Вопрос № 4 Предыстория социологии. Социальные условия и теоритические источники становления социологии как науки.

Многие идеи будущей социологической науки возникли задолго до ее появления.

Предшествующий XIX веку этап развития мировой философской и социальной мысли во многом подготовил и теоретически, и методо­логически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т. е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном направлении была актуальна и для со­циальной практики по ряду объективных причин.

1. В общественных отношениях феодального общества бурно развивался новый тип отношений, с характерным для него дальней­шим углублением общественного разделения труда, основанного на машинном производстве с фабрично-заводской организацией. Новый тип отношений получил название в трудах А. Сен-Симона, О. Конта индустриального общества, в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса — капи­талистической формации.

2. Бурное развитие производительных сил осуществлялось на основе научно-технического прогресса. В общественное производство внедрялись технические достижения, развивалось машинное произ­водство; научные открытия дали возможность определения научной картины мира на новой качественной основе: физика И. Ньютона давала новое физическое понимание взаимодействия; интегральное исчисление Ф. Бэкона реализовало философское понятие непре­рывности в математике; теория естественного отбора Ч. Дарвина, классификация видов живого мира К. Линнея изменили научные представления человека об окружающей его природе; получила раз­витие статистика, особенно в Англии.

Быстрое развитие индустриальной цивилизации, нарастание динамики социальных конфликтов определили и решающие изменения в социально-философской сфере: поворот социальной филосо­фии к практически-прикладному изучению общества, основанному на достижениях естественных, точных наук (статистики, антропологии, демографии и др.).

4. Традиционное описание общества не соответствовало проис­шедшим изменениям в человеческом развитии, усложнившимся на основе углубления общественного разделения труда общественным отношениям, зарождающемуся общественному характеру произ­водства. Явственно ощущалась необходимость в социальной науке, которая в отличие от абстрактных метафизических схем предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о раз­витии общества, дала бы объяснения новым социальным явлениям.

Возникла насущная потребность формулирования научной картины человеческого общества на новой качественной основе. По­явление такого объяснения означало для общества формирование нового социального самосознания и тем самым окончательное его оформление. Новому обществу нужно было зеркало и таким «зерка­лом» стала социология.

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII — начале XIX в. Общество му­чительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и поли­тической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремле­ниям людей. Ответом на эти социальные запросы послужили работы О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Л. Гумпловича и др.

Во-первых, утверждение в середине XIX столетия в странах Западной Европы и США нового общественного строя — капитализма.На смену феодально-абсолютистскому строю с его жесткой тотальной регламен­тацией экономической, общественно-политической и духовной жизни пришел строй, провозгласивший торжество прав и свобод человека. В результате у людей появилась возможность выбора способов своей жизнедеятельности. Заработали механизмы рыночных отношений, свободной конкуренции. Все это потребовало осмысления, глубоких знаний о происходящих социальных явлениях и процессах, об обще­стве в целом. Системой таких знаний и явилась социология.

Без преувеличения можно сказать, что социология — это наука, помогающая обществу глубже и конкретнее познать себя, основу социального взаимодействия людей, для того чтобы эффективно распорядиться своей свободой, самоорганизоваться на основе при­оритета прав человека.

Наши рекомендации