Процедурный раздел программы социологического исследования, характеристика ее основных частей
Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования (подготовки исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ). Можно выделить методологические, методические и организационно-технические процедуры, общей целью которых является получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе.
Процедурный раздел программы социологического исследования является концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований.
Рабочий план исследования определяет последовательность исполнения основных процедурных мероприятий в определенный период времени. В нем предусматриваются такие этапы, как этап подготовки к исследованию, этап полевого исследования, этап обработки первичной информации, этап анализа социальной информации, составления отчета и разработки рекомендаций. В плане также предусматриваются организационные вопросы (ответственные за конкретные виды работ, форма отчетности и контроля, финансовые затраты и т.д.).
В процедурную часть программы социологического исследования включается также характеристика применяемых в ходе его осуществления методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура применяемого инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Разработка анкет и другого инструментария также является сложной и ответственной частью подготовительного этапа. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.
При планировании социологического исследования важная роль отводится выбору методов сбора первичной социологической информации. Для их правильного выбора необходимо тщательно продумать их соответствие целям и задачам исследования.
Сбор социальной информации осуществляется, как правило, следующими основными методами: опрос, наблюдение, изучение документов и социальный эксперимент.
Опрос – это метод получения социальной информации в процессе общения исследователя с представителями выборочной совокупности. В социологии тех, кто опрашивается, называют респондентами. Опрос дает информацию в форме знаний, мнений, мотивов, установок и ориентации респондентов. Опрашивая, можно получать информацию как о социальных процессах (в виде знаний респондентов о тех или иных социальных фактах), так и о самих респондентах (мнения, мотивы и т.д.). Преимуществом метода опроса является то, что другими методами практически невозможно «взглянуть» во внутренний мир личности. В то же время информация, полученная в ходе опроса, не всегда бывает полной (респонденты могут не знать те или иные факты) и объективной (респонденты могут отвечать неискренне, ошибаться и т.д.). Выделяются такие формы опроса, как анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос и социометрический опрос.
Анкетирование – способ получения информации в процессе опосредованного общения исследователя и респондента. Респондент непосредственно взаимодействует с анкетой, читая обращенные к нему вопросы и отвечая письменно на них. Работник, проводящий анкетирование (анкетёр), не может сам задавать респонденту вопросы, т.е., он теряет контроль над опросом в момент раздачи анкет. Анкета же представляет собой исследовательский документ, содержащий информацию об исследовании (организация, которая проводит исследование, цель исследования), инструкцию по заполнению анкеты и собственно вопросы, обращенные к респонденту.
Вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные). Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнений, пониманий, ожиданий, планов на будущее и т.п. Вопросы о фактах поведения связаны с поступками, действиями, результатами деятельности людей.
Вопросы о личности респондента (на языке социологов – «паспортичка») образуют социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, национальность, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондентов.
Открытые вопросы рассчитаны на то, что ответы респондент сформулирует самостоятельно, поэтому не содержит никаких вариантов ответов. Преимущество открытых вопросов в том, что они дают респонденту выразить свое мнение во всей полноте и в подробностях, самостоятельно, без подсказки, сформулировать ответы. При помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию, чем при помощи закрытых вопросов. Вместе с тем, необходимость самостоятельно сформулировать ответ, особенно, когда таких вопросов в анкете много, приводит к тому, что большая часть вопросов остается без ответа.
Закрытым вопрос является в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Преимуществом закрытого вопроса является высокая степень заполняемости и удобство в обработке. Однако при этом исследователь может оказаться в плену у собственного понимания проблемы: варианты ответов он формулирует, исходя из гипотез. И, таким образом, он навязывает, вольно или невольно, эти гипотезы респондентам. В итоге может получиться, что исследователь получает информацию, которую и ожидал (а она может быть искаженной). Поэтому часто в анкете применяют полузакрытые вопросы.
Полузакрытые вопросы предусматривают как варианты ответов, так и возможность сформулировать ответ, если варианты не устраивают респондента.
Прямой вопрос предполагает получение ответа, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый (например, «Удовлетворены ли Вы своей работой?»). Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле.
Косвенный вопрос ставится в случае, если затронуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказываться откровенно. Наиболее распространенный способ замены прямых вопросов косвенными – перевод из личной формы в безличную. Так, вместо личного прямого вопроса «Как вы считаете» – задают косвенный, безличный: «Некоторые полагают, что ... Какие суждения, по Вашему мнению, наиболее справедливы?». Ожидается, что опрашиваемый выберет те суждения, которых он сам придерживается.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы – фильтры) проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую её часть. Для того, чтобы отделить интересующую исследователя часть респондентов от всех других, и задается вопрос-фильтр. Например, «Занимаетесь ли Вы рационализаторской деятельностью?». На следующий вопрос о трудностях внедрения рацпредложений или об их экономической эффективности отвечают только те, кто занимается такого рода деятельностью.
С помощью контрольных вопросов уточняют, дополняют сведения, полученные в основных вопросах. Например, вопрос: «В какой мере Вы довольны своей работой?» – дополняется двумя контрольными: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» и «Если бы Вы временно не работали и могли выбирать новое место работы, вернулись бы на прежнюю работу?».
Интервьюирование – метод получения информации в процессе непосредственного общения с респондентом. Работник, который проводит интервью, называется интервьюер. Он задает вопросы не спонтанно, а по заранее заготовленному бланку интервью. Достоинством интервьюирования является возможность учета личностных особенностей респондента (пол, возраст, уровень образования, общая культура), формулировки и уточнения вопросов и ответов по ходу беседы. Однако, в отличие от анкетирования, «производительность труда» при интервьюировании низкая: эта процедура занимает гораздо больше времени.
Экспертный опрос – метод получения информации в процессе общения с компетентными по обсуждаемой теме лицами (экспертами). Он может проводиться как в форме интервью, так и виде анкетирования. Ценность экспертного опроса заключается в определении достоверности данных массовых опросов, тенденций социальных процессов, которые могут быть незаметны для обыденного сознания. Такой опрос также используется при аттестации кадров. Экспертный опрос также эффективен при разведывательном исследовании, так как эксперты могут помочь при осмыслении или уточнении сути социальной проблемы и выдвигаемых гипотез.
Социометрический опрос – метод получения информации о внутригрупповых процессах (групповой динамике) путем опроса членов малой группы о взаимных предпочтениях. При помощи социометрического опроса выявляется уровень внутригрупповой сплоченности, конфликтности, определяются лидеры, авторитеты, фавориты, аутсайдеры и другие социальные статусы в группе.
Вторым после опроса по частоте применения методом сбора социальной информации является наблюдение. Наблюдение – метод сбора социальной информации путем регистрации особенностей специально организованного и целенаправленного восприятия каких-либо социальных явлений и процессов (взаимоотношений людей, поведенческих актов, трудовых или иных действий и т.д.). Наблюдатель в специальном бланке фиксирует все факты, которые представляют интерес с точки зрения целей и задач исследования. Это позволяет в дальнейшем подвергать обработке полученную информацию. Наблюдение бывает включенным и не включенным. Различие между ними состоит в позиции наблюдателя – внутри или вне наблюдаемого объекта. При включенном наблюдении исследователь становится одним из членов наблюдаемой группы или представителем общности (член бригады, отдела и т.д.). При этом наблюдаемые связи и отношения становятся более понятными. В то же время трудно оставаться беспристрастным и объективным, поскольку наблюдатель связан с интересами наблюдаемой группы.
Анализ документов – метод сбора социальной информации, зафиксированной в различных документах. Под документами понимается всякий носитель информации в письменной форме, в виде аудио или визуальных материалов – личные документы, документы о личности (личный листок учета кадров, например), письма, мемуары, газеты, журналы, фото-, кино-, радио-, телематериалы, статистические отчеты и т.д. Документы могут носить информацию, которую методом опроса или наблюдения не всегда удается получить. Это касается и фактов прошлого. Документы могут изучаться двумя способами. Качественный анализ применяется при изучении уникальных документов и нацелен на осмысление зафиксированной информации. Формализованный (количественный) анализ применяется при изучении большого количества документов. При этом выделяются определенные единицы информации (наиболее часто употребляемые слова, например). В дальнейшем фиксируется, с какой частотой и периодичностью появляются эти единицы. Обычно такой метод называется контент-анализом.
Социальный эксперимент – метод сбора социальной информации при помощи специально организованной социальной ситуации. Обычно социальная информация собирается в условиях, являющихся типичными, обыкновенными для объекта. При социальном эксперименте создаются нетипичные, нестандартные условия для определенной группы выборочной совокупности. В дальнейшем при помощи опроса, наблюдения или изучения документов фиксируются изменения во взаимоотношениях, поведении, мнениях участников эксперимента.
Обработка материалов социологического исследования включает в себя ряд этапов, каждый из которых требует решения организационных, технических, методических, а подчас и теоретических проблем. Необходимо подчеркнуть взаимосвязь этапа обработки информации с другими этапами исследования. Многие аспекты обработки информации должны учитываться при разработке программы исследования, составлении анкеты, при определении стратегии выборки, а также в оценках сроков, стоимости и трудоемкости всего проекта.
Общая структура обработки социологической информации включает в себя следующие компоненты:
Редактирование и кодирование информации. Основное назначение данного этапа состоит в унификации и формализации информации, которая была получена в ходе исследования (опроса). Часть анкетной информации заранее формализована: даны возможные варианты ответов и проставлены их цифровые коды. Однако, часто в таких ответах встречаются описки, нечеткое написание и т.п., что устраняется при редактировании собранных анкет. Другой тип собираемых данных представляют ответы на открытые вопросы. Их группировка и последующее кодирование также является задачей этого этапа.
Перенос данных на машинные носители. Объем информации, собираемой в ходе социологического исследования, как правило, достаточно велик. Среднее по объему исследование дает не менее нескольких тысяч единиц (байт) информации, а в некоторых случаях это число достигает миллионов. Обработка таких массивов данных без применения современных ЭВМ крайне трудна и малоэффективна. Применение средств вычислительной техники требует, чтобы обрабатываемая информация находилась на специальных носителях. Перенос данных с анкет на такие носители информации составляет содержание этого этапа.
Ввод данных в ЭВМ.Находящиеся на носителях информации данные исследований вводятся в ЭВМ и организуются в ней в соответствии с требованиями используемого пакета программ обработки социологических данных. Этот этап реализуется, как правило, специалистами вычислительного центра.
Проверка качества данных и коррекция ошибок. Введенная в ЭВМ и соответствующим образом организованная информация исследования во многих случаях содержит более или менее серьезные ошибки. Причины их возникновения разнообразны - это и ошибки опрашиваемых при заполнении анкет, и ошибки перенесения кодов на машиночитаемые носители информации, и ошибки технических устройств ЭВМ и т.д. Однако, независимо от их источника необходимо выявить и исправить все ошибки сразу после ввода данных в ЭВМ, до перехода к этапу анализа информации.
Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо не отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Связано это с тем, что подчас сложно бывает непосредственно измерить изучаемую характеристику. Для ее получения может потребоваться выполнение ряда преобразований собранных данных. Создание переменных является этапом в некотором смысле обратным этапу операционализации понятий - переменные выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования, и в этом случае сами вопросы являются переменными.
Статистический анализ. Этот этап является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются искомые статистические закономерности и зависимости.
Заключение
В данной работе была предпринята попытка ответить на ряд поставленных в задании вопросов:
1) исследовать общество как исторически развивающуюся систему, определить основные признаки общества;
2) установить основные типы и виды социальных взаимодействий;
3) дать характеристику основных частей процедурного раздела программы социологического исследования.
Для решения поставленной задачи в необходимом объеме были изучены соответствующие литературные источники, материалы социологических исследований.
Данная работа может быть использована для общего краткого ознакомления с вышеобозначенными вопросами.