Сфера образования и ее структура
Сфера образования является сложной системой. Она включает в себя не только учебный процесс, процесс социокультурного развития человека, но и все то, что непосредственно или опосредственно воздействует на эти процессы.
В современном образовании взаимодействуют две формы обучения – информативная и проблемно-ситуационная. В последнем случае акцент делается на технологии, предусматривающие реальное участие обучающихся в проективных ситуациях, выполнение ими практических заданий.
Система образования включает в себя несколько ступенек: дошкольное, школьное (начальное, неполное, среднее), высшее.
Выделяют также профессиональное и непрофессиональное образование (или общее). Ныне так и называется Министерство - общего и профессионального образования.
Непрофессиональное (общее) образование охватывает детское образование и образование взрослых. В первом случае имеются в виду детские сады, ясли, студии, кружки, школьное обучение, семейное образование, репетиторство и т.д. Во втором – самообразование, виды обучения, ориентированные на развитие общей культуры, удовлетворения любительских интересов, на подготовку к досуговым и бытовым занятиям.
Профессиональное образование представлено в нашей стране профессионально-техническими училищами, курсами подготовки к профессиям, ученичеством на рабочих местах, среднеспециальными учебными заведениями, гимназиями, колледжами, университетами, академиями, институтами, курсами повышения квалификации, аспирантурой, докторантурой.
В самой системе высшего образования (в отличие от советского периода) появились новые моменты. Во-первых, они связаны с выделением уровней высшего образования (неполное высшее образование – 2 года; бакалавриат – 4 года, специалист – 5 лет, магистратура – 6 лет); во-вторых, с обучением на бюджетной и коммерческой основе. В связи можно говорить, как и в других странах, в России о существовании массового и элитарного образования. Однако проведенные социологические исследования свидетельствуют как о «плюсах», так и значительных «минусах» обучения в коммерческих учебных заведениях нашей страны.
Как составная часть общественной жизни сфера образования, с одной стороны, подвержена влиянию других сфер, с другой – сама оказывает влияние на них. Это взаимное влияние является многообразным, имеющим целый ряд последствий, результатов.
Так, в результате влияние других сфер на сферу образования происходит изменение предметного содержания учебного процесса, его методов, технологий, изменяется модель образования в целом. Под воздействием других сфер преобразуется инфраструктура сферы образования, технические и другие средства ее жизнеобеспечения. Следствием этого влияния может быть изменение структуры составляющих сферу образования субъектов, микро- и макрокультурной среды учебного процесса.
В свою очередь сфера образования оказывает воздействие на все стороны жизнедеятельности общества. Это находит свое выражение прежде всего в воздействии на социальную структуру общества (ее сохранение или преобразование, ее статику и динамику). Проявляется это не только через «вливание» новых кадров в такие элементы социальной структуры, как социально-профессиональная, трудовые коллективы, классы, интеллигенция, работники умственного и физического труда, сельское и городское население и т.д. Прямо или косвенно это проявляется также через участие учащихся и обучающихся в различных отраслях общественного производства (в материальном производстве, в управлении, науке, искусстве и т.д.), т.е. когда они занимаются внеучебной деятельностью.
В сферу образования входит также и инфраструктура: виды учебно-вспомогательной деятельности и организационные структуры, обеспечивающие учебный процесс, лаборатории, мастерские, опытные участки и базы, экспериментальные полигоны, научно-исследовательские отделы работающие непосредственно на образование, на повышение его эффективности, производственно-технические учебные модули и т.п., а также отделы технических средств обучения, компьютеризации учебного процесса и т.д.
Наконец, инфраструктура образования обеспечивается своей специальной финансовой деятельностью.
Инфраструктура образования дополняется системой медико-социальных оздоровительных учреждений (летние и зимние спортивные школьные или студенческие лагеря и базы отдыха, учреждения санаторно-курортного типа, некоторые из которых совмещают лечение и обучение), досуговые организации и мероприятия. Особое место в инфраструктуре занимают общественные организации школьников, студентов, объединенных по интересам (спортивные, исторические и патриотические клубы, творческие союзы, общественно-политические, экологические и др. организации). Появление их и растущее общественное влияние говорят о растущей активности молодежи в современном мире.
§ 3. Учебный процесс: сущность, содержание, структура
Учебный процесс можно охарактеризовать как последовательную цель сменяемых друг друга форм деятельности обучающих, обучаемых и обслуживающих учебный процесс отдельных лиц, структур, объединений.
Структура учебного процесса в специальной литературе1 рассматривается в трех измерениях.
1. В фазах, формах воспроизведения и реализации нормативных моделей деятельности и образования, их требований и ориентиров. В этом случае речь идет об учебных программах, именах, методах (технологиях) учебной деятельности.
2. Как взаимодействие учащихся и преподавателей, т.е. реальный процесс учебных занятий.
3. Как взаимодействие учебных и внеучебных факторов в образовании учащегося.
Важнейшими составляющими учебного процесса являются учебные дисциплины, учебные планы и программы.
Учебные дисциплины могут классифицироваться по разным основаниям1.
По отношению к профилю образования выделяют дисциплины профилирующие, смежные, общеобразовательные (развивающие общую культуру) и др.;
по форме учебного материала – теоретические (фундаментальные), фактологические (прикладные), аналитические, практические (прикладные, технологические) и др.;
по технологии преподавания – информативно-ознакомительные, проблемно-тематические, инструктивные, аудиторные (без специальных лабораторных средств), опытно-лабораторные (в лабораторных условиях), опытно-практические (в естественных условиях практической деятельности) и др.;
по обязанности изучения – обязательные для всех обучающихся, обязательные для части обучающихся (по «узкой специализации», например), изучаемые по выбору, факультативные по интересам и др.;
по стандартизации методик и технологий преподавания – стандартизованные, индивидуальные и др.;
по характеру общения преподавателя и учащегося – постоянный непосредственный контакт в ходе учебных занятий, периодический контакт (контроль), самообучение (с результирующим контролем) и др.;
по составу участвующих в занятии – поточные (для различных групп учащихся), групповые (для учащихся с единой формой, содержанием обучения), индивидуальные (с общим или индивидуальным планом обучения) и др.
Могут быть предложены и др. классификации.
Важным является вопрос интереса учащихся к учебным дисциплинам.
Он исследуется с использованием различных шкал2.
Нечаев В.Я. предлагает следующую шкалу:
- глубокий личный интерес («любимый процесс»);
- инструментальный интерес («… изучение помогает понимать факты, глубже усваивать учебный материал»);
- интерес на статус дисциплины («нужно изучать, чтобы иметь успеваемость»);
- интерес отсутствует («…не желаю изучать…»);
- крайне негативное отношение («испытываю неприязнь, раздражение к учебному предмету», «вызывает скуку»).
Учебные планы и программы являются важнейшими документами в организации и реализации учебного процесса. Они составляются на основе Государственных стандартов1. Учебные программы имеют два вида: 1) примерные программы как ориентация изучения той или иной дисциплины в масштабе всей страны и 2) рабочие программы, разрабатываемые на основе примерных программ и учитывающие особенности региона, специфику вуза, факультета и т.д.
Методы в учебном процессе.
Дается различная их классификация.
К примеру, Ю.К. Бабонский2 выделяет три группы методов:
1) организации и осуществления учебного процесса (словесные, наглядные, практические, методы индукции, дедукции, репродукции, методы проблемно-поисковые, самостоятельной работы и руководства учителя);
2) методы стимулирования и мотивации учения (стимулирования и мотивации долга и ответственности);
3) методы контроля в обучении.
В.Я. Нечаев (см. указ. соч., с. 118-123) дает свою классификацию методов. Он выделяет ориентационно-познавательные, адаптивно-развивающие, побудительно-мотивационные и коммуникативно-организационные методы.
Наряду с методами различают методики, т.е. адаптированность метода к условиям, требованиям объекта. Методика – это частное применение общего метода.
Ныне актуален вопрос об активных, интенсивных методах обучения.
Их особенностью являются:
1) самостоятельность, суверенность;
2) свобода выбора;
3) своеобразие и индивидуальность;
4) интенсивное обучение;
5) использование эффекта социального, коллективного общения;
6) использование наиболее богатых технологий и соответствующей структуры учебного процесса.
Нередко наряду с термином «метод» пользуются понятием «технологии».
Фактически технологии – это совокупность приемов, методов и действий, с помощью которых достигаются поставленные цели в той или иной области, в данном случае в учебном процессе.
Учебный процесс носит циклический характер.
В каждом цикле (курс обучения, учебный год, семинар, учебная неделя, тема занятия и пр.) выделяются три фазы (этапы действия): подготовительный как предварительная фаза действия; оперативный как фаза непосредственного действия и результирующий как фаза завершающего действия.
На предварительном этапе корректируются цели обучения, выбираются оптимальные средства учебного занятия, учебный материал перерабатывается в приемлемую дидактическую форму, учащиеся ориентируются в целях, задачах обучения.
На оперативном этапе мобилизуются действия учащихся по освоению поставленных перед ними задач. Деятельность же преподавателей проявляется в форме лекций, демонстрации опыта, инструктировании, консультировании и т.д. С помощью текущего контроля корректируется деятельность учащихся.
На результирующем этапе осуществляется контроль, оценивается выполнение заданий, содержание и качество учебных занятий, достигнутый результат, санкционируется и побуждаются последующие действия обучаемых и обучающих.
Каждому этапу цикла соответствуют свои технологии.
На предварительном этапе такими технологиями выступают: проектирование учебных программ, методик, планов учебных занятий, средств, материалов к занятиям учащихся, подготовка соответствующей инфраструктуры.
На оперативном этапе такими технологиями могут быть: урок, лекция, семинар, лабораторные занятия, практикум, учебная игра, экскурсия, курсовой и дипломный проект, самостоятельная работа по выполнению учебных заданий, кинолекция, компьютерный урок и т.д.
На результирующем этапе основными технологиями являются: экзамен, контрольная работа, зачет, собеседование, коллоквиум, учебная практика, тестовая проверка (в том числе с использованием компьютерных средств), конференция и т.д.
Практика показывает актуальность следующих проблем:
- внедрение новых и реконструкция старых технологий;
- применение новых технологий в условиях непрерывного образования, самообразования;
- преобразование учебных технологий на основе достижений НТР, новейшей инфраструктуры образования;
- необходимость взаимосвязей технологий учебной и внеучебной деятельности;
- о преподавании отдельных дисциплин в более сжатые сроки (особенно в условиях договорных отношений вузов и др. образовательных учреждений);
- о соотношении различных форм (методов) обучения: лекций, семинаров и т.д.
- об оценках (количественных – баллах – и качественных: характеристиках выполняемой работы, состояние общей и специальной подготовки учащихся, их культурного уровня).