Вопрос ІV. Развитие социологии медицины

Социология медицины – сравнительно молодая, но активно развивающаяся дисциплина, которая изучает здоровье и болезнь в реляционном, институциональном, организационном и сравнительно-историческом аспектах.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, не сводящееся лишь к отсутствию нарушений здоровья или физической слабости». Это определение, во многом спорное, отражает очевидное влияние социальных идей и общественных интересов на специализированное биомедицинское знание. В индустриально развитых странах рост уровня жизни ведет, с одной стороны, к улучшению медицинской статистики, с другой – к опережающему росту социальных ожиданий, относящихся к состоянию здоровья отдельных индивидов и населения в целом, а также к показателям продолжительности жизни. Одним из парадоксальных и социологически интересных результатов такого положения дел является медикализация самых разных сфер жизни – восприятие многих социальных, психологических, эстетических или экзистенциальных проблем как проблем медицинских. Нередко толчком для этого процесса становятся популяризованные взгляды научной медицины: представления о личной ответственности за свое здоровье и физическое состояние нередко ведут к интернализации медицинских убеждений, к расширительной трактовке болезни как «вины» или промаха больного. Болезнь – понятие, имеющее не менее выраженный социологический компонент. В разные исторические периоды, в разных обществах и социальных группах паттерн распределения расстройств и болезней отражал влияние множества социокультурных, экономических и политических факторов, исследуемых социальной эпидемиологией. Социология медицины как специализированная социологическая дисциплина в течение примерно четырех десятилетий уделяет большое внимание и другому аспекту болезни – её восприятию и объяснению в различные периоды и в разных культурах. Устойчивым ядром понятий болезни, нездоровья, расстройства является представление о болезни как девиации, отклонении от нормы. «Биомедицинская модель», основанная на преимущественно западном научном знании, основывается на идеях универсализма медицинской таксономии, социальной и политической нейтральности научного знания о болезни и здоровье. Альтернативные медицинские практики нередко увязывают расстройства с нарушениями в социальном поведении личности или с отклонениями от нормального морального и символического порядка. Социальная природа категоризации болезней как отклонений, требующих социально организованного контроля и коррекции, была впервые отчетливо осознана и концептуализирована Т. Парсонсом. Предложенная Парсонсом концепция «роли больного» стала наиболее заметной вехой в возникновении социологии медицины как самостоятельной области знания, отличной от социальной медицины и социальной эпидемиологии. В крайней трактовке, представленной прежде всего работами М.Фуко о социальной организации психиатрии и социальной истории душевных болезней, болезнь является социальной конструкцией, порождением экспертного медицинского знания и медицинской власти.

Нарастающие негативные явления в социальной и экономической сферах общества, ухудшение медико-демографических показателей, нарушение экологического равновесия, социальная стратификация и другие факторы не способствуют улучшению общественного здоровья и увеличивают потребность в медицинских услугах.

Наше общество переживает состояние социальной аномии. Это понятие, введенное в научный оборот социологом Э. Дюркгеймом, означает такое состояние общества, когда прежние нормы и ценности отвергнуты большинством и уже не являются регуляторами общественных отношений, а новые еще не сложились. В аналогичном состоянии находятся все структурные элементы и социальные институты общества, в том числе и система охраны здоровья.

В связи с вышеизложенным имеется настоятельная потребность социологического осмысления роли и места этой системы в жизни общества, роли и места конкретного пациента, что в достаточно полной мере может обеспечить такая научная дисциплина, как социология медицины.

Среди современных крупнейших западных социологов нет, пожалуй, ни одного, который бы ни занимался вопросами социологии медицины. Формирование этой дисциплины в отдельную науку наблюдалось одновременно с обособлением таких дисциплин, как социология семьи, социология науки, социология права, социология образования, социология религии, искусства и др.

Каждая из прикладных областей социологии ставит проблемы примерно в одном плане: медицина (наука, искусство, право и т. д.) как институт; медицинская профессия (профессия юриста, ученого и т. д.); проблема "поставщик - потребитель" (юрист - клиент, врач - пациент и др.); проблема распределения ролей в различных профессиях (роль судьи - роль подсудимого; роль врача - роль больного и др.).

Значительный вклад в становление и развитие дисциплины внесли зарубежные ученые: Уильям Петти (W.Petty), Chadwick, Guerin, Мейхью (Mayhew), Marx und Engels, Frank, Parsons, Denton, Straus, Freidson, Foucault, Merton, Susser, Steudler, Rider and Goss, Mechanic, Winter и другие, а также отечественные ученые, занимавшиеся проблемами социологии медицины в 50-70-е г.г. XX века: Бирюков Д.А., Гращенков Н.И., Жданов В.М., Изуткин А.М., Кербиков О.В., Лисицын Ю.П., Сержантов В.Ф., Смулевич Б.Я., Царегородцев Г. И. и другие.

В истории развития социологии медицины можно выделить несколько этапов:

Наши рекомендации