Причины и факторы возникновения конфликтов
Существуют четыре основные группы причин и факторов возникновения и развития конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные. Первые две группы являются объективными, а вторые две — субъективными.
Объективные и субъективные причины и факторы конфликта взаимодействуют между собой. На этом основании их нельзя разделять и противопоставлять друг другу. В конкретном конфликте всегда присутствует та или иная объективная причина, возникшая под действием субъективных факторов. Таким образом, большинство объективных причин имеют определенную степень субъективности, а многие субъективные причины — объективную основу.
Объективные факторы возникновения конфликтов.К ним относятся:
1) естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
2)слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;
3)недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
4)образ жизни многих россиян (очевидно, что бедный, неустроенный человек, которому не удалось реализовать себя и свой потенциал, более конфликтен по сравнению с человеком, который более-менее успешно решил эти проблемы);
5)достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, СССР, Российской Федерации, способствующие возникновению конфликтов. Эти стереотипы формировались достаточно долго и являются частью национального мышления и менталитета. Так, человек, родившийся и выросший в советское время, с детства впитывал в себя определенные стереотипы разрешения конфликтов — ведение непримиримой классовой борьбы, беспощадное уничтожение врага, нетерпимость к классовым противникам. Постоянная борьба с внешними врагами и внутренними «вредными элементами» оказала определенное влияние на характер и особенности межличностного взаимодействия людей в целом;
6)серьезные нарушения экологии, что особенно касается городов, где сильное влияние могут оказать такие факторы экологической нестабильности, как химически загрязненная вода, воздух, пища и т. п.;
7)отклонения от нормы в характеристиках электронных полей, которые могут быть вызваны повышенной солнечной активностью или применением технических устройств;
8)техногенные катастрофы;
9)стрессовые ситуации, в которых находится человек, что также особенно явно прослеживается в городах и мегаполисах, где ритм жизни сам по себе формирует постоянное стрессовое состояние организма и психики.
Организационно-управленческие причины конфликтов.Эти причины имеют тесную связь с созданием и функционированием разного рода организаций, коллективов, групп и т. п. и потому имеют больший по сравнению с группой собственно объективных факторов субъективный элемент.
Организационно-управленческие факторы конфликта можно разделить на четыре подгруппы:
1. Структурно-организационные причины.Основанием для возникновения этих причин является несоответствие структуры организации и требований и деятельности, которой данная организация занимается. Негибкость руководства, которое не может приспособить созданную структуру к изменившимся требованиям и обстоятельствам, и ведет к конфликтам.
2. Функционально-организационные причины.Эти причины основаны на неоптимальных внешних и внутренних организационных связях: связи организации и среды, между структурными элементами организации, а также между отдельными ее работниками. Так как любая организация — это часть более обширной системы, важно, чтобы внешние связи со средой имели максимально полное соответствие с теми задачами, которые она решает. Конфликт возникает тогда, когда эти связи нарушаются.
3. Личностно-функциональные причины.Эти причины основаны на неполном профессиональном, нравственном и ином соответствии работника занимаемой должности и тем задачам, которые она предполагает. Конфликт может возникнуть как на вертикальном уровне (с начальством, с собственными подчиненными), так и на горизонтальном (с коллегами).
4. Ситуативно-управленческие причины.Данная группа причин основана на ошибках, которые допускают в процессе решения различных профессиональных и управленческих задач как подчиненные, так и руководители. Когда управленское решение неправильно, ошибочно, оно становится источником конфликта между тем, кто его принял, и теми, кто его должен исполнять. При этом невыполнение решения также выступает источником конфликта.
Социально-психологические причины конфликтов.К подобным причинам относятся:
1)возможные существенные искажения и потери информации в процессе взаимодействия;
2)несбалансированное ролевое взаимодействие людей;
3)непонимание партнерами по общению того факта, что несовпадение позиций и проблема могли возникнуть не из-за принципиальных разногласий между ними, а из-за подхода к данной проблеме с различных сторон;
4)различные способы оценки оппонентами результатов деятельности и личности друг друга;
5)психологическая несовместимость.
6)напряженные межличностные отношения партнеров по общению. Такие неблагоприятные отношения могут сложиться на основе предыдущего взаимодействия и спровоцировать конфликт, в то же время возникший конфликт еще больше ухудшает существующие взаимоотношения.
Личностные причины конфликтов.Являются психологическими причинами. К ним относятся:
1) низкий уровень социально-психологической компетентности одного или обоих партнеров по общению. Под социально-психологической некомпетентностью понимаются неподготовленность человека к определенному поведению, неумение прочувствовать напряженные моменты, неумение выразить правильную реакцию на действия другого;
2)недостаточная психологическая устойчивость (толерантность) к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия;
3)плохо развитая способность к эмпатии, которая означает умение понять эмоциональное состояние другого человека, сопереживать и сочувствовать ему;
4)неадекватный уровень притязаний и самооценки, большие расхождения между ними.
5)тип темперамента. Относительно часто основой конфликтного взаимодействия является холерический темперамент, который отличается неустойчивой и подвижной нервной системой. Но также этот тип темперамента быстрее переходит на неконфликтный тип взаимодействия после соответствующей эмоциональной разрядки;
6)акцентуации характера. Под акцентуацией характера понимается наличие нескольких ярко, чрезмерно выраженных черт характера, которые, являясь крайним вариантом нормы, граничат с психопатией.