомных поч­ти 90% мужчины; три четверти из них — лю­ди в возрасте от 20 до 50 лет. Средний воз­раст нищих и бомжей приближается к 45 го­дам; у беспризорников он равен 10 годам, у проституток — 28 годам. Минимальный воз­раст нищих — 12 лет, а проституток — 14; бес­призорничать же начинают с 6 лет.

Среди обитателей дна мало лиц с высшим образованием. Однако большинство нищих и бомжей имеют среднее и среднее специ­альное образование; в то же время 6% полу­чили высшее образование; его имеют также бомжи и проститутки. В глазах обществен­ности внешний вид пауперов является одним из основных индикаторов принадлежности к социальному дну. Пауперы воспринима­ются как люди, «имеющие аморальный облик» (62% экспертов); «неопрятные, опус­тившиеся» (60% населения и 62% экспер­тов). Однако половина пауперов не согласна с этой оценкой. Почти три четверти (71%) из них лишены постоянного жилья, две тре­ти (62%) не имеют родных и близких, одна треть (30%) фактически изолированы от об­щества.

Около 14% маргиналов живет небольшими группами или колониями, остальные — в семьях и одиночками. Места обитания пред­ставителей социального дна весьма разно­образны: они селятся в квартирах (своих или своих знакомых), в подвалах и на черда­ках домов, в заброшенных домах и садовых домиках, на вокзалах и в портах, в тепло­трассах и канализационных коллекторах, на свалках. Наиболее неустроенными являются бомжи и беспризорные дети.

Российское социальное дно очень опасно. Бомжи и беспризорники склонны к наси­лию; вооружены (по мнению представите­лей дна, 85% беспризорников и 34% бом­жей) холодным оружием, а 28% имеют ог­нестрельное. Среда, в которой обитают бес­призорники, буквально начинена оружием. Особенно часто они употребляют токсиче­ские вещества.

Уличные проститутки своими манерами похожи на беспризорных. Их среда является зоной особой опасности. Среди проституток много людей с криминальным прошлым и бурным криминальным настоящим. Среди бомжей меньше людей, склонных к наси­лию. Они чаще и больше других пауперов пьют алкоголь, но воздерживаются от упот­ребления токсических и наркотических ве­ществ. Значительная доля их попадает в тюрьму.

СЛАЙД 15

Однако социологи и психологи трактуют бедность и как положительное явление. Во-первых, это формирует в обществе уверенность в том, что опасная и непрестижная работа в любом случае будет выполнена. Во-вторых, это оказывает психологическое давление на более высоко стоящие категории населения: зная о том, что в мире есть бедность, человек начинает работать усерднее, боясь оказаться в аналогичном положении.

СЛАЙД 16:

Уже штампом стало утверждение, что бедность выступает в российской культуре чуть ли не добродетелью, а идея аскезы, в прошлом характерная для православия, вошла в живую ткань культуры русского народа и его жизненного идеала.

Пока доминирующим отношением к бедности у россиян является сочувствие (см. рис. 1). Если же учесть тех, кто относится к ним либо с жалостью, либо с уважением, то можно утверждать, что россиянам все еще свойственно относиться к бедным скорее позитивно.

В то же время почти половина населения не испытывает к бедным ни сочувствия, ни жалости, ни тем более уважения. Более того - в российском обществе идет постепенное, но чётко прослеживающееся ухудшение отношения к бедным. Так, за последние 10 лет среди россиян резко (более чем в полтора раза) сократилось число сочувствующих бедным и резко (тоже более чем в полтора раза) увеличилась доля тех, кто относится к ним не лучше и не хуже, чем ко всем остальным. Почти втрое выросла за этот период и доля относящихся к ним безразлично. Таким образом, бедность в восприятии россиян все меньше сама по себе выступает основанием для априорного сочувствия оказавшимся в сложном положении людям.

СЛАЙД 17:

Так, если говорить о причинах бедности, то за прошедшие годы резко уменьшилась роль в этом процессе невыплат или задержек зарплаты по месту работы[2] (см. табл. 1). Если в 2003 г. именно эта, внешняя по отношению к самим работникам, структурная причина бедности была бесспорным лидером в рейтинге, то сейчас она занимает лишь 10-е место. Также сократилась, хотя и в меньшей степени, роль такой причины, как недостаточность государственных пособий по соцобеспечению, но выросла значимость разного рода семейных несчастий (смерть кормильца и т.п.) и алкоголизма/наркомании.

Таким образом, нынешняя ситуация с бедностью в России связана в восприятии населения уже не столько с общей экономической ситуацией, как это было в 2003 г., сколько с поведением самих бедных или теми несчастьями, которые произошли в их семьях и не компенсируются должным образом мерами государственной социальной политики.

Если посмотреть на ситуацию с бедностью в России с этой точки зрения, то прежде всего надо отметить: у россиян есть очень устойчивое представление о том, что именно выступает признаками бедности. Такими характерными признаками для большинства населения, как и для самих бедных, выступают плохое питание, недоступность приобретения новых одежды и обуви, плохие жилищные условия, недоступность качественной медицинской помощи, невозможность получить хорошее образование, удовлетворить первоочередные нужды без долгов, провести так как хочется своё свободное время, а детям - добиться того же, чего добивается большинство их сверстников (см. табл. 3).

СЛАЙД 18:

Наши рекомендации