Тема 4. Социальные общности и группы
Рабочая тетрадь
По курсу «Социология»
Выполнил:
студент группы З – 8201 Фомин Е.П.
Преподаватель: Мещерякова Н.Н.
Дата ____ ______________ 2015 г.
Томск 2015
1. Теоретическая часть.
Тема 1. Социология как наука и как учебная дисциплина.
1. Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие.. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс.
Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях:
Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения
этнография
Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов
экономика _____
Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека
_психология_____
Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей__социология___________________
2. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы – независимо от того, присутствует ли данный индивид.
Правильны ли эти суждения? Обоснуйте свое утверждение.
Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы ___Верно. Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними или совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Определение предмета социологии зависит прежде всего от тех задач, которые стоят перед самим обществом в конкретно-исторической ситуации. Исходя из этих задач, можно предложить следующее определение предмета социологии как научной дисциплины. Социология – это наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования социальных систем; о механизмах действия и формах проявления этих законов в социальной деятельности субъектов_____________________ _____________________________
Ключевым в социологии выступает понятие “социальное” ____ Верно. Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях._____________________________
3. Принято считать, что частная жизнь человека неприкосновенна и это охраняется законами государства; однако социальная жизнь человека регламентируется и контролируется этими же законами. Почему? ____Законы государства описывают многие социальные отношения людей. Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей____
4. Что является предметом изучения социологии?
· Закономерности природного характера
· Закономерности человеческого поведения
· Закономерности общественного развития
· Закономерности экономического развития
5. Постройте схему взаимодействия исторической и социологической наук. Определите их общую предметную область и выделите различия.
Общая область | Различия |
Связь социологии с историей является наиболее тесной и взаимонеобходимой. И история, и социология имеют объектом и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность. | история изучает прошлое общества с акцентом на истоки развития в хронологическом порядке; а социология изучает ставшее общество, раскрывает его современное состояние и функционирование; генезис социальных структур интересует социологию для объяснения современного состояния |
6. В каком соотношении между собой находятся теоретический и эмпирический уровни социологического знания?
· Теоретический уровень определяет эмпирический
· Эмпирический уровень определяет теоретический
· Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии
· Они являются самостоятельными отраслями знания
7. Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном общении.
Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.
Каким образом взаимодействуют эти два уровня социологического знания? ___ Эти уровни тесно взаимосвязаны, т.к. непосредственное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и процессов _____________
8. Социальные законы отличаются от природных тем, что
· Независимы от сознания и желания людей
· Являются не постоянной величиной, а тенденцией
· Включают в себя повторяемость процессов и явлений
· Разделяются на общие и специфические
9. Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?
Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей. - ______ гносеологическая______________________________
Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий. - _____ прогностическая ________________________
Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов. - ____ праксеологическая __________
Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ. - _________ идеологическая ______________________________________
10. Категория социальное обозначает
· Независимость от природных факторов
· Взаимодействие человека и природы
· Природу взаимодействия людей в обществе
· Сочетание интересов людей
Тема № 2. Становление и развитие социологии.
1. Социологический реализм – направление в социологии, принимающее
· Приоритет личности над обществом
· Приоритет общества над личностью
· Взаимозависимость личности и общества
· Структурное изучение общества
2. КТО ЭТО?
Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связей между религией и капитализмом - ______ Карл Маркс ____________
Этот социолог в основу общественного развития положил идеи эволюционизма, взяв примером аналогию между живым организмом и обществом. - ___________________ Г.Спенсер _____________________________
3. Огюст Конт полагал, что позитивный подход к изучению общества выведет социологию на уровень общей науки. Какой фактор он не учитывал? - ___ Он не учел регрессивный фактор развития. Он полагал, что все в мире эволюционирует постепенно и по восходящей, упустив из внимания обратные процессы ____________
4. В чем смысл “новой методологии” Г.Зиммеля? - ___Взаимоотношение индивида и общества в процессе исторического развития. Он утверждал, что общество существует благодаря взаимодействию людей. Изучать такое взаимодействие возможно через создание новой теоретической базы, включающей в себя открытие смысла исторического действия учета роли субъективных факторов. Социология должна исследовать не содержание, а формы общественной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Общество представляет собой взаимодействие индивидов_____________________________
5. Назовите представителей психологического направления в социологии. - ______________
_____ Ч.Кули, Г.Тард, Дж.К. Хоманс_____________ __
Как объясняла идею социального прогресса одна из теорий этого направления – теория подражания? Кто ее автор? - __Автор Г.Тард полагал, что основой социального поведения является подражание. Лидеры – являются настоящими творцами социального мира, включая нормы и ценности. Общество – продукт взаимодействий индивидуальных сознаний, совершаемых через коммуникации. Подражание – главный механизм социального поведения_______________________________________
6. Автором концепции социального действия является
· Макс Вебер
· Огюст Конт
· Валентино Парето
· Чарльз Кули
7. В чем смысл материалистического понимания истории в социологической концепции К. Маркса?- ___Жизнедеятельность общества и групп нельзя объяснить теми представлениями, которые они сами о себе создают, и за идеологическими вопросами не следует видеть основы социальной реальности. По Марксу, эти основы находятся преимущественно в экономике. Таким образом, источником социальных перемен, по Марксу, являются не идеи и ценности, существующие в обществе, а экономические причины, составляющие основу классовых конфликтов, которые, в свою очередь, являются движущей силой исторического развития_________________________________
8. КТО ЭТО?
Этот американский социолог русского происхождения считал главной задачей социологии – нахождение единого принципа, который связывает воедино все смыслы человеческой истории. - _____ П. Сорокин _____________________
Этот американский социолог, будучи одним из основателей структурно – функционального анализа в социологии, предлагал рассматривать общество в виде целостной системы, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях. - __________________
______ Т. Парсонс ______________________________
9. Истоки идеи общественной солидарности лежат в
· Совместном договоре людей
· Общественном разделении труда
· Политической нестабильности общества
· Свойствах общественного сознания
10. Как интерпретирует идею социальной эволюции Ю. Хабермас через категорию “жизненного мира”? Что, по его мнению, является основой социального прогресса? - ____Исходным моментом социологической теории Хабермаса выступает понятие «жизненный мир», в котором существуют наши социальные отношения: работа, семья, друзья. Жизненному миру противостоит «системный мир», состоящий из анонимных и деловых отношений, имеющих место на экономическом рынке и в государственных институтах. Эти два мира обладают качественным признаком различия, которое сводится к понятию рациональности. Жизненному миру соответствует коммуникативная рациональность, системному миру — инструментальная. Изменение типов рациональности происходит на фоне социальной эволюции. Хабермас определяет социальную эволюцию через развитие человеческих познавательных способностей, которые включают как когнитивную, так и производственную деятельность. В основе социального прогресса Ю. Хабермас видит развитие познавательных способностей индивида _________________
Тема 3. Социологическое понимание общества как открытой системы.
1. Специфика социальной системы в отличие от природных заключается в _______________
___ Основным элементом социальной системы являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, носящие устойчивый характер и воспроизводимые в историческом процессе, переходя из поколения в поколение ________________
2. Определите верный с точки зрения системного подхода вариант утверждения:
· Общество – это все, что связано с жизнью людей
· Общество и государство – это понятия тождественные в современном мире
· Общество – это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей
3. Заполните таблицу элементов основных подсистем общества.
Основные элементы | Основные элементы | Основные элементы | |
Экономическая подсистема | отношения, которые возникают в процессе создания, распределения, потребления материальных благ | разработка нефтяного или золотого месторождения, производство любых товаров | цехи, профессии, касты, сословия |
Политическая подсистема | совокупность взаимосвязей таких типов, как государство-общество, государство-партия | группы подразделяются на управляющих и управляемых | гос. управление, управление в семье |
Социальная подсистема | отношения между классами, нациями, конфессиями, разными возрастными, профессиональными и другими слоями | основанная на этнических, демографических, образовательно-культурных, религиозных и других отношениях | заключение брака, получение пособий |
4. Приведите примеры социальных связей в обществе. Укажите их объективность и необходимость, исходя из определения (Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретном обществе в конкретное время для достижения определенных целей.) .- _____Группа людей стоящих в очереди к банкомату, чтобы оплатить обучение. Эта связь носят объективный характер, т.е. не зависят от желания людей, но необходима т.к в случае неуплаты они будут отчислены из университета____________________________________
5. В каком взаимоотношении находятся социальные взаимодействия и социальные взаимоотношения?
· Социальное взаимодействие – самостоятельный акт
· Социальные взаимодействия не связаны с социальными отношениями
· Социальные отношения определяют социальные взаимодействия
· Социальные отношения включают в себя социальные взаимодействия
6. Проанализируйте любое известное вам социальное взаимодействие с позиций действия его механизма ____ Учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, подбирает методический материал в соответствии с учетом интересов студентов. Он мысленно прогнозирует их реакцию: вызовут ли у них интерес те или иные вопросы, примеры; анализируется и то, насколько предложенный материал позволит глубже освоить изучаемую тему и т.д. В ходе занятия студенты воспринимают материал в зависимости от того, насколько они считают данную науку важной для своей подготовки, насколько логично, убедительно, доходчиво подается материал. Одним интересно, они увлеченно работают; другим – неинтересно, но они не хотят осложнений и тоже записывают, работают, третьим также неинтересно, но они не считают нужным это скрывать. Готовясь к новой встрече со студентами, преподаватель корректирует программу своих действий с учетом результатов предыдущего занятия, углубляет одни разделы, облегчает другие, уясняет для себя, какой стиль взаимоотношений желательно избрать – стоит ли усилить контроль за дисциплиной или следует вызвать интерес, связав изучаемый материал с профилем специальности студентов.__________________________
7. Субординация в ряду системных качеств означает
· Определенную согласованность элементов
· Подчиненность и соподчиненность элементов
· Относительную самостоятельность элементов
· Независимое расположение элементов
8. Какой принцип положен К. Марксом в основу формационной типологии обществ? Назовите основные формации. _____в марксистской типологии обществ за основу классификации брался способ производства. Способ производства представлял собой не просто определенную технологию, а именно совокупность качественно различных производительных сил, куда входят средства труда и предметы труда, и соответствующих им производственных отношений. Формации: бесклассовую (первобытнообщинную), классовую (рабовладельческий, феодальный и капиталистический социально–экономические устройства) и бесклассовую в виде коммунистической_____________________________
9. Отнесите данные общественные системы к закрытому или открытому типу общества:
США середины 80-х годов – открытый, Афинскаяреспублика – открытый, Спарта – закрытый, средневековая Япония – закрытый, Новгородская республика – открытый, современная Франция – открытый, фашистская Германия – закрытый, сталинский Советский Союз – закрытый_
10. Составьте таблицу основных признаков технологических стадий развития общества по Д. Беллу, Р.Арону, У. Ростоу
Доиндустриальная стадия | Индустриальная стадия | Постиндустриальная стадия | |
Форма собственности | Опосредованная | Частная на средства производства | Социальная, государственная |
Основные институты | Армия, церковь | Банки, заводы, фабрики | Университет |
Основная сфера производства | Аграрная (сель- ское хозяйство) | Промышленность | Информация и услуги |
Принципы образования соц. структуры | Сословно- кастовая, принудительная | Экономическая зависимость | Мобильная, функциональная |
Характер культуры | Инерционная, консервативная | Развивающаяся | Инновационная, гуманистическая |
Тема 4. Социальные общности и группы
4.1.Дайте определениесоциальной общности. Это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, отличающаяся относительной самостоятельностью и выступающая субъектом социального действия и взаимодействия
4.2.Почемуобщий признак для социальной общности должен быть доминирующим? Общий признак определяет специфику общности, отделяя ее от других подобных
4.3.Стихийные группы – это.Кратковременные объединения большого числа лиц , часто с весьма различными интересами, собравшихся по определенному поводу и демонстрирующих совместные действия
4.4.В чем основное отличиепублики от аудитории? Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с субъектом информации, в то время как для публики объединяющим началом является сходство мнений
4.5.Перечислите основные отличиясоциальных групп от массовых общностей.
Социальная группа | Массовая общность |
Однородная Устойчивая, стабильная Прочные связи и взаимодействия, общая цель | Случайный состав Кратковременная Поверхностная, направленная на определенное действие |
4.6.Данынекоторые социальные группы: семья, производственная бригада, группа друзей, группа туристов, студенческая группа, небольшое политическое объединение, деревня. Какие из этих групп будут первичные, какие – вторичные?
Первичные | Вторичные |
семья, группа друзей, деревня | производственная бригада, группа туристов, студенческая группа, небольшое политическое объед-е. |
4.7.Какими характеристикамиопределяется формальная группа, и для каких целей она существует? Структура определена внешними факторами, члены группы взаимодействуют в рамках официальных документов. Группа существует для выполнения официальных задач
4.8.Дайте определениереферентной группы. Попробуйте назвать свою референтную группу. Референтная группа – группа, с которой личность идентифицирует себя и в которую стремится попасть и занять в ней достойное место. Моя референтная группа – клуб заводчиков немецких овчарок
4.9.Что являетсяглавным элементом отношений в коллективе? Предметная, социально полезная деятельность, которая основана на взаимной ответственности, уважении друг к другу, контактности, организованности и информированности