Виды социального управления
Социальное управление включает два основных класса:
- управление индивидуальной деятельностью человека
- управление коллективной деятельностью людей.
Важнейшими видами социального управления являются:
- административно-государственное (политическое) управление
- управление социально-культурной сферой (духовным производством)
- управление материальным производством.
Социальное управление имеет две основные формы – управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это подвиды управления. Иными словами, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества: политической, духовной и экономической.
Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация – регион – отрасль – государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь – соответствующие подвиды управления.
По уровню избирательности воздействия субъекта на управляемый объект выделяют:
- отраслевое (функциональное) управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Оно реализуется через отраслевые министерства, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. При переходе к постиндустриальному развитию отмечается снижение роли отраслевого управления, т.к. развитие высоких технологий требует межотраслевого управления.
- территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития. Оно обеспечивается разграничением объемов полномочий между органами власти.
В зависимости от масштаба временных рамок, на которые ориентировано управленческое воздействие, управление подразделяется на:
1) стратегическое управление – определяет долгосрочную ориентацию по вопросам развития общества в целом или по отдельным направлениям, сферам, объектам, территориям, намечает цели, задачи, стратегию развития общества и задает направление деятельности каждому звену управления. Основой стратегического управления являются проекты, стратегические планы, концепции развития и другие документы, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей.
2) тактическое управление – краткосрочное управление, при котором на базе имеющейся информации происходит постоянное сравнение показателей стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. Иногда происходит корректировка некоторых показателей стратегического плана, пересматриваются какие-либо цели, если выявляется действие ранее неучтенных факторов.
3) оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. При этом ставятся конкретные, количественное измеряемые ориентиры и используется ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий.
Выделяют также такой специфический вид ситуационного управления, как антикризисное управление. Оно водится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий; является принудительным и внешним, т.к. осуществляется органами, входящими в иную, чем предприятие систему, включает управление через арбитражных и конкурсных управляющих, а также управляющих предприятиями-должниками по договору подряда.
Для сохранения конкурентоспособности предприятий иногда водится доверительное управление, которое предполагает отделение функций владения от функций управления, осуществляется лицами по договору с органами государственного управления, трансформируется в профессиональное управление через специальных управляющих. Отношения с государством строятся не на властном подчинении, а на формальном равенстве сторон на основе договора.