Понятие научной парадигмы в концепции Куна
КАЗАНЬ
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2-3;
1.Определение научной парадигмы………………………………………….3-4;
2.Понятие научной парадигмы в концепции т.Куна………………………..4-5;
3. Развитие науки в общепризнанных рамках парадигмы………..……..…5-8;
4.Кризис в науке……………………..……………………………………......8-9;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……....9-10;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………....…………………………..11;
Введение
Обращение Поппера к проблемам изменения знания подготовило почву для поворота философии науки к истории научных идей и концепций. Однако построения самого Поппера все еще носили умозрительный характер и их источником оставались логика и некоторые теории математического естествознания. Первой методологической концепцией, получившей широкую известность и опиравшейся на изучение истории науки, была концепция американского историка и философа науки Томаса Куна (1922–1996). Он готовил себя для работы в области теоретической физики, однако еще в аспирантуре с удивлением обнаружил, что те представления о науке и ее развитии, которые господствовали в конце 40-х годов в Западной Европе и США, очень сильно расходятся с реальным историческим материалом. Это открытие подстегнуло его к более глубокому изучению истории науки. Рассматривая, как фактически происходило установление новых фактов, выдвижение и признание новых научных теорий, Кун постепенно пришел к собственному оригинальному представлению о науке. Это представление он выразил в принесшей ему большую известность книге «Структура научных революций» (1962), которая вскоре была переведена на многие языки мира. В 1970 г. в США было осуществлено ее второе, дополненное издание.
Со временем появилось множество публикаций, в которых так или иначе используют, пропагандируют, критикуют концепцию Куна. Именно этот труд окончательно сверг стандартную концепцию науки и заставил представителей современной социологии знания и социологии науки радикально переосмыслить свои теоретико-познавательные знания.
У Томаса Куна в историографии и философии науки преобладал кумулятивистский (от лат cumulatio - увеличение, накопления, накопления) взгляд на науку, согласно которому развитие науки представлялось как постепенное, с эволюционным ростом того, что однажды было познано. Труд ученого сводился к поиску фактов, на основании которых шаг за шагом стояли теории.
Кун решительно выступил против такого образа науки и попытался доказать, что развитие науки происходит не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через периодический слом традиционных представлений, то есть через научные революции. Таким образом, история науки предстает как конкурентная борьба между различными научными сообществами за утверждение нового научного мировоззрения, который предусматривает не только смысловое поле целостного видения положения дел в науке, но и совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных ориентиров. Это мировоззрение Кун назвал парадигмой (от греч paradeigma - пример, образецок).
Определение научной парадигмы
Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы. Итак, парадигма (по-гречески paradeigma — образец, пример для подражания) предлагает для научного исследования набор образцов решения проблем, в чем и заключается ее важнейшая функция. Наконец, задавая определенное видение мира, парадигма очерчивает круг имеющих смысл и подлежащих решению проблем, и все, что не попадает в данный круг, с точки зрения сторонников парадигмы, рассмотрения не заслуживает. Поэтому она определяет, какие в принципе факты могут быть получены в результате эмпирического исследования — не конкретные результаты, но тип фактов.
Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта парадигмы:
1) парадигма – это наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрение;
2) парадигма – это дисциплинарная матрица, характеризующая которые объединяют специалистов в данное научное сообщество;
3) парадигма – это общепризнанный образец, шаблон для решения задач-головоломок. (Позднее, в связи с тем, что это понятие парадигмы вызвало толкование, неадекватное тому, какое ему придавал Кун, он заменил его термином «дисциплинарная матрица» и тем самым ещё более отдалил это понятие по содержанию от понятия теории и теснее связал его с механической работой ученого в соответствии с определенными правилами.)
С понятием парадигмы очень тесно связано понятие научного сообщества. Более того, в некотором смысле эти понятия синонимичны. В самом деле, что такое парадигма? Она представляет собой некоторый взгляд на мир, принимаемый научным сообществом. А что такое научное сообщество? Оно представляет собой группу людей, объединенных верой в одну парадигму.
Понятие научной парадигмы в концепции Куна.
Содержание понятия парадигмы в концепции Куна так и осталось не до конца понятным, однако при первом приближении можно сказать, что парадигма есть совокупность научных положений, которые в определенный период времени признаются всем научным сообществом. Парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение некоторого времени направляющих научное исследование. Примерами подобных парадигмальных теорий являются физика Аристотеля, геоцентрическая система мира Клавдия Птолемея, механика и оптика И. Ньютона, кислородная теория А. Лавуазье, электродинамика Дж. Максвелла, теория относительности А. Эйнштейна, теория строения атома Н. Бора и т. д. Таким образом, парадигма воплощает в себе бесспорное, общепризнанное на данный момент времени научное знание об исследуемой области явлений природы.
Однако, говоря о парадигме, Кун имеет в виду не одно лишь знание, выраженное в законах и принципах. Ученые, создавая ту или иную парадигму, не только формулируют некоторую теорию или закон, но и предлагают решение одной или нескольких важных научных проблем и тем самым дают образцы того, как следует решать проблемы. Оригинальные решения создателей парадигмы в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде в дальнейшем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают свою науку. Усваивая в процессе обучения эти классические образцы решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой изучения тех природных явлений, которые образуют предмет данной научной дисциплины.