Культура и деятельность: образцы поведения
Взаимовлияние социума и культуры.
Каждое общество обладает определенной системой образцов поведения, традиций, ценностей, представлений о мире, о том, как следует себя вести, что ценно в нем. Каждое общество обладает своей культурой.
Когда заходит разговор о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы - небольшая, хотя и очень важная частица культуры.
Культура - это прежде всего характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь ее ядро - ценности, регулирующие взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - нажнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру.
В самом общем виде в ходе социологического анализа культуры кик подсистемы социума ее можно определить как систему материальных и духовных ценностей, целей и средств, смыслов и их символов, образов действий и способов коммуникаций (общения) индивидов, групп, общностей, а также способов их трансляции от поколения к поколению.
Культура и природа
Слово культура произошло от латинского слова и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова «возделанное человеком», «облагораживание» стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, которые объединяются словом культура.
Культура стала пониматься как «возделывание» и «совершенствование» человеческой души, личности человека. Считалось, что душу человека надо «возделывать» и «обрабатывать» так же, как крестьянин возделывает и обрабатывает поле. «Обработка души», развитие интеллектуальных способностей посредством занятия наукой, философией, риторикой, искусством считалось истинным предназначением свободного человека. Впоследствии именно с духовной жизнью и стало связываться понимание культуры. Вместе с тем, в широком смысле, культура охватывает всю проблематику общественной жизни. Культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека: труде, быту, политике, здравоохранении, т.е. в социальной деятельности, направленной на максимальное развитие заложенных в человеке способностей, на реализацию его социальных целей. Именно в этих двух аспектах и изучается культура в социологии: как относительно самостоятельная система, локализирующаяся в духовной сфере, и как аспект, сторона любого вида деятельности человека.
Таким образом, культура выступает как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Именно ценностный или аксиологический момент имеет особое значение при социологическом изучении культуры. Культура, благодаря системе ценностей и определенных норм, обеспечивает не только взаимопонимание, но и регулирует взаимоотношения, формы общения и деятельности членов общности. В качестве ценностного регулятора культура выступает объективным фактором по отношению к различным социальным системам и личностям, определяя, применяются ли достижения, созданные человеческим умом и руками в гуманистических целях. Но одновременно человек является и субъектом культуры, порождая, поддерживая и изменяя те или иные ценности и нормы.
Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания, политическую организацию общественной жизни, ее элементы (государства, партии и т.д.), обычаи дарить подарки, язык, мо- 60 раль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видим, круг этих внеприродных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, «серьезные» феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека.
В круг явлений, объединяемых словом «культура», входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами.
Конечно, в современной жизни чистоинстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья конкретного индивида. Они встречаются чаще всего в интимной сфере, связанной с вопросами личной гигиены, здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.
Но значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идет ли речь о полоном влечении или потребности в пище - даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определенной пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок, к нише, насыщенной витаминами, - весной. Культура же проявится в ЮМ, как будет убран стол, красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д.
Отметим и еще одну категорию явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым формам выражения своих идей, замечаний, что, как правило, объясняется типом темперамента, другими «рожденными свойствами, может быть существенно нейтрализована, облагорожена выработанным умением контролировать себя и т.д. И нот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами - важнейший элемент культуры. Причем в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется, приобретают достаточно ощутимую специфику.
Таким образом, культура связана с внеприродным в человеческой жизни тем, что отлично от животного, инстинктивного, тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нем от природы.
Но в культуре безусловно содержатся определенные природные «отпечатки», связанные с особенностями географических условий, типом темперамента. Следовательно, будучи отличной от природы, культура, в особенности на ранних этапах ее становления, в какой-то мере учитывает природные факторы, но не противостоит им.
Итак, культура не наследуется генетически, это возделанное, сотворенное самим человеком в себе, в других людях, во внешней среде.
Культура - это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющих собой целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приемов, воплощаемых в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково- снмволическнх формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Культура выступает решающим способом регуляции социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.
Следует различать: а) саму культуру как таковую, как очень подвижный и трудноуловимый «эфир», растекающийся по всем сторонам нашей жизни: б) процесс воплощения культуры; в) конкретные формы (продукты) воплощения культуры; г) процесс приобщения к культуре и ее передача от поколения к поколению.
Пробуем коротко рассмотреть каждый из этих аспектов.
2. Культура и сознание: менталитет
Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надинстинктивное в жизни людей? Сознание. Все, что связано с «возделанным» в человеческой жизни, так или иначе порождено сознанием. Ведем ли мы речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей, везде мы имеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями и т.д.
Культура чувств - это способности управлять, контролировать себя, умение радоваться, наслаждаться явлениями, событиями, художественными произведениями... Они не носят врожденного, инстинктивного характера. Когда мы говорим о культуре именно применительно к чувствам, то мы обращаем внимание на наполненность эмоций определенным сознательным элементом.
Навыки, умения до того, как отойти в область неосознаваемого, автоматического скрупулезно прививались, контролировались нашим сознанием: «Так ли я это делаю, не лучше ли сделать иначе!» Другое дело, что непосредственно в момент вдохновляющей радости от прекрасной музыки или мастерски крася окно, мы специальных усилий уже не делаем.
Но культура — это не вообще сознание, не отдельные его элементы. Культура — это способ, метод ценностного освоения действительности.
В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей (материальных, социальных, духовных и т.д.) человек чаще все- то встает перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допустимого или запретного и т.д. Другими словами, активная, практически осмысленная деятельность сразу же ставит человека в позицию, в которой он должен определить или хотя бы предположить ценность для себя, для других тех объектов, которые ему необходимы. Без этого нет мотива, без этого нет сознательного социального действия. Способ, метод выявления ценностей и есть культура. Культура - взгляд на мир сквозь призму добра и зла, полезного и вредного, умного и глупого, прекрасного и безобразного и т.д.
Как способ освоения действительности, культура - это не отдельные оценки, нормы, не их набор, сумма, а лишь ценностные элементы, взятые как целостность, т.е. как особая качественная определенность совместной жизни и деятельности людей, которая обладает своей спецификой в каждом обществе и в каждый исторический период. Она проявляется в нескольких отношениях.
а) Когда мы говорим о культуре, мы прежде всего имеем в виду культуры, т.е. разнообразные варианты культур как варианты знаний, ценностей, предпочтений, норм поведения, согласованные, сопряженные друге другом. Внутреннее сопряжение культур проявляется в виде устойчивой, логически прослеживаемой в основных элементах сознания определенности восприятия мира, оценки явлений, предпочтений, ценностей, норм поведения - ментальное™. Логически прослеживаемая определенность может характеризовать духовный мир пик конкретного общества (культура американского общества, культура российского общества), представителей той или иной социальной общности (к примеру, территориальной: москвичи, одесситы, петербуржцы, этнической: русские, казахи и т.д.), так и отдельной личности.
б) Культура как феномен сознания представляет собой целостность и в другом отношении. Культура - это не мертвый багаж невостребованных, нереализованных знаний, умений, четких убеждений. Это своеобразный процесс, внутренняя деятельность, в основе которой - взаимодействие, взаимопереход и сопряженность знаний, навыков и убеждений, информационного, чувственного и волевого компонентов.
3. Культура и деятельность: образцы поведения
Культура как способ ценностного освоения действительности воплощается в практической деятельности людей: в производственной и бытовой, художественной и политической, в научной и учебной и т.д. Известно, что в любой практической деятельности относительно независимо взаимодействует внутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний. Культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность вполне определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней более или менее определенные выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется еще одна характеристика культуры - это элемент, который организует, определяет содержание, направленность, технологию (если учесть приемы, навыки, умения) практической деятельности людей.
Во взаимосвязи культуры и деятельности сделаем акцент на следующих моментах:
культура и детерминация деятельности; деятельность как показатель культуры; образцы деятельности как показатель культуры.
Значимость культуры как социального феномена объясняется прежде всего тем, что это непосредственный, актуальный «виновник» содержания, стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно как «сама в себе» и «для себя» сущность. Она вбирает в себя импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды и конкретному человеку, его поступкам, действиям культура - сложная духовная система, в которой 64 переваривается, осмысливается, оценивается внешняя информация, которая непосредственно определяет, как реагировать человеку на эти импульсы, как ему действовать.
Здесь и таится разгадка вопроса: почему представители разных народов по-разному реагируют, действуют в аналогичных ситуациях, почему при совпадении коренных устоев японцы ведут один образ жизни, а французы - другой, у англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев другая. Другими словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходят «чистилище» культуры, по-своему расшифровываются.
И наоборот, все действия людей, в том числе в сфере производства, политики несут на себе мощный отпечаток культуры данного общества, народа, группы людей.
Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленностью на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. То что, стало ее достоянием, культура обязательно иоплощает прямо или опосредованно на практике. И когда мы хотим познать культуру другого человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, словам, заявлениям о намерениях, целях, а по его действиям. Реальная практическая деятельность, в том числе художественная, научная - это и реальное воплощение культуры, ее показатель.
Культура воплощается, прежде всего, в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности. Естественно, за повторяющимися образцами поведения стоят устойчивые мотивы, предпочтения, навыки и умения. И этот аспект проблемы имеет особое значение для социологического анализа культуры как явления.
Спорадическое, случайное, более не повторяющееся к культуре относить не следует. Если из спорадического, нерегулярного тот или иной момент жизнедеятельности начинает превращаться в достаточно устойчивое, повторяющееся, то можно констатировать - произошли определенные изменения в культуре данного человека, группы людей, общества.
Так или иначе, из круга явлений, описываемых понятием «культура», выпадают не только инстинктивные действия (или инстинктивная сторона действия) людей, но и те моменты, аспекты, которые носит случайный, неустойчивый характер, т.е. не ставшие образцом деятельности. Принято в образцах деятельности разводить образцы элементарных действий (купание ребенка, приветствия, строгание дерева) и модели деятельности: модели социальных связей (в семье, па работе), институтов (армия, государство, собственность), модели художественной деятельности и т.д.
Образцы деятельности обнаруживают себя как в производственной сфере, так и в быту, науке и отдыхе. Идет ли речь о способе строгания дерева рубанком (у многих народов это делают движением к себе, а не от себя), организации выборов, проведении заседаний парламента или манере пения, порядке подачи блюд во время званного обеда - образцы деятельности есть воплощение культуры, есть реально осуществляемая культура.
Культура воплощается, объективируется в различных материальных продуктах деятельности. Долгие годы было признанным делить культуру на материальную (станки, здания, экономику) и духовную (науку, мораль, искусство). Но в последнее время социологов это деление не устраивает. И вот почему. Разве станок не воплощение и научной идеи, и художественного вкуса? Или автомобиль. Разве его внешний вид, дизайн не свидетельство определенных эстетических привязанностей, качество исполнения его деталей - нравственной культуры тех, кто его произвел?
Более точно было бы, на наш взгляд, делить материальные продукты культуры на вещественно-предметные: станки, автомобили, здания и т.д., в которых воплощаются и технические знания, и художественные вкусы, и нравственные нормы; и символически-знаковые. Под последними понимаются те продукты культуры, которые передают свою информацию через слово, символы, знаки, изображения: научные статьи и устное народное творчество, научно- популярные книги и художественная литература, картины, фрески, ноты, схемы, чертежи и пособия типа «Как построить дом», «Ремонт квартиры» или же их аналог учебник по строительному мастерству и т.д.
4. Взаимовлияние социума и культуры
В социологии культура рассматривается, в первую очередь, в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодействия. В этом смысле исследование культуры означает изучение сложного и многомерного общественного процесса освоения, осмысления и изменения членами общества своей социокультурной среды, происходящего в определенных условиях социального расслоения и территориального распределения. Предметом такого исследования являются комплекс общих закономерностей динамики культуры, специфических групповых и региональных регулярностей ее движения при различных состояниях общества, разнообразие форм социокультурной жизни, характерных для каждого из таких состояний, способы, результаты и последствия деятельности представителей различных социальных групп, направленных на поддержание или преобразование общественной жизни.
В нескольких социологических доктринах момент устойчивости, стабильности культуры абсолютизируется. При этом предназначение культуры усматривается в поддержании нормативного образца. Данный подход, осознают это разделяющие его авторы или нет, противопоставляет культуру развитию, последняя выступает как своеобразное препятствие на пути модернизации общества.
Конечно, в рамках той или иной культуры человек, как правило, склонен воспринимать, осмысливать мир, социальные явления и события в фокусе усвоенной им культуры, системы ценностей. Но означает ли это, что люди во всех случаях, независимо от того, насколько удовлетворены они сложившимися условиями, воспринимают существующий мир, господствующие в нем ценности, нормы, порядки как безусловные, не подлежащие пересмотру и изменению?
Культура - это метод ценностного освоения действительности через систему оценок, норм, образцов поведения. И пока данный метод обеспечивает эффективную деятельность людей по удовлетворению их потребностей, культура, ее основные элементы сохраняют свою устойчивость, стабильность. В ином случае возникает ситуация, способствующая тем или иным изменениям в культуре и обществе, побуждающая к выходу за рамки принятого, поддерживаемого как образец, нормального в рамках данной культуры. Речь может идти как об изменении художественного стиля, так и нравственных ценностей, технологии обработки земли, норм поведения или способом и методов политической организации общества. Это может касаться как культуры отдельного человека, социальной группы, так и общества.
Реальным (осязаемым) признаком противоречия между потребностями людей и предлагаемыми данной культурой, обществом способами их реализации является чувство неудовлетворенности социального субъекта своим положением. Оно возникает, в частности, при ухудшении уровня жизни, социальной, правовой защищенности, падении нравов. В этом случае сравнивается сегодняшняя жизнь с тем, как жилось раньше, какой порядок был в былые времена. Неудовлетворенность возникает и при сравнении людьми своего уровня жизни, положения в обществе с положением других, представителей иных сословийй, слоев общества, а также других обществ, стран.
Не случайно в изолированных обществах социальная жизнь малоконфликтна. В частности, это связано с тем, что в этом случае невозможно сравнить свою жизнь, общественное устройство с жизнью другого народа, социальным устройством другого общества. Отсутствие внешнего приема, возможности сравнения укрепляет представление о независимости, сложившихся устоев, принципов, порождает смирение, пассивность. И наоборот, расширение межкультурных связей дает возможность сравнивать свое общество, свои нормы, свой уровень жизни с условиями жизни других, что повышает критичность, активно создает ситуацию, способствующую развитию чувства неудовлетворенности.
Особое значение имеет неудовлетворенность людей принципами, нормами, регулирующими связи между людьми, социальными слоями. Возникающий в этом случае кризис общества сопряжен с кризисом культуры, ее ядра - системы ценностей, нравственных норм, норм права, что ведет за собой ослабление и распад социальных институтов, сопровождается кризисом морали, кризисом доверия к власти.
Важно иметь в виду, что в тех условиях, где есть побуждение к социальным изменениям, но нет социокультурной идеи, проекта и более широко - социокультурной готовности субъектов к организации своей жизни на новых принципах, нормах (в частности, политического устройства общества), неудовлетворенность масс ограничивается протестом в разных его формах. В этом случае культура воспроизводится, т.е. воспроизводятся модели деятельности (политический, экономический), воспроизводится регуляторы социальных связей, социальные институты.
Большую роль в культурных изменениях играет система культурных взаимодействий, которая может строиться: а) добровольно; б) вынужденно; в) навязываться принудительно в процессе экспансии чуждых культурных ценностей.
Таким образом, взаимоотношение социума и культуры выражается в их противоречивом единстве, в котором каждая сторона суть и цель, и средство, и условие, и результат для другой, т.е., с одной стороны, культура есть способ существования социума (общества), в особенности его подсистема, ответственная за производство, хранение и трансляцию социальной информации, а с другой, социум является для культуры источником энергии и остальных средств ее существования, особенно это относится к усовершенствованному обществу, т.е. цивилизации.
Цивилизацией называется этап развития общества, который основывается на преобразовании человеком внешнего мира (т.е. возделанной природы и усовершенствованного общества - совокупности удобств и технических средств).
Культура как противоположность цивилизации - потребления и распределения, проникновением науки материальное производство, потребления и распределения, проникновением правовых норм но все сферы жизни, нормативно-ценностной регуляцией поведения людей и их взаимоотношений.
Противопоставление культуры и цивилизации связано с теорией замкнутых культурных циклов и прежде всего с именем О. Шпенглера. автора широко известного труда «Закат Европы», в котором он предсказывал неминуемую гибель западноевропейской цивилизации. Но Шпенглеру, человеческая история является историей замкнутых культурных циклов. Каждая культура в своем развитии проходит следующие фазы: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». На основе этой биологической ритмики в пределах общего «цикла» эволюции каждой из культур выделяются два главных этапа: пап восхождения (собственно «культура») и этап нисхождения («цивилизация»). Первый из них характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах человеческой жизни, второй - «механическим» типом эволюции, представляющим собой «окостенение» органической жизни культуры и ее распада. Эпоха «закостеневания» творческих начал культуры и является эпохой ее распада. Именно в ну стадию, по Шпенглеру, вступила в настоящий момент европейская культура.
Эпоха «закостеневания» творческих начал культуры в механически-безжизненных формах «цивилизации» сопровождается, по Шпенглеру, процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни. Символами этого «омассовления» являются тройные города, приходящие на место разбросанных по земле (и живущих в неразрывном единстве с ней) деревень и небольших городов. Процесс «омассовления», означающий развитие «цивилизации» на основе количественного принципа, заменившего принцип «культуры», находит свое дополнение в «глобализации» форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д.; а это, в свою очередь, свидетельствует о господстве в жизни человека «цивилизации» принципа пространства над принципом времени. Это находит концентрированное выражение в мировых войнах, цель которых - глобальное господство над миром государства победителя является высшим смыслом существования «цивилизации».
В противоположность этой теории марксистская социология, подчеркивающая прогресс и преемственность во взаимоотношении культур, усматривает в цивилизации одну из фаз развития культуры, один из необходимых этапов исторического процесса, который связан с воплощением достигнутого уровня духовной культуры в системе материального производства и в социальных отношениях. Причем переход духовной культуры на ступень цивилизации представляет собой необходимую характеристику каждой из общественно-экономических формаций, поскольку каждая из них предполагает реализацию специфических нормативно-ценностных регуляторов в общественном бытии и социальных отношениях.
Тема 6.
Социальная иерархия общественных классов и слоев.
Социальная стратификация и социальная мобильность
1.Социальная иерархия общественных классов и слоев.
2.Различные варианты теории социальной стратификации и социальной мобильности Социальная иерархия общественных классов и слоев.
Социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж; имеет место в любых обществах.
Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными или естественной дифференциацией.
Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Красивая женщина всегда имеет преимущество по сравнению с остальными, ей многое прощается, а выполнение ее желаний становится для многих мужчин добровольной обязанностью. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства. Однако главной чертой общества является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.
Социальными называют те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д. Социальные различия могут накладываться на естественные, когда к примеру, ученым становится умный, талантливый человек, но могут взаимно о не пересекаться. Нередки случаи, когда в ученые мужи пролезает бездарность, когда физически слабые люди обретают силу благодаря оружию.
Однако общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: в нем всегда одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнению с другими. отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий групп, классов - это борьба за обладание большими социальными возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство - неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. И общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.
Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравное отношение между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: профессиональном статусе, в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение, прежде всего из-за своей заземленности на реальные действия, интересы, факторы, поддающиеся наблюдению, сопоставлению, обобщению.
Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни.
Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.
Однако в ситуации, когда институциальная система общества не способна гибко и адекватно реагировать на изменившуюся расстановку социальных сил, может возникнуть нарастание эгалитаристских настроений в массовом сознании (провозглашение всеобщего равенства).
Эгалитаризм - это антипод иерархии (провозглашение всеобщего равенства) и в конечном итоге - миф, ибо нет и не может быть полного равенства. Однако этот миф обладает огромной притягательной силой, а главное - способен оказать серьезное воздействие на массы. Причины его появления заключаются в реакции на несправедливости окружающего мира, предоставляющего широкие возможности и полномочия одним и ущемляющего интересы других. Стремление к равенству, перераспределению доходов нарастает в периоды экономических кризисов, когда утрачиваются привычный уровень потребления, нарастает чувство неуверенности существующей иерархической структуры, ее способности обеспечить функциональное развитие общества.
Стихийное проявление эгалитаристских устремлений не представляет серьезной опасности для самой стратификационной системы. Последняя обладает необходимыми для этого институциональными механизмами защиты. Возмущение или бунт подавляются карательными органами либо ликвидируются путем некоторых материальных уступок. Проблема возникает тогда, когда желание справедливости начинает эксплуатироваться политическими силами в своих целях. Борьба с привилегиями - один из распространенных приемов, используемых в разные времена различными лидерами, партиями и организациями. Вовлеченные в борьбу массы и не подозревают, что становятся соучастниками замены устаревшей стратификационной системы на новую. А полное равенство так и остается мифом, который будет извлечен и использован в следующий раз для очередной реконструкции иерархической пирамиды общества.
Термин стратификация происходит от латинского stratum - слой, пласт иfacio - делаю. Таким образом, в этимологии слова заножена задача не просто выявить групповое многообразие, а определи п. кортикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию. У различных авторов понятие "страта" нередко заменяется иными ключевыми словами: класс, каста, сословие. Употребляя ниже все эти термины, мы будем вкладывать в них единое содержание и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархией общества.
Социологи едины во мнении, что основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Социальная стратификация связана со способами, при помощи многих неравенство передается от одного поколения к другому; при том формируются различные страты. Однако способ организации неравенства мог быть различным. Необходимо было вычленить те основания, которые определяли бы облик вертикального строения обществаа.
К. Маркс ввел единственное основание вертикального расслоения общества - обладание собственностью. Поэтому его стратификационная структура фактически сводилась к двум уровням; класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). Попытки представить интеллигенцию, некоторые другие социальные группы в качестве промежуточных слоев между основными классами оставляли впечатление непродуманности общей схемы социальной иерархии населения.
Узость такого подхода стала очевидной уже в конце XIX столетия.
Вот почему М.Вебер расширяет число критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического - отношение к собственности и уровень доходов — он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.
Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни, как ее нормативно-ценностное регулирование. Благодаря последнему на верхние этажи социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а также функционирующим в обществе нормам и законам.
Статус, его престиж, рассматриваемые как основ стратификации общества, обладают важной чертой: они особенно остро ощущаются людьми. Не случайно, многие эмпирические исследования в этой области строятся именно на основе определения индивидом места различных профессиональных групп в иерархической структуре. Но такой подход чреват и рядом издержек. Равной долей престижа люди могут наделить и министра, и юриста, и врача, и артиста. Так, в одном американском исследовании престижа 100 профессий респонденты отдали свое предпочтение судье Верховного суда, физику, ученому ядерной физики, государственному деятелю, преподавателю колледжа, химику, юристу, дипломату, зубному врачу, архитектору (профессии расположены в соответствии с полученным рангом).