Теория социального пространства п. бурдье
Важное значение для понимания особенностей социального пространства имеет учение выдающегося французского социолога Пьера Бурдье, числящегося в научной табели о рангах под номером один.
Предваряя свои рассуждения о социальном пространстве, П. Бурдье решительно отмежевывается от господствовавших в его время интеллектуальных традиций в социологии. Так, он заявляет о своем разрыве с марксизмом, который рассматривает классы как реальные группы, обладающие определенной численностью, способностью действовать, например совершать революции, классовым сознанием и т.п. Французский социолог именует такую позицию субстанциалистской'. Не понравились ему и другие течения, в том числе структурализм и конструктивизм, объективизм и субъективизм, реализм и номинализм: одни — зато, что на первый план выдвигают индивида и умалчивают о социальных отношениях между ними, другие — за то, что выпячивают отношения в ущерб реальным людям. Критикует он Бурдье и за то, что он сводит все многообразие и всю многомерность социального поля лишь к экономическим отношениям производства.
Хотя свой подход Бурдье никак не квалифицирует, т.е. не относит к существующим традициям в социологии, его можно именовать скорее интегралист-ским. Действительно, властитель современных дум старается занять промежуточную позицию, избегая крайностей (разумеется, как он их сам понимает, а не как они существуют на самом деле). Так, он сразу же заявляет, что социология должна действовать исходя из того, что человеческие существа являются в одно и то же время биологическими индивидами и социальными агентами2. Явля-ясьсуществом природным, человек обладает телом, потребностями, мотивацией и множеством иных свойств, которые, между прочим, характеризуют его субстанцию, от которой в самом начале Бурдье успел откреститься. Биологическая составляющая, которая, по расчетам современных ученых, занимает никак не менее 50% в человеческом существе, оказалась некой декорацией, данью моде
Субстанция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.
Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. Н.А. Шматко; Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шмат-ко. М., 1993. С. 33.
или фигурой речи, но никак не серьезным инструментом анализа. Бурдье нигде обстоятельно не анализирует инстинктивное поведение, потребности и мотивацию, сходство между человеком и животными, болезни и здоровье, наконец, социологию тела. Зато с удовольствием разбирается в подробностях социальной составляющей человеческого существа. В результате социология Бурдье оказалась смещенной от центра, заявленного им самим, в сторону социальных агентов. Это необходимо учитывать, рассматривая его учение о пространстве.
БУРДЬЕ(Bourdieu) Пьер (1930-2002) - французский социолог, философ, культуролог. Родился в деревне на границе с Испанией, в семье почтового чиновника. Закончив в 1955 г. Высшую педагогическую школу, преподавал философию в лицее Мулена, в 1958 г. уехал в Алжир, где продолжил преподавательскую работу и начал социологические исследования. Из Алжира переехал в Лилль, злотом в Париж, где в 1964 г. стал директором-исследователем в Высшей практической исследовательской школе. В 1975 г. основал и возглавил Центр европейской социологии, а также журнал «Ученые труды в социальных науках», который наряду с «Французским социологическим журналом» считается ведущим социологическим изданием Франции. В 1981 г. выбран действительным членом Французской академии и стал заведующим кафедрой социологии в Коллежде Франс. Его жизнь — попытка соединить карьеру ученого-социолога и интеллектуала-практика. В мае 1968 г. Бурдье поддерживал студентов, в середине 1990-х гг. стал пламенным защитником безработных, активно критиковал экономические доктрины неолиберализма и идеологию глобализации.
Его творчество эволюционировало от философии к антропологии, а затем к социологии. Центральные идеи его теоретической концепции — социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал, габитус. Важное значение имеют этическая сторона учения и стремление построить справедливое, основанное на республиканских ценностях общество. Работы (26 монографий и десятки статей) по методологии социального познания, стратификации общества, социологии власти и политики, образования, искусства и массовой культуры, этнографическим исследованиям. Его произведения переведены на все европейские языки. По силе воздействия на свою эпоху П. Бурдье сравнивают с Ж.П. Сартром и считают самым крупным социологом современности. Сочинения: Bourdieu P. Distinction. A Social Critique ofthe Judgment of Taste / Trans. R. Nice. Cambridge, 1984; Bourdieu P. In Other Words: Essays Towards a Reflexive Sociology / Trans. R. Nice. Cambridge, 1990; Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice / Trans. R. Nice. Cambridge, 1977. На русском языке: Бурдье П. Начала / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М., 1994; Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр.; Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М., 1993; Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, Е.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и послесловие Н.А. Шматко. СПб., 2001.
Бурдье не забывает о людях как биологических существах и даже говорит, что они, как и вещи, размещаются в физическом пространстве, занимая определенные место и объем. «Занимаемое место может быть определено как площадь, поверхность и объем, который занимает агент или предмет, его размеры или,
еше лучше, его габариты (как иногда говорят о машине или о мебели)»3. С этим нельзя не согласиться, но причем здесь биология, если речь идет о физике?
Кстати сказать, именно из физики Бурдье черпал свои главные идеи, в том числе идеи социального пространства, социального поля, социальных сил, социальной топологии. Точно так же за 200 лет до него поступали О. Конт и А. Кетле. При этом франкоговорящий бельгиец Кетле именовал свое учение социальной физикой, а чистый француз Конт видел в физике интеллектуальный образец для всех социологов. Бурдье — более продвинутый французский интеллектуал, поэтому за основу берет социальную топологию —наиболее продвинутую геометрическую парадигму, принятую физиками в конце XX в. Действительно, у Бурдье социология прежде всего есть социальная топология4.
Сделаем необходимые разъяснения относительно топологии. Термин «топология» (от греч. тбгоС — место и А6уо£ — закон) ввел в научный оборот И.Б. Листинг (1847). А. Пуанкаре определял топологию как науку о качественных свойствах. Топология — раздел математики, изучающий топологические свойства фигур, т.е. свойства, не изменяющиеся при любых деформациях, производимых без разрывов и склеиваний (точнее, при взаимно однозначных и непрерывных отображениях). Примерами топологических свойств фигур являются размерность, число кривых, ограничивающих данную область, и т.д. Так, окружность, эллипс, контур квадрата имеют одни и те же топологические свойства, поскольку эти линии могут быть деформированы одна в другую описанным выше образом. Топологическое пространство — множество элементов любой природы, в котором тем или иным способом определены предельные соотношения. Иначе говоря, это такой математический термин или знаковая конструкция, которая дает обобщающий образ метрического пространства. Причем последнее может быть каким угодно, например евклидовым или ри-мановым, все равно у него будет топология. Тип пространства и соответствующей ему топологии задается исходными аксиомами и правилами метрики. Из топологической теории размерности следует, что размерность пространства задается размерностью порождающего его элемента.
Порождающим элементом в топологии Бурдье выступают люди как биологические индивиды и социальные агенты. С прилагательным «биологические», правда, вышла накладка, поскольку у Бурдье люди — индивиды в физическом пространстве, которые перемещаются, сталкиваются, притягиваются и совершают прочие физические действия. У них нет только одного физического свойства — вездесущности, т.е. способности одновременно находиться в двух разных местах, поскольку никакой физический объект таким свойством не обладает. За исключением физического поля — оно может одновременно находиться во всех местах (за это его и полюбил Бурдье). Но поле — не объект в строгом смысле, имеющий конечные размеры и форму. Форму поля определяет топология, т.е. размерность пространства.
О размерности своего пространства, пусть даже физической его части, Бурдье на самом деле ничего не говорит. Он мыслит достаточно расплывчатыми образами о том, к примеру, что социальное пространство представля-
^ Бурдье П. Социология политики. С. 33.
Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» / Пер. с фр. Н.А. Шматко // П. Бурдье. Социология политики / Пер. с фр.; Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. ML, 1993. С. 55.
ет собой ансамбль разного типа полей, в том числе религиозных, экономических этнических и т.п. Разумеется, если взять отдельную нацию или совокупность православных, то их можно рассматривать как сумму социальных агентов благодаря своей солидарности и кооперации создающих такое ма-тенькое целое которое больше механической суммы частей. А если это так, то данное микроцелое, т.е. субполе, подчиняется таким законам, которым не подчиняются социальные агенты, и наличествуют такие свойства, какими они врозь не обладают. Иначе это не целостность. Кратко говоря, такие суб-поля (религиозные, классовые, этнические, культурные и т.д.) живут тесными замкнутыми мирками по собственным законам. Они не растворяются без остатка в огромном целом, именуемом социальным пространством общества, но активно взаимодействуют с ним. Иначе и быть не может: каждый из нас, будучи гражданином многомиллионного государства, имеет работу, наделен ппавами и привилегиями, может получить образование или медицинское обслуживание наконец, пользуется интернетом или СМИ отнюдь не как член замкнутой общины, а как частичка огромного целого. Получается, что одновременно мы входим, принадлежим, являемся членами нескольких социальных полей которые вкладываются друг в друга, подобно матрешкам.
Рис 8 Каждый из нас имеет работу, может получить образование, пользуется интернетом или СМИ не как член замкнутой общины, а как частичка огромного целого
Место или topos, которое может занимать социальный агент5, определяется у Бурдье двояко: 1) абсолютно - как та пространственная точка, где в данный момент времени располагается агент или предмет, т.е. где он локализован- и 2) относительно (релятивно) - как позиция или ранг в социальной иерархии В первом случае следует говорить об абсолютной (лучше сказать - евклидовой) метрике: площадь, поверхность и объем, который занимает агент или предмет, его размеры и габариты.
< На самом деле место может занимать только физический предмет или человеческое тело и только в физическом, но отнюдь не в социальном пространстве.
Бурдье отдает себе отчет в том, что физическое и социальное пространство — разные вещи. Он даже пытается их как-то разграничить. Так, он указывает, что «физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в то время как социальное пространство — по взаимоисключению (или различению) позиций, которые его образуют, так сказать, как структура рядоположенности социальных позиций»6. Однако рядоположенность и различение — универсальные свойства и физического, и социального пространства. Сходство между ними заключается еще и в том, что пространство, в котором обитает Homo sapiens, является социально обозначенным и сконструированным. Это относится и к физическому, и к социальному пространству. У Бурдье физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии (как, например, дом или план города), объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений7. Социальное пространство, найдя физическую реализацию в пределах городской черты, представляет собой распределение различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и/или групп, обладающих возможностью их присвоения (в зависимости от имеющегося у них капитала, а также от физической дистанции, отделяющей от этих благ).
Отличие двух сущностей состоит, наверное, в том, что рядоположенность в физическом пространстве зримая, а в социальном — только мыслимая. Позицию, например некоего Петрова, в классовой иерархии видеть невозможно, она определяется им самим (самореференция) или другими людьми по внешним признакам —доход, капитал, образование, власть и т.п., которые служат достаточными признаками для установления социальной позиции каждого человека. Отметим, что конструируемость — специфическое свойство только социального пространства. Физическое им не обладает, ибо окружающее нас пространство задается вполне объективными и не зависящими от нас законами, в том числе постоянной тонкой структуры8.
Два фундаментальных свойства — соотносительная, или релятивная, позиция социальных агентов по отношению к другим местам (выше, ниже, между) и дистанция, отделяющая это место от других мест-позиций, —определяют, как можно предполагать, метрику социального пространства Бурдье. Оговорка «предполагать» здесь вполне уместна, поскольку никаких подробных разъяснений о метрике Бурдье не дает.
Непонятным остается и взаимоотношение двух типов полей. Французский социолог указывает, что «социальное пространство стремится преобразоваться более или менее строгим образом в физическое пространство с помощью искоренения или депортации некоторых людей». Но что это за процедуры — искоренение и депортация? Депортация малых народов в 1930-е гг. в СССР — явление известное и хорошо описанное. Его можно считать и искоренением, поскольку 2/з переселенцев умерли в суровых условиях Сибири и Казахстана. Нов таком случае, можно ли говорить о преобразовании или проникновении социального пространства в физическое, если одно — материальное, а другое —лишь мысленное местоположение явлений? К тому же ряду явлений Бурдье отнес и
Бурдье П. Социология политики. С. 35.
Там же. С. 33-52.
Постоянная тонкой структуры определяется как отношение скорости электрона на низшей борове-
кой орбите к скорости света и составляет « = 7,297352533(27) 101
натурализацию, которая, если верить словарям и справочникам, представляет собой принятие лица по его просьбе в гражданство или подданство какого-либо государства (например, в случае долголетнего проживания). У Бурдье натурализация вызывает: а) «устойчивое занесение социальных реальностей в физический мир» и б) деформацию иерархизированного социального пространства9. В действительности никакой деформации общественного пространства натурализация не вызывает, поскольку строится по логике и законам такого пространства, выступает его органическим свойством. Правда, у Бурдье есть другая трактовка натурализации — как овеществления социального пространства в физическом. Но и такое уточнение вряд ли проясняет суть дела.
К двум указанным выше фундаментальным свойствам — соотносительности позиций и дистанции между ними — Бурдье добавляет третье фундаментальное свойство — иерархичность. Оно логически связано с двумя первыми, а причиной его появления на свет выступает общественное разделение труда. С этим вряд ли кто из социологов будет спорить, как и с тем, что разделения труда в физическом пространстве не существует. Таким образом, с иерархичностью и разделением труда у Бурдье впервые проступают отличительные контуры социального пространства, хотя он сам того не осознает, а если и осознает, то явным образом не декларирует. Как уже говорилось, соотнесенность и дистанция таковыми не являются, они присущи и физическому, и социальному пространствам.
Врезка
ИСТОРИЯ ВОПРОСА.Полевые теории наиболее полно представлены двумя науками — физикой и психологией. На понятии силы базируется классическая физика Ньютона. Фарадей и Максвелл, исследовав эффекты действия сил электричества и магнетизма, ввели понятие «силового поля» и первыми вышли за пределы физики Ньютона. Состояние, способное порождать силу, было названо полем. Поле создает каждый заряд независимо от присутствия противоположного заряда, способного испытать его воздействие. Это открытие существенно изменило представление о физической реальности. Ньютон считал, что силы тесно связаны с телами, между которыми они действуют. Теперь же место понятия силы заняло более сложное понятие поля, соотносившееся с определенными явлениями природы и не имевшее соответствия в мире механики. Вершиной этой теории, получившей название электродинамики, было осознание того, что свет есть не что иное, как переменное электромагнитное поле высокой частоты, движущееся в пространстве в форме волн. Сегодня мы знаем, что и радиоволны, и волны видимого света, и рентгеновские лучи — это колеблющиеся электромагнитные поля, различающиеся частотой колебаний. Еще дальше пошел Эйнштейн, заявивший, что эфира не существует и что электромаг-
нитные поля имеют свою собственную физическую природу, могут перемещаться в пустом пространстве и не относятся к явлениям из области механики. Общая теория относительности Эйнштейна утверждала, что трехмерное пространство действительно искривлено под воздействием гравитационного поля тел с большой массой. Представления о пространстве расширила квантовая теория, которая описывает наблюдаемые системы в терминах вероятностей. Это значит, что мы никогда не
можем точно утверждать, где будет находиться в определенный момент субатомная частица и каким образом будет происходить тот или иной атомный процесс. Эксперименты последних десятилетий раскрыли динамическую сущность мира частиц. Любая частица может быть преобразована в другую; энергия может превращаться в частицы,
4 Бурдье П. Социология политики. С. 33—52.
Иерархия и разделение труда крайне важны для Бурдье. Благодаря им социальное пространство впервые приобретает структуру. Ведь матрешечность субполей, вкладывающихся друг в друга и в общее социальное пространство, очень проблематично именовать структурой. Скорее это система.
Однако вместе разделение труда, иерархия и субполя придают социальному пространству его многомерность. Бурдье прямо утверждает, что готов «изобразить социальный мир в форме многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения». Отдельные агенты, группы агентов, классы и сферы общества (политическая, экономическая, религиозная и др.), выделенные по определенным свойствам, составляют субполя в социальном пространстве. Если эти свойства рассматривать не только как застывшие характеристики, скажем вероисповедание или уровень образования, а как некие активные свойства, а именно: социальные действия и взаимодействия, то субполя превращаются в поля силы. Понятия силы и взаимодействия, к которым относятся соперничество, «практическая солидарность», обмен, прямые контакты и другие действия, переводит теорию из разряда субстанциональных в разряд полевых теорий.
Понятие поля играету Бурдье не меньшую роль, чем категория пространства. Он трактует пространство как поле сил, а точнее, как совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем входящим в него и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов равно, как и к их взаимодействию10.
и наоборот. В этом мире бессмысленны такие понятия классической физики, как элементарная частица», «материальная субстанция» и «изолированный объект». Вселенная представляет собой подвижную сеть неразделенно связанных энергетических процессов. Всеобъемлющая теория для описания субатомной действительности еще не найдена, но уже сейчас существует несколько моделей, вполне удовлетворительно описывающих ее определенные аспекты".
Теория поля — это также психологическое направление, сформировавшееся под влиянием идей немецко-американского ученого Курта Левина (1890—1947). С 1933 г., эмигрировав в США, он разрабатывал концепцию личности, в основе которой лежало понятие «поля» (заимствованное из физики) как единства личности и ее окружения. Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой был использован язык топологии — раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. С тех пор полевая теория Левина и его последователей приобрела второе название — топологическая и вектор-Подробнее см.: Каира Ф. Дао физики. — http:// Hb.ru/KAPRA/daofiz.lxt
ная психология. Она утверждает, что психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать «локомоции». При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит «замещение». Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее психологическим окружением, на границе между которыми находятся перцептивные и моторные системы. В основе человеческого поведения, полагал Левин, лежит сила, которая имеет направление и может быть представлена вектором. Использованное Левином понятие векторного поля означает область, в каждой точке Р которой задан вектор а (Р). К понятию векторного поля приводят многие физические явления и процессы (например, векторы скоростей частиц движущейся жидкости в каждый момент времени образуют векторное поле). Особое значение Левин придавал когнитивной силе, которая переструктурируется в ходе реализации поведения".
Топологическая и векторная психология // Психологический словарь/Под ред. В.П. Зин-ченко. Б.Г. Мещерякова. М., 1996. С. 383.
Бурдье П. Социология политики. С. 55—57.
Иначе говоря, на понятие социального поля распространяется известный из теории систем принцип «целое не сводится к сумме частей».
Если разобраться, то действительно на поведение каждого из нас принудительным образом влияют такие силы, как власть денег, традиции, среды, уровень и профиль образования. Мы можем не желать их воздействия на нас, но не подчиняться им мы не можем. Они имеют объективный характер, а их конфигурация и векторы формируются где-то над нами и за нами. Политическая система общества нам неподвластна, мы не оказываем на нее почти никакого воздействия, наш голос на выборах — микроскопическая величина. Политические партии, как и крупные корпорации, договариваются за нашими спинами и создают такую конфигурацию векторов влияния, которая выгодна только им, но которая вынуждает нас подчиняться этой объективной силе.
Понятие власти имеет у Бурдье не только и не столько политический смысл. Власть определяет возможность одних социальных агентов влиять на других помимо их воли и желания. Подобное происходит практически в каждой области общественной жизни: богатые влияют на бедных, образованные — на необразованных и т.д. Символический или интеллектуальный капитал, который вводит в свою теорию Бурдье, описывает уникальную ситуацию, при которой бедный, но образованный, может повлиять на богатого, но некомпетентного то ли в качестве его советника, то ли в ранге государственного чиновника, то ли в одеянии священника или судьи. У Бурдье власть денег и власть знаний эквивалентны посвоим возможностям, а на чьей стороне будет победа, зависит от конкретного общества и проходимой им стадии исторического развития.
Обладание властью, капиталом, образованием, как и их масштабы, создают для людей неравные возможности добиться успеха. Различные категории благ, как и виды капитала, — это как козыри в игре, определяющие шансы на выигрыш в данном поле (у Бурдье каждому полю или субполю соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в нем, как власть или как ставка в игре).
Понятие жизненных шансов, то ли позаимствованное у М. Вебера, то ли навеянное его произведениями, неожиданно обостряет интригу социальной драмы. Оно вносит элемент неопределенности в судьбу каждого из нас: можно прекрасно стартовать, имея на руках все козыри, но потом проиграть, можно попеременно выигрывать и проигрывать, но вряд ли кто способен только выигрывать. В мире неопределенности всегда правит бал теория вероятностей. Казалось бы, Бурдье в самый раз внести в свое учение элементы квантовой теории, базирующейся на принципах индетерминизма. Но он этого не делает. Возможно, такой ход показался ему бесперспективным, возможно, он его просто проглядел, а может быть, применение суперсовременных моделей к тонкой и неподатливой социальной материи показалось ему верхом кощунства.
Вместо этого Бурдье сворачивает на проторенную дорогу классических представлений. Он заявляет вполне в духе механического детерминизма, что объем культурного капитала (равно как и экономического) определяет совокупные шансы индивида на получение выигрыша во всех играх, где этот капитал задействован и где он участвует в определении позиции в социаль-
ном пространстве (в той мере, в какой эта позиция зависит от успеха в культурном поле). Иначе говоря, позиция данного агента в социальном пространстве может определяться по его позициям в различных полях, т.е. в распределении власти, активированной в каждом отдельном поле".
Если выразиться проще, то ваше социальное положение тем выше, чем: а) выше посты и ранги, которые вы занимаете в разных сферах, группах и сообществах; б) чем больше их сумма; в) чем более они активизированы (видимо, речь идет о том, чтобы пользоваться своим служебным положением, а не просто числиться). Но тогда здесь не участвуют жизненные шансы, козыри в игре, неопределенность и вероятность судьбы? Они возникают именно при неожиданном повороте событий.
Нет, Бурдье не отступил и не сдался, он просто оставил «на потом» самый интригующий вопрос — о соотношении социальной топологии и статистической вероятности в поведении людей, а сам наметил общие контуры его решения. Они выглядят примерно так. Можно построить упрощенную модельсоциального поля, полагает Бурдье, в его ансамбле, т.е. как некое целое, мысленно построив для каждого агента его позицию во всех возможных пространствах, понимая при этом, что если каждое поле имеет собственную логику и собственную иерархию, то иерархия, установленная между различными видами капитала, и статистическая связь между имеющимися капиталовложениями устроены так, что экономическое поле стремится навязать свою структуру другим полям|2.
Социальное поле, согласно Бурдье, можно описать как многомерное пространство позиций, в котором любая позиция, в свою очередь, представляет собой опять-таки многомерную систему координат, значения которых коррелируют с соответствующими переменными. В качестве переменных могут выступать различные виды капитала — экономический, социальный, символический или какой-либо другой. Каждый вид капитала распознается набором общественно значимых (или легитимированных) признаков. Для экономической собственности — это документ, подтверждающий право владения, для культурной собственности — диплом и ученое звание, для социального капитала — дворянский титул. Символическим капиталом он предлагает называть престиж, репутацию, имя, авторитет и т.п. Таковы самые общие признаки, которые вполне можно установить в ходе эмпирического исследования. В других своих работах Бурдье расширяет их список.
Соотношение сил между социальными агентами в каждом субполе, например экономике, определяется композицией видов капитала (инкорпорированного или материализованного) в каждый момент времени. Такая композиция зависит от множества факторов — потока инвестиций в экономику страны, налогообложения, состояния рынка труда и товаров, размера банковских активов и т.д. В США представители среднего класса выступают держателями акций самых разных корпораций и фирм, они сами или через своих доверенных лиц следят за состоянием рынка ценных бумаг, вкладывая и перекладывая свои капиталы из одного сегмента рынка в другой. Их экономическое положение нужно считать текучим, очень подвижным и мобильным. Козыри в игре здесь определяются стечением самых разных экономических обстоятельств, порой непредсказуемых, например войны на
Бурдье П. Социология политики. С. 54-60. 12 Там же. С. 53-97.
Ближнем Востоке и падения цены на нефть. Социальные агенты в этом поле не только конкурируют и соперничают между собой, но получают прибыль и разоряются часто вместе с теми компаниями, куда они вложили свои капиталы или, выражаясь словами Бурдье, объективированный продукт аккумулированного социального труда. Отношения между социальными агентами в таком субполе институционализованы в устойчивых, признанных социально или гарантированных юридически социальных статусах. Причем не индивидуальных, а часто корпоративных (инвестируемые компании, банки, гарантирующие надежность их вкладов, и т.д.).
Если уникальную комбинацию, сформировавшуюся у конкретного агента
(скажем, менеджера такого-то отдела корпорации «Дженерал моторе») в экономическом поле, дополнить комбинацией сил влияния, которые он имеет в другом поле (или субполе), например образовательном (выпускник престижного Гарварда, доктор философии, автор 30 научных публикаций), то в итоге мы получим удивительную топологию личного социального пространства.
Упрошенная модель социального поля, как назвал свое творение Бурдье, еше более усложнится, если вспомнить об огромном заряде иерархии, которую он заложил в неравновесную модель поля. Выпускник Гарварда, менеджер прославленной компании может оказаться чернокожим американцем, а значит, в этнической иерархии, формирующейся, конечно, не на основе государственных постановлений, а исключительно через механизмы общественного мнения и обывательского сознания, он будет занимать не высокие, но низкие позиции. Субполя как части единого социального поля не равны между собой, они выстроены в иерархическом порядке таким образом, что социальный агент, занимающий вершину в одном субполе, окажется у подножья в другом. Возможно, подняться наверх в одном субполе ему не даст общий низкий рейтинг другого субполя, скажем, этнического, который это субполе занимает в общественной табели о рангах. Индивид поднимается и опускается по общественной лестнице не только индивидуально, но и вместе со своей группой, к которой он принадлежит по классовым, экономическим, образовательным, религиозным или этническим признакам.
Этническое субполе в большинстве стран мира, особенно в крупных, состоит не из одного, а из множества наций, каждая из которых обладает собственным социальным пространством, характеризуемым присущей только ему социальной структурой. Определяет эту структуру история народа. В результате социальное пространство общества еще более дифференцируется и усложняется. Межгрупповая, или межсубполевая, иерархия постоянно модифицируется и изменяется. Итальянская диаспора, в первой четверти XX в. занимавшая низкие рейтинговые позиции вследствие того, что большинство ее представителей занималось неквалифицированным трудом или криминальным бизнесом, к концу XX в. изменила свое положение. И не только в этнической иерархии, но
также в экономической и культурной. Чернокожие американцы, составлявшие подавляемое этническое меньшинство, сегодня прославились своими артистами, музыкантами и бизнесменами. В субполе культурного капитала их место стато совсем иным, изменившись при этом и в других субполях.
Бурдье добавляет, что общий рейтинг этнической группы в одном или нескольких субполях определяется также: а) распределением ее состава вокруг среднетипичного образца, т.е. коэффициентом дисперсии, б) численностью группы, занимающей высокопрестижные или низкопрестижные позиции в конкретных субполях. Иными словами, если группа разнородна, в ней немало тех, кто приобщился к искусству и криминалу, то общий рейтинг группы в иерархии социального пространства будет не только неустойчивым, но и невысоким. Так, среди чернокожих американцев немало не только звезд Голливуда, но и уличных бандитов. Следовательно, у них одинаково многочисленное представительство в высших и низших позициях культурного суб-поля. Иными словами, у данной группы высока дисперсия — статистический показатель отклонения от средней нормы. Он не позволяет сложиться позитивному имиджу этнической группы в общественном мнении. Но вопреки ему, утверждает Бурдье, группа способна к вертикальной мобильности, т.е. продвижению вверх по социальной иерархии, если у нее окажутся эффективными внутригрупповая солидарность, протестное поведение, коллективное противодействие и давление на общество.
Возможности солидарных действий и коллективной мобильности у Бурдье совершенно непонятны в свете его рассуждений о классах. Он отказывается признать их реальными группами, способными создать свою партию, профсоюз, консолидированно выступать на общественной сцене, социализировать свое потомство в духе классовых ценностей, обладать классовым сознанием и т.п. Он так и заявляет: я признаю классы только на бумаге13. У него классы существуют лишь в логическом смысле: их нельзя пощупать, увидеть, передвинуть, свергнуть, уничтожить. Классы — теоретические конструкции, существующие в голове ученого. Его реальные представители могут осознавать свою классовую принадлежность, но как-то очень туманно, приблизительно догадываясь о ней и даже затрудняясь ее сформулировать в анкетном опросе. Возможно, так оно и есть, особенно в постиндустриальном обществе эпохи постмодернизма, когда люди считают социальным предрассудком расовые барьеры, классовую борьбу, политические границы, этническую принадлежность. Они мультикультурали-сты, плюралисты, интернационалисты. Правда, так живет «золотой миллиард» развитых стран, а остальные три четверти землян все еще придерживаются устаревших убеждений. По всей видимости, Бурдье предлагает им побыстрее избавиться от них и принять концепцию «бумажных классов».
Класс у Бурдье — это совокупность агентов, занимающих сходные позиции, находящиеся и подчиненные действию сходных условий, поэтому имеющих все шансы для того, чтобы выработать сходные диспозиции и интересы и, как следствие, сходные социальные практики, т.е. системы социальных действий. Это класс на бумаге. Он существует лишь теоретически. Будучи продуктом объяснительной классификации, он ничем не отличается от тех классов, видов и отрядов животных, которые созданы в зоологии. Такая модель позволяет социологу объяснить и даже предвидеть поведение клас-
Именно так называется одна из глав его книги «Социология политики».
сифицируемых объектов, но не более. Это не настоящий класс, готовый к борьбе. Правильнее его именовать возможным классом.