Виды вопросов, используемых в анкетном опросе
Вопросы, указывающие на объективную включенность респондента в ситуацию: «Слушаете ли Вы музыку?»; «Как часто Вы слушаете музыку?»; «Посещаете ли Вы симфонические концерты (выступления поп- и рок-звезд и т. д.)?»; «Имеете ли Вы музыкальное образование?» |
Вопросы, указывающие на мотивы включенности: «Почему Вы посещаете симфонические концерты (выступления поп- и рок-звезд)?»; «Что дает человеку классическая музыка?» |
Вопросы, выражающие удовлетворенность включенностью, оценку событий: «Как Вы оцениваете в целом состояние современной отечественной эстрады?»; «Какая рок-группа является, по Вашему мнению, наиболее популярной среди молодежи?»; «Удовлетворены ли Вы своими занятиями музыкой?» |
Вопросы, раскрывающие планы дальнейшей включенности: «Какие музыкальные произведения (рок- и поп-группы) Вы хотели бы слышать чаще в программах популярных радиостанций?»; «Что бы Вы порекомендовали начинающим музыкантам?»; «Какие музыкальные направления будут, на Ваш взгляд, наиболее популярными через десять лет? |
Смысловые блоки должны быть примерно одинакового объема; серии тематических вопросов (блоки) должны чередоваться вопросами, снимающими эмоциональное напряжение.
Используемые в анкете вопросы могут быть разнообразными по назначению, содержанию и форме. Основными видами вопросов выступают следующие:
1. Программно-тематические и процедурные. Если первые направлены на проверку гипотез, то вторые предназначены для оптимизации хода опроса. Они разделяют тематические блоки анкеты и создают впечатление непрерывности диалога (например, после блока вопросов о работе следует вопрос-картинка с изображением лужайки на берегу реки «Нравится ли Вам этот пейзаж?», которая должна обеспечить эмоциональное расслабление респондента и переключить его внимание на следующий блок вопросов).
2. Прямые и косвенные. В первом случае предполагается выражение отношения респондента с собственной позиции («Как Вы считаете, должна ли быть отменена смертная казнь?»). Во втором случае вопрос задается в косвенной форме («Некоторые люди считают, что смертную казнь необходимо отменить, поскольку всякое насилие рождает ответное насилие. Согласны ли Вы с этим мнением?»).
3. Закрытые и открытые. В первом случае респонденту предлагается выбрать один из предложенных ниже ответов, а во втором — ответить самостоятельно.
4. Дихотомические, поливариантные, шкальные, вопросы-диалоги. Дихотомические вопросы носят альтернативный характер, т. е. предполагают четкие, по принципу «да/нет», оценки ситуации («Поддерживаете ли Вы последнюю инициативу правительства в области внешней политики?»). Поливариантные вопросы содержат набор вариантов ответа и предполагают любое их сочетание («Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от работы время?»). Шкальные вопросы предполагают ранжирование ответов респондента в соответствии с параметрами определенной шкалы («Оцените свои вокальные данные по пятибалльной шкале»). Вопросы-диалоги составлены из высказываний воображаемых лиц (они могут быть отражены в форме картинки), а респонденту предлагается либо дать оценку приведенному диалогу («Какое из высказанных суждений является, на Ваш взгляд, правильным?»), либо продолжить диалог, высказав собственное суждение («Некоторые люди считают, что развод — это в основном проблема молодых семей; другие, напротив, утверждают, что риск развода выше в зрелом возрасте. А что думаете по этому поводу Вы?»).
5. Вопросы-фильтры, контрольные вопросы, наводящие вопросы. Вопросы первого типа предназначены для разделения респондентов («Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас профессиональное музыкальное образование? Если нет, то переходите к вопросам, расположенным на следующей странице/вопросу №N»). Вопросы второго типа контролируют ответы респондента (например, маркетинговое исследование по поводу качества различных автомобильных масел после вопросов о достоинствах и недостатках продукции той или иной торговой марки может содержать вопросы о том, сколько стоит продукт, оценку которому давал респондент, а также о том, каковы показатели спидометра его автомобиля). Вопросы третьего типа позволяют респонденту точнее понять смысл основного вопроса, дать на него более точный ответ (например, после вопросов о том, какая модель автомобиля является, по мнению респондента, самой лучшей и почему, предлагается оценить наиболее распространенные модели автомобилей по определенной шкале оценок).
Существуют свои правила составления анкеты:
1. Необходимо разделять опрашиваемых вопросами-фильтрами.
2. Необходимо вводить контрольные вопросы для проверки ответов респондента. Контрольные вопросы должны располагаться после основных вопросов.
3. Не следует перегружать анкету открытыми вопросами. Открытые вопросы должны по возможности предшествовать закрытым вопросам, безличные вопросы — личным вопросам, косвенные вопросы — прямым вопросам.
4. При построении закрытых вопросов следует учитывать, что наиболее вероятные позиции выбора респондентов располагаются в начале и в конце списка ответов.
5. Вопрос не должен содержать подсказки («Считаете ли Вы, что смертную казнь необходимо отменить, поскольку она отменена в большинстве цивилизованных стран?») и моментов, лично задевающих респондента или оказывающих давление на него («Многие люди уже не раз отдыхали за границей. Почему Вы до сих пор не побывали на Багамах?»).
6. Следует обратить особое внимание на то, чтобы в одном ответе не содержалось указания на несколько признаков или причин явления («Я предпочитаю покупать данное автомобильное масло, поскольку у него приемлемая цена и нормальное качество»).
7. Необходимо выдерживать общую структурную последовательность содержательных элементов анкеты. Основным принципом при этом выступает стремление задавать общие, дружеские и легкие вопросы в начале, а конкретные, возможно противоречивые и личные вопросы, — в конце анкеты.
Метод интервью (от английского «беседа») предполагает сбор социологических данных путем непосредственного общения с респондентом. Техника составления вопросников анкеты в общих чертах совпадает с методикой подготовки вопросников интервью. Но интервьюирование имеет и свои особенности как организационно-технические, так и содержательные, которые в значительной степени определяются нравственными и социально-психологическими факторами. Эти особенности по-разному проявляются в формализованных и свободных интервью, групповых и индивидуальных, а также в интервью с экспертами.
Социологическое наблюдение – метод сбора первичной информации, строящийся на основе чувственного отражения действительности с четко определенной научной целью.
Социологическое наблюдение следует отличать от обыденного, представляющего собой древнейшую форму накопления знаний и жизненного опыта. Главное отличие данного метода заключается в том, что он имеет конкретную цель (целенаправленность), проводится по заранее составленному плану (планомерность), его результаты регистрируются специальными способами (фиксируемость).
В сферу социологического наблюдения включают самые различные вопросы социальной жизни людей, за исключением отдельных случаев, связанных с нравственными ограничениями (подсматривать и подслушивать не всегда допустимо) или правовыми препятствиями (факты, составляющие государственную тайну, к примеру, могут оказаться недоступны социологу).
С помощью наблюдения можно получать оперативную информацию. Поведение людей в момент наблюдения воспринимается социологом в конкретных и реальных условиях, причем непосредственно, а не в пересказе другими лицами.
В качестве объекта наблюдения выступают люди, их поведение, обстановка, в которой протекает их деятельность.
Предметом наблюдения могут быть вербальные (речевые) или невербальные акты поведения, их содержание, формы выражения, специфические особенности и т.д.
Видысоциологического наблюдения:
1. В зависимости от позиции наблюдателя:
· включенное (респонденты не подозревают, что за ними ведется наблюдение);
· невключенное (социолог ведет наблюдение, не скрывая своих намерений, причем он может не вступать в общение с членами группы, частично вовлекаться в изучаемые действия или полностью принимать участие в исследуемых событиях);
· самонаблюдение (наблюдатель регистрирует собственные поступки или состояния).
2. По уровню стандартизации процедур:
· формализованное, или стандартизированное (с заранее запрограммированными способами регистрации информации);
· нестандартизированное (свободное);
· частично стандартизированное (предполагает одновременное сочетание двух предыдущих видов наблюдения).
3. В зависимости от обстановки:
· полевое (в естественных условиях);
· лабораторное (в экспериментальных условиях);
· лабораторно-полевое (с отдельными ограничениями наблюдаемой ситуации).
Информация, полученная в результате наблюдения, может фиксироваться в различных формах:
· описание происходящих событий (например: собрание началось..., на нем выступили..., были приняты решения...);
· оценка наблюдаемых явлений (например: реакция аудитории была положительной или отрицательной, принятые решения отличались новизной или оказались традиционными…);
· измерение событий в количественных показателях (когда простые действия в рамках объекта исследования наблюдения фиксируются с точки зрения их повторяемости, продолжительности, объема).
При регистрации наблюдения используются такие технические средстванаблюдения как кино- и фотоаппаратура, магнитофоны, видеомагнитофоны. К вспомогательным средствам, используемым в ходе наблюдения, можно отнести: усилители громкости, репродукторы, приборы ночного видения, специальные оптические устройства.
Социологический эксперимент – метод изучения социального объекта (чаще всего группы) в специально заданных, варьируемых и контролируемых условиях.
Важнейшим составным элементом любого эксперимента является экспериментальный фактор – независимая переменная, вводимая в исследуемый социальный объект и изменяющая условия его функционирования в соответствии с задачами исследования.
Выделяют следующие основные виды экспериментов:
1. По месту проведения:
· полевые эксперименты (в естественных условиях);
· лабораторные эксперименты (в искусственно созданной обстановке со строго нормированными параметрами);
· смешанные (комбинированные) эксперименты.
2. По временной направленности:
· проективные эксперименты, ориентированные на будущее (что может получиться завтра, если сегодня изменить такие-то условия?);
· квазиэксперименты или «экс-пост-факто-эксперименты», предполагающие исследование от прошлого к настоящему (оценка делается по связям с прошлым).
3. По логической структуре:
· параллельные эксперименты (сравниваются две или несколько групп – экспериментальные и контрольные);
· последовательные эксперименты (изучается вначале группа как контрольная, затем в состоянии эксперимента).
К достоинствам социального эксперимента можно отнести все преимущества метода наблюдения, поскольку эксперимент, по существу, специфическая разновидность наблюдения. Благодаря эксперименту можно не только подробно описать, но и объяснить исследуемые явления и процессы. Он способен обеспечивать сбор информации в заранее сориентированном направлении, в строгом соответствии с задачами исследования. При простом наблюдении, например, социологу надо приспосабливаться к естественной обстановке. Эксперимент же предполагает искусственно созданные условия, которые представляют собой результат вмешательства исследователя в функционирование изучаемого объекта. Эксперимент можно многократно повторить, воспроизводить, изменяя экспериментальные факторы.
Недостатки эксперимента часто связаны с нарушением естественных связей изучаемого объекта, в результате чего может измениться и его сущность. Проблемы возникают и в результате искажения информации под воздействием ее неверного истолкования, скажем, из-за недостаточного опыта исследователя, его субъективных ожиданий, оценок со стороны окружающих людей, случайных или неучтенных факторов, воздействующих на исследуемую систему. Эти помехи в получении достоверной информации можно в значительной мере предупредить детально продуманной методикой исследования.
В каждом новом эксперименте могут повторяться типичные проблемы и трудности, которые целесообразно заранее предупредить:
· допущены ошибки при комплектовании экспериментальных и контрольных групп (неоднородны по своему составу, а, следовательно, несравнимы);
· выявлено существенное влияние на экспериментальную ситуацию побочных, не предусмотренных экспериментом факторов;
· среди организаторов или членов исследуемых групп оказались лица, заинтересованные в искажении результатов эксперимента;
· члены экспериментальных групп без интереса относятся к эксперименту, считая его бесполезным, отвлекающим от основной деятельности;
· в ходе исследования возникли конфликты между участниками эксперимента;
· недостаточен, неэффективен контроль за ходом эксперимента.