Мнимые социальные общности

Мнимые социальные действия создают видимость социальных связей, преднамеренная взаимная ориентация партнеров друг на друга отсутствует. Разнообразных форм мнимых социальных общностей множество и мы ежедневно вовлечены в них.

На улице, в транспорте, на работе – везде человек ощущает присутствие других людей, что нередко создает впечатление общности. Однако, общность не всегда есть признак коллективности, за ней нередко скрываются изолированность индивида, отсутствие его ориентации на другого, глубокое одиночество. В этом случае речь идет о множествах, мнимой общности. Главный признак различных ее форм – отсутствие взаимных социальных действий, солидарной социальной связи при наличии совпадающих целей, интересов (например, очередь в магазине, пассажиры в автобусе).

К мнимым социальным общностям относятся категория, агрегация и масса.

Категория выделяется по наличию одного общего признака. Этот признак может быть связан с профессией, полом, возрастом, национальностью, вероисповеданием и т.д. Мы регулярно сталкиваемся со статистическими данными о том, что в нашей стране насчитывается столько-то рабочих, учащейся молодежи, среди них столько-то школьников, студентов и т.д. Нередко эти данные выдаются за численность некой социальной общности, профессиональной группы. Не стоит спешить с подобными утверждениями. Категории часто выдаются за истинные социальные общности.

Тот факт, что в России имеется определенное количество студентов, вовсе не означает, что эти студенты объединены в единый социальный организм, способный выступать как единое целое за свои интересы, повышение качества учебы, своевременность выплаты достойной стипендии и т.д.

Скорее можно сказать, что статистика определила формально-статистическое множество, т.е. выделила людей по какому-то общему признаку (но не по признаку наличия между людьми социальных связей). Этих людей объединяет то, что они имеют общий признак, но они совершенно изолированы друг от друга.

На основе формально-статистического принципа можно выделить лишь различные социальные категории: профессиональные, возрастные, половые, имущественные и др.

Агрегация–- объединение людей, пространственно находящихся в одном месте, иными словами локализованное множество (пассажиры одного поезда, пешеходы и др.) Каждый озабочен своими делами, хотя казалось бы есть внешний признак общности –совпадающие цели (скорее совпадающее местоположение). Есть некое ощущение «неодиночности», но это мнимая коллективность: есть единство местоположения, но нет взаимной направленности действий, солидарных отношений друг с другом. Однако они довольно легко могут возникнуть (например, поезд попал в аварию и пассажиры начали самоорганизовываться, оказывать помощь друг другу, разделять функции). Так из мнимой общности может возникнуть реальная общность людей, связанных совместной деятельностью и контролирующих друг друга.

Массы в отличие от категории и агрегации уже характеризуются действием, но не социальным. М.Вебер отмечал, что «общностным действием не является реакция прохожих на ливень, это не совместные действия, а массово-однотипные, таковыми не являются и действия, вызванные простым влиянием поведения других людей, например при общей панике».

Решающий признак массы, точнее объединения людей имеющих массово-типичное поведение – однородность реакции на внешний объект, а не на тех, кто рядом. Массовидная коллективность проявляется в очень большом спектре форм социальной жизни: паника в горящем кинотеатре, бегство беженцев, масса избирателей и т.д.

Масса может расчленяться по статусам (пролетарская масса, крестьянская масса); функциям (масса избирателей); может объединять представителей самых разных слоев (масса слушателей, покупателей).

Могучая сила масс проявляется и в ходе избирательного процесса. Совпадение политических симпатий у людей, не знающих друг друга и живущих в разных концах огромной России, приводит к власти одних людей и обрекает на политическое забвение других.

Массы гораздо легче обмануть, чем людей организованных, обсуждающих друг с другом проблемы, имеющих лидеров, но массы способны учиться на собственных ошибках, хотя эти ошибки дорого могут стоить – например, вторично голосовать за человека, который оказался неспособным выполнить обещанное. Есть сферы, где масса легко обманывается, ждет одобрения своих не всегда развитых вкусов. Речь идет о массовой культуре, которая спекулирует на непритязательности вкусов «человека с улицы».Таким образом, люди выступают в массе как разрозненные индивиды, не отягощенные общими правилами, культурно-нравственными нормами, обязательствами перед другими. Каждый индивид действует по своему усмотрению, не заботясь о том, насколько это соответствует выработанным в обществе (городе, коллективе) представлениям о должном, приличном, приемлемом. Каждый сам за себя, сам себе судья. Это таит множество проблем, в том числе и негативных. Благодаря активному развитию средств массовой информации, формы прямого получения информации вытесняют общение с друзьями, во время которого вырабатывались коллективные представления, оценки. В результате имеет место активизация усредненного человека. Однако, следует иметь в виду, что средства массовой информации чаще всего действуют на индивида не напрямую, а опосредованно- через лидеров общественного мнения. Да и те, кто передает информацию, тоже являются выразителями чьих-то социально-групповых идей, интересов.

Итак, массовизация социальной жизни – это неодолимая тенденция современной социальной жизни, но ее отрицательное воздействие нельзя абсолютизировать. Механизмы массовизации индивида могут органично включать в себя групповое воздействие, групповую обработку и выработку распространяемых, внушаемых идей.

Наши рекомендации