Человек. Индивид. Личность
Проблема личности как сложно организованной и динамичной системы является многогранной. Социология изучает личность как социальную целостность, анализируя ее структуры, типологию, социализацию и способы поведения.
Для того чтобы понять, что такое личность необходимо разграничить понятия человек, индивид, личность. Эти понятия не являются тождественными.
1. Человек –это биосоциальное существо:
а) часть природы, продукт природной организации,
б) участника конкретного общества, социальной группы.
В понятии человек отражаются наиболее общие черты, свойства, присущие всем людям, независимо от их происхождения и принадлежности к социальным общностям.
2. Индивид(от лат. «неделимое») – это человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Каждый человек – это индивид (уникален, неповторим, часть той социальной среды, в которой он живет).
Индивидуальность. Своеобразное сочетание в человеке природного и социального отражает индивидуальность, «непохожесть» данного человека на другого (задатки, способности, характер, манера говорить и держаться в группе). Основное воздействие на формирование индивидуальности человека оказывают психофизиологические и социальные характеристики.
Человек становится личностью, вступая в общественные отношения, во взаимодействия с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает общественные свойства и отношения. Человек становится носителем социальных качеств, то есть личностью. Общественные отношения, интегрированные, усвоенные конкретным индивидом, и составляют сущность его личности.
Личность – это система социально значимых черт, присущих данному человеку (Радугин). С социологической точки зрения личность включает черты, общие для социальной группы, класса, нации, всего общества. Несводимость человека к его социально-групповому статусу, относительная независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов – все это фиксируется понятием «индивидуальность» (Радугин).
Личность выступает как диалектическое единство социального и индивидуального, как продукт общественного развития, носитель социально-значимых качеств.
В социологии признается уникальность каждой личности, однако в социологии изучается ее социальное поведение и деятельность в обществе, социальных группах, организациях и институтах. Экономическая жизнь изучается через трудовую деятельность человека (интерес к труду, его содержанию, характер, результат, установки). Анализируя политическую жизнь личности, социолог изучает человека как гражданина общества. Духовную жизнь исследуется через культурный срез. В социологии существует множество концепций личности, которые можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям.
Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны следующие теории:
1. Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия.
2. Психоаналитические теории (3. Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя следующие структурные элементы: бессознательное (природные инстинкты); сознание индивида, представляющее собой эго, которое является регулятором инстинктивных реакций, и супер-эго, включающее в себя законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. «Многослойность» личности, сложность заставляет ее вступать в противоречия с требованиями и стандартами общества.
3. Ролевая теория личности (Р. Минтон, Р. Мертон, Т. Парсонс) в описании социального поведения личности – два основных понятия –«социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Поэтому личность – это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.
4. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.
5. В западной социобиологии в характеристике личности в центре внимания этническая сторона поведения личности (Ф. Айяла). Этнические нормы являются социокультурными коррелятами поведения, благоприятными для биологической эволюции человека.
Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. Сложность решения проблемы личности в социологии не должна создавать установки на принципиальную невозможность научного решения этой проблемы.
В какой-то мере каждое из социологических направлений раскрывает ту или иную сторону проблемы, акцентирует внимание на многогранности человеческой жизни общества. Главное не абсолютизировать один подход, а попытаться найти рациональное зерно и определить сильные и слабые стороны каждой концепции (Радугин).