Приведение примеров, иллюстрирующих обществоведческие явления или процессы
В случае, когда требуется раскрытие на примерах определенных теоретических положений обществоведения, вам необходимо сначала определить для себя саму эту теоретическую позицию, а уже затем подбирать раскрывающие ее примеры из социальной практики или теоретического раздела курса. Задание это позволяет проверить, насколько уверенно вы ориентируетесь в теоретическом материале, можете ли соотнести понятия и идеи с конкретными социальными явлениями, тенденциями. Например, вам может быть предложено проиллюстрировать примерами процесс становления в Российской Федерации многопартийной системы. Вы должны будете назвать основные партии, участвующие в выборах в Государственную думы, выборы иных уровней, выход партийных изданий, деятельность крупнейших партий между выборами и т.д.
Пример:
Подтвердите любыми двумя примерами, что одной из ведущих тенденций современного мира является интеграция, сближение между собою стран и народов.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | Балл |
В ответе могут приводиться такие примеры: | |
1) распространение современных электронных средств связи, которые позволяют стремительно передавать информацию из одного региона мира в другой; 2) формируется мировая экономика, регулируемая из единого центра, ее институтами становятся Мировой Банк, Международный валютный фонд, транснациональные корпорации. 3) объединяет страны и глобальный характер угроз – экологические, техногенные катастрофа, войны, терроризм, значима регулирующая позиция ООН 4) Примером действия интеграционных процессов служит создание Европейского Союза и единой европейской валюты – евро, единого эмиссионного центра, Европейского банка, Европарламента, иных структур Евросоюза | |
Правильно приведены два примера | |
Правильно приведен один пример | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Решение познавательных задач
Решение познавательной задачи – одно из заданий, предлагаемых в части С. Это задание имеет высокий уровень сложности. В задаче обязательно должно быть сформулировано условие, содержащее значимую социальную проблематику, а в ответе предлагается ее решение, аргументация выводов.
Пример.
Существует высказывание «Чтобы ни придумали ученые, все равно в результате получается новое оружие». Является ли данное утверждение доказательством того, что общественный прогресс связан только с разработкой новых вооружений, средств уничтожения людей? Сформулируйте суждение по приведенному высказыванию. Приведите один из аргументов в обоснование своей точки зрения.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | Балл |
В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1)Сформулировано суждение: Данное утверждение не является доказательством того, что общественный прогресс связан только с разработкой оружия. 2) Высказаны аргументы, например: · Далеко не все научные изыскания связаны с оружием, например, исследования в области медицины, биотехнологии, мирного исследования космического пространства и т.д.; · помимо создания новых видов оружия – прогресс техники и технологии связан с медициной, разработкой новых способов лечения людей, способов борьбы с тяжелыми заболеваниями; | |
Сформулировано суждение и приведен аргумент | |
Сформулировано суждение ИЛИ приведен аргумент | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл за полный ответ |
Задания к тексту.
К каждому тексту сформулированы по три вопроса. По сути, вопросы к тексту могут содержать и примеры, и задачи, и запрос на прояснение слов автора, и необходимость формулировки собственного суждения по поводу авторского текста. Вопросы различаются своим уровнем сложности. Первый главным образом ориентирован на понимание содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Второй и третий вопросы нацеливают на интерпретацию материала текста, его дополнение знаниями обществоведческой теории и социальной практики.
Пример:
«Эволюция, по пути которой прошли многие народы Запада, показала свои преимущества. Во-первых, в отличие от революций с их бурным разрушительным пафосом, эволюционная форма дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму. Следовательно, устаревшие догматические схемы прошлого необходимо отбросить, но при этом нельзя из истории вычеркнуть и революции с их своеобразными закономерностями и решительностью.
Диалектика такова: когда эволюционное развитие общества становится невозможным, наталкиваясь на объективные и субъективные преграды, на смену приходит революция, способная их устранить и вновь расчистить дорогу эволюции. При вариативности исторического процесса эволюция и революция являются двумя формами социального прогресса.
1.Какова главная идея приведенного фрагмента? Найдите в тексте цитату, раскрывающую ее. Озаглавьте текст.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | Балл |
В ответе может быть приведено: 1) Главная идея – сопоставление двух основных форм прогресса – эволюции и революции, при выявлении преимуществ первой; 2) Текст может быть озаглавлен «Формы общественного прогресса» или «Эволюция и революция»; 3) Приведена цитата: «При вариативности исторического процесса эволюция и революция являются двумя формами социального прогресса» | |
Приведены верно два из положений | 2 |
Приведено верно одно из положений | 1 |
Ответ неправильный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
2. В каких случаях в обществе происходит революция, по мнению автора? В чем заключается значимость революций? Подтвердите слова автора любым примером из истории.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | Балл |
В ответе должны содержаться следующие элементы 1) революция происходит тогда, когда нет возможности для эволюционного развития 2) революции необходимы, чтобы расчистить дорогу эволюционным преобразованиям 3) Пример: Английская революция 17 века, Французская революция 18 века. - | |
Правильно сформулированы обе позиции и приведен пример | 2 |
Правильно сформулирована одна из позиций позиция и приведен пример ИЛИ Правильно сформулированы две позиции, пример приведен неверно, или отсутствует | 1 |
Сформулирована любая позиция или приведен пример ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
3.Что, с вашей точки зрения, вкладывается автором в формулировку «цивилизованная форма социального прогресса»? Укажите две любые ее отличительные черты. Подтвердите свои слова любым примером из истории.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | Балл |
В ответе должны содержаться позиции: 1) Сформулировано утверждение: Цивилизованная форма – та, которая предполагает наименьшее применение насилия, требует меньших жертв и затрат со стороны общества. 2) Приведены отличительные черты: · широкая социальная основа (уровень поддержки); · продуманный, компромиссный характер преобразований; · постепенность перемен; · готовность к ним общества; · согласование действий сверху с импульсами, идущими снизу, от народа, от общества. 3) Приведен пример: · реформы Ш. де Голля во Франции; · «бархатные революции» в Восточной Европе; · демократические преобразования в Испании после смерти Ф.Франко и т.д. Могут быть приведены другие примеры. | 3 |
Сформулировано утверждение, приведены две отличительные черты, правильно приведен пример | 2 |
Сформулировано утверждение, приведена одна отличительная черта, правильно приведен пример ИЛИ Сформулировано утверждение, приведены две отличительные черты, пример не приведен ИЛИ Сформулирован утверждение, отличительные черты не приведены, приведен один пример | 1 |
Приведен любой один элемент ответа ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |