Ролевая концепция личности

Социальная роль — совокупность требований, предъявляемых общест­вом к лицам, занимающим определенную социальную позицию. При занятии людьми различных социальных позиций их поведение определяется главным образом существующими ожиданиями других людей в отноше­нии этих позиций, а не их собственными индивидуальными характери­стиками. Роли отражают совокупности социально определяемых атри­бутов и ожиданий, связанных с занимаемыми социальными позициями.

Роли как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия.

В рамках теории социальных ролей существуют два основных под­хода к пониманию роли. Впервые понятие социальной роли было си­стематически представлено в 1934 г. Мидом. Роли трактовались им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль родителей невозможно представить без роли ребенка, она может быть определена как ожидаемое поведение толь­ко относительно ожидаемого поведения последнего. Процесс взаимо­действия означает, что люди в рамках исполняемых ролей всегда про­веряют свои представления о ролях других людей. Реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления, что подталкивает индивидов к сохранению или изменению сво­его ролевого поведения.

Дж. Морено описывал следующие типы ролей: 1) психосоматические роли, в которых поведение связано с ос­новными биологическими потребностями, а их проигрывание носит бессознательный характер; 2) психодраматические роли, когда поведе­ние личности строится в соответствии с конкретными требованиями социального окружения; 3) социальные роли, когда личность ведет се­бя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (рабочего, прихожанина церкви, матери и т.д.).

Функционалистский подход.

Роли рассматриваются на основе существования предписанных и статичных ожиданий в отношении поведения и как безусловные предписания, свойственные определен­ным позициям. Эти предписания исходят из культуры общества, кото­рая в рамках функционалистских концепций обычно рассматривается как унифицированная культурная система, и выражаются в социаль­ных нормах, определяющих поведение в пределах той или иной роли.

Т. Шибутани различает конвенциальные и межличностные роли. Конвенциальные ролиозначают предписанный шаблон поведения, ко­торое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межлич­ностные ролиопределяются взаимодействием людей друг с другом.

Соответственно различаются исполнение ролии принятие роли.

Исполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами. Принятие роли является важной частью исполнения ролей. Оно требует, чтобы действующее лицо представило, как оно само выглядит с точки зрения другого человека.

Роль дает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени требуют точного следования инструкциям, т.е. роли различаются по степени формализации. Некоторые роли определены очень четко, например в военной организации, но в обществе есть много ролей, которые определены весьма расплывчато. И тем не ме­нее нельзя забывать, что роль воспитывает, задает типовые образцы и действия.

Конвенциальным ролям учатся благодаря участию в организован­ных группах. О роли общества в процессе социализации свидетельству­ет судьба людей, которые оказались в детские годы в изоляции и смог­ли выжить (так называемые феральные люди). Факты указывают на способность человеческого организма приспосабливаться к требовани­ям жизни с другими людьми.

Принятие ролей облегчается по мере того, как индивид усваивает язык и жесты группы. О решающем влиянии реакций других людей на индивида го­ворят случаи со слепыми или глухими детьми. Чтобы научиться говорить, важно слышать собственную речь. Тот, кто лишен этой возможности, не име­ет моделей для создания собственных дубликатов. У глухих людей нюансы значений не передаются интонацией, а голос безжизненный. И точно так же отличается выражение лица у слепых детей, поскольку они не могут видеть выражение лица других людей.

В работе «Речь и мышление ребенка» Пиаже показал, что в раннем возрасте дети часто говорят сами с собой, не обращаясь ни к кому, про­сто из удовольствия говорить. С возрастом такая «эгоцентрическая речь» превращается в «социализированную речь», произносимую ради других. Со временем ребенок становится способен принимать роли других и приспосабливать свою речь для общения с ними. Некоторые последующие исследования показали, что воспоминания человека о событиях, которые имели место в раннем детстве, неизбежно смутны, поскольку ребенок плохо владеет языком. Только после того как ребе­нок овладеет языком, он в состоянии сформировать концепцию само­го себя и принять роли других.

Взрослея и выходя за пределы своей семьи, ребенок узнает, что в об­ществе существует своего рода дифференциация индивидов по рангу. Каждый ребенок определяет свое место в обществе в зависимости от социального статуса.

Социальный статус.

Социальным статусом называется каждая из социальных позиций индивида, связанная с определенными правами и обязанностями.

Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо он определяет права, привилегии, обязанности человека в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отно­шения со стороны других людей. Даже в самых развитых обществах люди занимают разные, как высокие, так и довольно низкие, позиции.

Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным ин­дивидом. Этот термин введен американским социологом Р. Мертоном. Мертон предложил еще одно понятие, тесно связанное с первым. Роле­вой набор — это совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.

Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них определяет его положение в обществе. Главнымвыступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру оде­ваться и т.д. Статусы делятся на предписанные (аскриптивные)и до­стигнутые (приобретенные). Аскрипция означает получение статуса благодаря внешним, не контролируемым со стороны человека харак­теристикам (возраст, пол, национальность). Приобретенные статусы анализируются с помощью профессиональных, экономических, по­литических критериев. Во многих отношениях границы между пред­писанными и достигаемыми статусами условны.

В примитивных обществах статусы чаще всего являются предпи­санными, а в современных индустриальных — достигаемыми.

Дж. Ленски предложил понятие «противоречивость статуса» наряду с термином «статусная кристаллизация», обозначающим согласован­ность различных статусов индивида. По его классификации, сущест­вует четыре важных статуса; доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность. Считается, что противо­речие одного статуса другому способствует возникновению у инди­видов чувства неудовлетворенности.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соот­ветствующей социальной роли может возникнуть ролевой конфликт. Во-первых, иногда человек обнаруживает, что он одновременно играет не­сколько ролей. Такая ситуация предъявляет ему противоречивые требования. Например работающим женщинам приходится удовлетворять одновременно ролевые ожидания в качест­ве работника, жены и матери. При этом ролевые ожидания могут на­ходиться в конфликте между собой. Во-вторых, человек определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, определяют его роль иначе. Так бывает, когда учителя придерживают­ся кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают свои требования. Наконец, случается, что разные роли связаны с несовмес­тимыми ожиданиями в отношении какой-либо одной роли. Напри­мер, мастер может находиться под воздействием противоречащих друг другу ожиданий рабочих и менеджеров.

Американский исследователь И. Гофман предложил понятие «ро­левая дистанция». Это понятие отражает различия между ожидания­ми в отношении социальных ролей, исполнением роли и привязанно­стью индивида к своей роли. Нет двух людей, играющих одинаково одну роль — не все солдаты храбры, не все студенты старательно учат­ся, не все родители любят своих детей и т.д. Гофман ввел в научный оборот понятийную пару: честный и циничный актер. Первый означа­ет человека, который не осознает, что играет роль, и идентифицирует себя с ролью, циничный же актер ясно понимает, что он играет роль, и не идентичен ей.

Ролевую дистанцию нельзя путать с уклонением от ролевых обя­занностей или с недееспособностью человека. Она является само­стоятельным способом поведения в определенной другими людьми ситуации или с учетом требований конкретных обстоятельств.

Резюмируя вклад ролевой теории в социологию личности, можно отметить, что общество способствует становлению личности индивида, формирует идентичность, поддерживает и трансформирует ее. Способ­ность личности к трансформации зависит к тому же от некоторых гене­тически заложенных черт.

Современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных кру­гах, где действуют специальные правила. Личность должна быть спо­собна к постоянным социальным перевоплощениям, играть множест­во ролей, чтобы сохранять соответствие ситуации и тем нормативным требованиям, которые предъявляются к человеку как участнику соци­альной жизни.

Вывод.

Личность и общество взаимно обусловливают друг друга. Между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности — это социализация, со стороны общества — конституирование системы регулятивов, норм и принципов, с которыми личнос­ти согласовывают свое индивидуальное поведение.

Взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельно­сти. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направ­ленной прежде всего на развитие и реализацию его социально зна­чимых способностей.

Основополагающая жизненная проблема личности — адаптиро­ваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и та­ким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы.

Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. Реализуя свои интересы, не­обходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно на­ходить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентации. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разруши­тельная) жизнь общества и составляющих его личностей.

Никакая личность развиваться и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, эко­номическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, за­щищаются государством.

Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружа­ют несчастные люди, если деградирует общество, в котором он жи­вет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его воз­рождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность, /в данном случае речь идет не только об эффективном решении внут­ренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств.

Отсюда следует, что побудительными силами деятельности каж­дой личности должны стать чувства и сознание патриотизма, лю­бовь к своему Отечеству, ответственное отношение ко всему что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установ­ки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ.

Список литературы:

  1. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология: Учебное пособие/ Под. ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005. – 474с.
  2. Социология: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ИНИТИДАНА, 2005. – 448 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
  3. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.

Наши рекомендации