Мотив действия и идея практического разума

ПРОГРАММА

Цель курса: исходя из личностного понимания человека и его свободной воли, образование представляется как формирование личности для достижения ее нравственной самостоятельности (автономии). Но в сегодняшней культуре часто понимается личностная автономия в смысле субъективизма: каждый должен не только выбрать, но даже и создать свои личные ценности и нормы поведения. Таким образом, всякое притязание на нравственную объективность считается противоположным истинной самостоятельности, как не должное давление извне и ограничение собственной свободы. Подробное рассмотрение аргументов релятивизма показывает, что они не только более слабые, чем в принципе кажется, но и что воспитание и образование, с точки зрения релятивизма, приводит непременно к манипуляторной модели воспитания. И, наоборот, если правильно понимать смыл объективности ценностей и нормы поведения, можно и правильно понимать истинный смысл человеческой автономии.

ТЕМА 1. ЛИЧНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Человек как личностное существо

1.1. Процесс выживания

1.2. Сущностная открытость человека: Мышление и воля

1.3. Сущность человеческой свободы и ее ограничения

1.4. Человек – хозяин самого себя

1.5. «Личностность» и личность («personeitas et personalitas»)

Процесс социализации

2.1. Недостаточные теории об общественном измерение человека

2.2. «Соотнесенность» с другими и феномен сосуществования

2.3. Тип реальности и содержание «связывания»

2.4. Становление личности на основе социальности

2.5. Принуждающий характер всего социального: необходимость воспитания в становлении личности

3. Роль понимания ценностей в воспитании личности: две противоположные воспитательные модели

Основная библиография:Вегас Х. М., Ценности и воспитание, Санкт-Петербург: Русская Христианская Гуманитарная Академия. 2007. Главы 1 и 7.

Дополнительная библиография:Вегас Х. М., «Радикальный реализм Хавьера Субири» // Verbum, 2001, Вып. 5, СПб, с. 117-163.

ТЕМА 2. РЕЛЯТИВИЗМ

Релятивизм и субъективизм. Термины и определения

2. Предпосылка релятивизма – чисто инструментальное понимание разума

3. Релятивизм: аргумент несогласия в нравственных вопросах

Субъективизм

4.1. Субъективизм воли

4.1.1. Воля к власти согласно Ф. Ницше

4.1.2. Субъективизм воли в критическом рационализме

4.2. Субъективизм чувств

4.2.1. Исторические корни

4.2.2. Современные версии субъективизма чувств

Нравственный аргумент в пользу релятивизма и субъективизма

Критика аргументов релятивизма

6.1. Подлинный смысл относительности ценностей

6.2. Критика аргумента несогласия

6.2.1. Что доказывает факт несогласия вообще

6.2.2. Внеморальный характер некоторых «нравственных» несогласий

6.2.3. Согласие и разногласия в области нравственности

6.2.4. Реальные разногласия и их доказательная сила

6.2.5. Воспитание и нравственный прогресс человечества

6.3. Критика аргументов субъективизма

6.3.1. Интенциональность познания вообще

6.3.2. Интенциональность, свойственная нравственному познанию

6.3.3. Могут ли чувства создавать ценности?

6.3.4. Зачем нужна фикция объективных ценностей?

6.4. Критика нравственный аргумент

Гедонизм, присутствующий во всяком релятивизме

7.1. Понятие «гедонизм» и его разновидности

7.2. Опровержение гедонизма

7.2.1. Определение добра и натуралистический обман

7.2.2. Практическая недостаточность гедонистического критерия

7.2.3.Критика благоразумного гедонизма

7.2.4. Удовольствие и универсальность (критика утилитаризма)

Основная библиография:Вегас Х. М., Ценности и воспитание, Санкт-Петербург: Русская Христианская Гуманитарная Академия. 2007. Главы 2 и 6.

Дополнительная библиография:Гильдебранд Д. фон, Этика. Санкт-Петербург: «Алетейя», 2001. Гл. 9.

ТЕМА 3. МИР ЦЕННОСТЕЙ

1. Вопрос о добре и понятие «внутренней ценности»

2. Употребление слова «добро» в обыденной речи

3. Толкование понятия «добро» посредством волевой цели

Мотив действия и идея практического разума

Феноменология мотивации

Наши рекомендации