Тема 6. Общество и социальные институты
6.1.В чем отличиесоциального института от социальной группы?
Ответ:В отличие от социальной группы, в которой люди взаимодействуют для удовлетворения различных личностных потребностей (в общении, в признании, самореализации), социальный институт нацелен на реализацию конкретной, важной для общества и для личности потребности.
Изменение потребностей приводит к изменению социальных институтов в обществе: появляются новые институты, постепенно отмирают старые, ненужные, хотя и могут еще какое-то время существовать в силу инерции социальных связей.
6.2.Приведите примерустаревшего социального института. Почему он перестал существовать?
Ответ: например, политические партии в современном смысле этого слова стали возникать только в условиях формирования капитализма. Партийные объединения нестабильны, из них периодически выбывают отколовшиеся группы, многие партии, не выдержав испытания временем, исчезают. В XX веке возникли политические партии совершенно особого типа, так называемые тоталитарные партии, но к концу века их уже почти не осталось.
6.3.Установите соответствие между неосновными социальными институтами и основными, в которые они входят.
Институт семьи и брака - институт первого причастия
Институт экономики - институт мировых судей
Институт политики - институт потребительских кооперативов
Институт культуры и социализации - институт средств массовой информации
Институт религии - институт расторжения брака
Ответ:
Институт семьи и брака - институт расторжения брака
Институт религии - институт первого причастия
Институт экономики - институт потребительских кооперативов
Институт политики - институт мировых судей
Институт культуры и социализации - институт средств массовой информации
6.4.Формальный институт отличается от неформального?
1) Разнообразием институциональных ролей
2) Наличием письменного кодекса
3) Узаконенностью и опорой на систему права
4) Опорой на традиции общества
Ответ: 3
6.5.Опишите структурусоциального института высшего образования в России.
Ответ: включает в себя:
-преподавателей, чиновников, администрации высших учебных заведений и т.д.;
-нормы поведения студентов, отношение общества к системе высшего образования;
-сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
-здания, аудитории, учебные пособия;
-миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах с высшим образованием.
6.6.По каким признакаммы можем судить о степени развития формального социального института?
Ответ: формальные институты имеют специальные учреждения, в которых люди, обладающие специальными полномочиями, выполняют четко определенные функции, институциональные роли, и статусы, закрепленные достаточно жестко.
6.7.Основные социальные институты современного российского общества.
1) Находятся в состоянии упадка
2) Хорошо развиты и образуют систему
3) Хорошо развиты, но мало связаны между собой
4) Находятся в состоянии зарождения
6.8.Приведите примерсоциальной роли, существующей в социальном институте высшего образования. Укажите две нормы, регулирующие это ролевое поведение. Какие позитивные и негативные санкции следуют за исполнение этих норм?
Роль______________________
1.Предписание _____________
Санкции __________________
2.Предписание_____________
Санкции __________________
6.9.Приведите два примера того, как политические социальные институты оказывают давление на неполитические институты.
Ответ: манипулирование, основанное на специальных методах обмана; управление сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.
6.10.Результаты массовых социологических опросов населения перед выборами мэра города отражают?
1) Мнения различных социальных групп и слоев населения
2) Мнение средств массовой информации
3) Мнение большинства населения
4) Мнения представителей политической элиты города
Ответ: 1
Тема 7. Социальный прогресс и процессы глобализации
7.1.Перечислите критериисоциального прогресса.
Ответ:уровень материального благосостояния общества, степень социальной справедливости и равенства, индивидуальной свободы и нравственности, развития науки и техники, солидарности членов общества.
Для социального прогресса в классическом понимании характерны?
1) Циклические изменения
2) Периоды регрессивных изменений
3) Линейные положительные изменения
4) Резкие скачкообразные изменения
Ответ: 3
7.3.Приведите три примерасоциальных изменений. В каких сферах социальной жизни они происходят?
Ответ:
1) природные (засуха, вызывающая неурожай и голод);
2) демографические (падение рождаемости);
3) производственные (изменение системы оплаты труда).
7.4.Идея многолинейного характера социальных изменений характерна для?
1) Теории общественного прогресса
2) Эволюционистской теории социальных изменений
3) Неоэволюционистской теории социальных изменений
4) Революционной теории социальных изменений
Ответ: 2
7.5.Какую роль играют социальные движения в современном обществе?
Ответ: современные социальные движения волнуют проблемы культуры, прав и свобод человека, проблемы, связанные с новыми ситуациями и рисками.
7.6.Возможна ли институционализация социальных движений? Если возможна, проиллюстрируйте примером.
Ответ:возможна формальная организация и институционализация движения, как это произошло с рабочим движением в России в начале ХХ в., превратившимся в политическую партию – РСДРП.
7.7.Установите соответствие между примерами социальных движений и их типами.
Реформаторское - Движение за возрождение православной культуры
Регрессивное - Движение за освобождение негров
Утопическое - Профсоюзное движение
Революционное - Движение за отмену монетизации льгот
Экспрессивное - Фестивали авторской песни
Сопротивление Движение за мир во всем мире
Ответ:
Реформаторское - Движение за освобождение негров
Регрессивное - Движение за возрождение православной культуры
Утопическое - Движение за мир во всем мире
Революционное - Профсоюзное движение
Экспрессивное - Фестивали авторской песни
Сопротивление - Движение за отмену монетизации льгот
7.8.Что явилось первой тенденцией к глобализации? Когда это произошло?
Ответ: первые тенденции к глобализации наметились еще в конце XIX – начале ХХ вв. Это формирование мирового капитализма (империализма) и одновременно Рабочего интернационала, женских феминистских организаций, которые носили международный характер. В 90-е гг. проблема глобализации приобретает небывалую практическую остроту, что приводит к формированию отдельной области знания – глобалистики.
7.9.В чем выражаются технологические факторы глобализации?
Ответ: захват сырьевых рынков, рынков сбыта, перемещение производственных мощностей в регионы с дешевой рабочей силой. Глобализация сегодня стимулируется изменениями в мировой экономике, в рамках которой осуществляется перемещение товаров, капитала, реализуется обмен идеями и людьми.
7.10.Против чего выступают антиглобалисты? Отметьте все ответы, которые считаете верными.
1) Против решения мировых проблем
2) Против культурной экспансии Запада
3) Против захвата сырьевых рынков слаборазвитых стран
4) Против расширения интернациональных связей
5) Против диалога культур
6) Против распространения американской идеологии
7) Против национальных финансовых займов
Ответ: 3, 7.