Современный этап в развитии социологии (Парсонс, Шюц, Хоманс, Гидденс, Бурдье, Сорокин и др.)
Толкотт Парсонс: В центре концепции феномен человеческого действия: каждое действие имеет свою структуру, мотив и основу. Из всех таких действий и взаимодействий складывается трехкомпонентная социологическая система:
1) Личная система действующих субъектов
2) Культурная система ценностей
3) Естественнонаучный контест
Соц. Системы современного типа сложились благодаря 3 революциям: промышленной, демократической и образовательной.
Альфред Шюц: Природные явления не имеют внутреннего смысла, тогда как социальные – имеют. Этот сысл придает интерпретирующая деятельность человека.
Задача социологии – изучать смыслы и значения, которые люди придают объектам. Выделял «конструкты» первого (Повседневного) и второго (научного) порядка. Из них социолог должен работать чаще со вторым. Считает, что исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт, и в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук.
Джордж Каспар Хоманс: 1) Приоритет человека, а не социологической системы.
2) Социальное действие = социальный обмен, участники которого стремятся максимально увеличить свою выгоду и свести к минимуму затраты
В основе теории 4 принципа – Успеха, стимула, ценности, насыщения.
Энтони Гидденс: Объясняя природу социальных систем, институтов, Гидденс представляет социальную систему как образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве. Системы и институты тесно связаны с деятельностью людей, которых Гидденс зачастую называет агентами, подразумевая при этом их изначально активную позицию в обществе. Структура влияет на поведение человека благодаря знанию об обществе, которым располагают агенты. В обществе есть большое количество «общего знания» о том, как вести себя и как поступать с вещами. Это позволяет агентам ориентироваться в повседневной жизни и оперировать окружающими предметами. В своем поведении агенты используют знание правил общества, зафиксированных в его структуре. Они также пользуются материальными и властными ресурсами, являющимися частями структуры общества.
Гидденс полагает, что люди наделены стремлением к стабильности в социальной жизни. У них есть потребность в «онтологической безопасности» или «уверенность в том, что природа и социальный мир останутся такими, какие они есть», что, может быть, связано с естественной заботой о физическом сохранении тела. Согласно Гидденсу, существование общего знания и потребность в онтологической безопасности способствуют воспроизводству предписанных образцов в социальной жизни. Образцы поведения повторяются, благодаря чему воспроизводятся структуры общества, социальная система и институты. Однако в этом процессе всегда заключена возможность изменения общества. Люди постоянно думают, что они делают, и оценивают, достигаются ли их цели. Если они не достигаются, агенты могут изменить свое поведение. При этом могут меняться образцы взаимодействия, ас ними и социальная структура. Для социолога само понятие «агент» предполагает людей, способных трансформировать окружающий их мир посредством своих действий, а также воспроизводить его. Именно таким образом социальные системы и существуют — через целостную непрерывность социальных практик, исчезающих во времени. Определенным социальным позициям в обществе соответствует «социальная идентичность, влекущая за собой определенный (однако расплывчато заданный) круг прав и обязанностей, которые актор, соответствующий этой идентичности (или «лицо», занимающее эту позицию), может активировать или выполнить: эти права и обязанности формируют ролевые предписания, связанные с той или иной позицией».
В обществе поведение людей, по Гидденсу, сдерживается наличием властных отношений, ибо все социальные действия так или иначе связаны с этими отношениями. При этом он рассматривает власть как инструмент, с помощью которого агенты-люди могут изменить положение вещей или действия других людей (сдерживать их или ограничить их свободу). В то же время власть увеличивает свободу действий тех агентов, которые ею обладают; следовательно, то, что ограничивает одного, позволяет другому действовать более разнообразно.
Пьер Бурдье – Интегрирует теоретическую и эмпирическую социологию в одно, из-за чего вводит понятие «агент» вместо объекта и субъекта, тем самым подчеркивая самобытность и активность агентов, которые действуют исходя из своей мотивации, целей и желаний. Центральное понятие теории – габитусы – системы устойчивых и переносимых диспозиций, структурированные структуры, предрасположенные действовать как структурирующие структуры
Теория социального пространства: Социология -> социальная типология, что позволяет изобразить мир в форе многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения. Социальное пространство можно разделить на различные поля : экономическое, политическое и т.д.
Питирим Сорокин Общество = социокультурная система. Элемент общества = взаимодействие индивидов (Шаблонное или нешаблонное, одностороннее или двустороннее, антагонистическое или не антогонистическое)
Общество – процесс и результат социального взаимодействия. Развитие человеческого общества происходит благодаря эволюции и революции.