Ситуационный подход в управлении

Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуативные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие как планирование, контроль и т.п., менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они функционируют.

Ситуативный подход сложился в США в конце 1960-х гг. Представителями являются Ф. Каст, Г. Кунц, П. Лоуренс, Дж. Лорш, Д. Розенцвей, Дж. Томпсон и др. Он полемизирует со школами (классической, школой человеческих отношений», системным подходом), представители которых пытались сформулировать универсальные принципы управления для обеспечения эффективного функционирования организаций.

В основе ситуативного подхода лежит концепция, которая утверждает, что оптимальное и эффективное управление возможно только при таких условиях, когда внутреннее функционирование организации четко согласовано с требованиями стоящей перед ней задачи, ее техническим оснащением, потребностями персонала (внутренние переменные) и внешним окружением (внешние переменные, причем с учетом тех конкретных обстоятельств, в которых находится данная система в определенное время). Иными словами, ситуативный подход предполагает использование такого метода, который лучше всего отвечает потребностям возникшей ситуации. Он также фокусирует внимание на отношениях между внутренней и внешней средой организации. Пример: КСО и кризис.

Ситуативные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации.

Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал бы требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации.

В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.

В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

В целом, если системный подход придает особое значение объединению связей между различными организациями, то заострив внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым подходом в управленческой мысли.

Однако и этот подход подвергается критике. Некоторые считают, что у него недостаточное теоретическое обоснование, которое проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной прогностической способности и инициативности. С другой стороны, его защитники утверждают, что одним из наиболее полезных ответов на вопросы «Как мы будем делать это?» и «Что мы будем делать дальше?» является: «Это все зависит от...». В ситуационном подходе каждая ситуация рассматривается так, чтобы определить ее уникальные свойства перед тем, как принять управленческое решение. Это заметно контрастирует с ранними подходами, которые имели тенденцию к универсальным принципам, которые часто были неприменимы к специфическим ситуациям. Прежде чем применить какой-либо подход, следует проанализировать ситуацию, а затем, посмотрев все разнообразные школы управленческой мысли, определить, какая комбинация управленческих методов окажется наиболее подходящей.

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода: формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Значение системного и ситуативного подходов в том, что вместо прежних претензий найти самый эффективный, пригодный для всех случаев жизни способ управления они делают попытку интегрировать в систему управления отдельные, более эффективно действующие компоненты, разработанные школами управления, которые исторически предшествовали им, путем сочетания отдельных приемов с учетом изменяющихся условий. Нет ни одного самого лучшего способа планировании, нет ни одного самого лучшего способа руководства, нет ни одного самого лучшего способа организации группы для совместных действий, нет ни одного самого лучшего способа контроля за деятельностью организации. Чтобы эффективно управлять, желательно знать все существующие способы или, по крайней мере, большинство из них, уметь применять каждый из них в конкретном месте и конкретной ситуации. Самые лучшие методы управления можно выбрать и осуществлять только после того, как ознакомишься с конкретными обстоятельствами, в которых придется действовать.

Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.

  1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
  2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
  3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
  4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.

Наши рекомендации