Основные проблемы социологии права: специфика предмета, цели и задач социологии права
Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.
Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. Термин "социология" широко распространен в научной и популярной литературе, в публицистике.
Социология всегда взаимодействовала со многими науками. С естествознанием ее сближает общенаучный характер требований к методам исследования, широкое применение количественных методов, компьютерных технологий, склонность к эмпирическим методикам. Ме-тодология системного анализа, активно разрабатываемая, в прошлом веке является общей базой и для социологии, и для естественных наук.
Одним из объектов социологии является сама наука, при этом исследуются социальные детерминанты, функционирование и развитие науки, ее место и роль в различных социальных системах, социальные аспекты ее достижений, и др. Социологию с естественными и техническими науками сближают глобальные проблемы современности - демографические, экологические, коммуникативно-информационные и др.
Социология взаимодействует также с гуманитарными науками. Особенно с экономической теорией, исторической наукой, этнографией, философией, политологией, психологией, культурологией и др. В процессе этого взаимодействия рождаются новые научные дисциплины - экономическая социология, социолингвистика, социальная психология, политическая социология, социология географии, историческая социология и др.
Социология во многом опирается на экономическую теорию, особенно в исследованиях феномена труда, социальных проблем производства, условий, уровня и качества жизни. Вместе с тем, социология обогащает экономическую теорию, рассматривая социальные проблемы экономики, социальные факторы поведения, ценностные ориентации субъектов экономической деятельости, социальные последствия технологических совершенствований на производстве. Социология рассматривает рыночные отношения через призму своих категорий, выделяет различные социальные типы рынков и типы социальных отношений в них.
Социология тесно связана с философией. Прежде всего, она выделилась из философии. Философские концепции, методологические идеи, так или иначе, вплетены в социологические теории, в практику социальных исследований, в интерпретацию социальных фактов. Социология обогащается философскими идеями, но и сама дает социальную интерпретацию для философских размышлений. Наиболее тесно связана социология с социальной философией.
Также существует взаимодействие социологии и исторической науки, социологии и политологии. Анализ исторического опыта выявляет социальные закономерности исторического развития, дает возможность сравнивать, сопоставлять социальные системы прошлого, настоящего, что методологически важно для социального прогнозирования будущего. Принцип историзма является одним из важнейших методологических требований в социологии. Политическая наука также способствует социальному прогнозированию будущего благодаря исследованиям политического участия людей в социальной жизни общества, изучения феномена власти, анализа деятельности правительства, президента, системы судов, политических партий и общественных организаций, специфики поведения избирателей.
Социология взаимодействует и с антропологией. В антропологии применяются многие методы, характерные для социологии, но антропология изучает главным образом небольшие племенные общества традиционного общества, в то время как социология исследует в основном крупные современные общества Европы и Северной Америки.
Дисциплина «Социология» в соответствии с современными требованиями к профессиональной и социально-гуманитарной подготовке специалистов, бакалавров направлена на становление у студентов компетенций в диагностике, социологическом анализе и вероятностном прогнозировании развития социальных систем, что в совокупности обеспечивает принятие эффективных управленческих решений.
Цели курса «Социология» – обоснование основных направлений и критериев диагностики, социологического анализа, оценки социальных систем и общественных процессов, прогноза их развития как факторов компетентностного профессионального мышления.
Задачи курса «Социология»:
· анализ основных этапов развития социологической мысли, основных социологических парадигм;
· освоение категориально-понятийного аппарата социологии, характеризующего статические и динамические элементы социальных систем, личности и социальных групп;
· формирование умений сбора, систематизации и интерпретации социологической информации, экспертизы социологических гипотез, исследовательского инструментария, репрезентативности результатов конкретно-социологических исследований;
· освоение способов исследования и анализа путей смягчения социальной напряженности, конфликтности в социально-бытовой и профессионально-трудовой сферах.
Полученные студентами знания могут быть использованы ими в профессиональной практике при анализе основных детерминант, механизмов, особенностей и векторов социальных процессов, при принятии решений, направленных на оптимизацию функционирования социально-профессиональных систем.
В курсе реализуются не только преемственные традиции преподавания дисциплины «Социология», но и инновационные элементы, связанные, прежде всего, с организацией интенционального (мотивационно-смыслового) диалога в системах: преподаватель – студент, преподаватель – студенты, студент – студент, студент – студенты, студенты – студенты, студент – учебный текст, студент – социокультурная образовательная среда вуза, студент – профессия, студент – культура и др.
Организационные и методические основы курса соответствую дидактическим принципам научности и мировоззренческой направленности обучения, проблемности, активности и сознательности обучающихся, системности, доступности, единства образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения, связи с жизненным опытом обучающихся.
Курс должен обеспечить установление тесных информационных и логических связей социологического знания с жизненным и профессиональным опытом студентов, с другими учебными дисциплинами социально-гуманитарного и профессионального блоков. Такие связи помогут будущим специалистам адекватно понять социальные феномены и процессы, характерные как для современного общества в целом, так и для различных профессиональных практик.
В центре целеполагания курса находится развивающаяся личность студента. Это выступает как дополнительный фактор актуализации социологического знания для студентов и специалистов, делает его востребованным, способствует росту интереса к нему.