Перемещение центра социологии из Европы в Америку

СОЦИОЛОГИЯ

Социология как обязательный вузовский учебный предмет в нашей стране возникла в 1992-1993 гг. В Америке социология стала учебным университетским предметом еще в начале ХХ века.

Основоположники социологии.

Автор идеи создания науки об обществе – французский мыслитель Огюст Конт. В 1850 г. он высказал идею о том, что следует создать «социальную физику» – строгую точную науку, объектом которой будет не природа, а общество. Позднее он назвал проект новой науки «социологией», (от латинского «социо» – «общество» и греческого «логос» – «наука»). Конт предлагал создать социологии по образцу естественных наук, то есть социология по его замыслу должна была опираться на: 1) метод наблюдения (как астрономия); 2) метод эксперимента (как физика, химия); 3) метод сравнения (как биология сравнивает разных особей для выделения вида, рода, популяции и т.д.); 4) метод анализа (то есть расчленения единого целого на части) и синтеза (складывания ранее разъятого в целое).

Замысел Огюста Конта, его принципы построения будущей науки как эмпирической, то есть основанной на фактах, добытых опытным путем (путем наблюдения, эксперимента, сравнения), можно признать правильными, однако сам он в своих научных работах противоречил собственным же принципам. Его собственная «социология» была книжной, абстрактной, она не опиралась на добытые эмпирическим путем факты.

Второй мыслитель, которого признают создателем социологии, – англичанин Герберт Спенсер. Он уподоблял общество биологическому организму. Его можно считать основоположником функционализма в социологии: он ввел в научный оборот понятие «(социальный) институт», то есть общественное образование, выполняющее какие-то важные для общества функции.

Классики социологии

Марксистская социология

Карл Маркс (1818-1883) – немецкий мыслитель, классик социологии, разработал теорию общественной жизгни, общественного развития. Согласно этой теории, жизнь человека лишь на первый взгляд определяется его желаниями, мыслями, мировоззрением: на самом же деле утверждает Маркс, прежде чем начать думать о мировоззрении, религии, философии, читать литературу и смотреть фильмы, человек должен быть накормлен, одет, иметь какой-то кров (жилье). А чтобы это все у человека (у каждого человека) было, это надо произвести, экономически произвести. А чтобы это всё произвести, надо иметь возможность это произвести – иметь плуг (трактор), станок, молоток, бензин, а также иметь землю для пахоты, металл, кожу для производства обуви, ткань для производства одежды, муку для выпечки хлеба. Поэтому, согласно марксистской теории общества, главным в обществе является не то, что какое мнение люди имеют о себе, о других, о картинах, книгах и фильмах, не то, что люди думают о том, за кого голосовать на выборах или какому правителю подчиняться, не то, какую идеологию или религию принимают – это всё, по Марксу, лишь видимость, кажимость, «пена». Главное в обществе – кто распоряжается материалами и инструментами, при помощи которых люди обеспечивают своё повседневное материальное бытие.

Итак, главное, по Марксу, в общественном устройстве – это господствующий в нём способ производства (материальных благ); способ производства,по Марксу – это единство «производительных сил» (средств производства = технических средств, применяемых в процессе производства) и«производственных отношений»(отношений собственности на производительные силы = собственности на средства производства»); производительные силы могут быть в собственности феодала (помещика), рабовладельца, крестьянина, капиталиста, кооператива (колхоза, артели), государства, профсоюза, рабочих, банка, акционерного общества. Господствующий в обществе способ производства (материальных благ) Маркс назвал базисом (буквально: основой, фундаментом.

Все остальные сферы (области) общественной жизни – политика, идеология, мораль, правовая деятельность, научная деятельность, художественная деятельность (искусство), религиозная практика (церковь) – Маркс как вторичное по отношению к базису (фундаменту) и обозначил (объединил) термином (понятием) «надстройка».

Итак, Маркс ввел два кратких (отчасти метафорических) соотносимых друг с другом понятия – базис (над которым возводится надстройка) и надстройка (над базисом), каждое из которых имеет подробную расшифровку. Эти два кратких понятия Маркс объединил понятием общественно-экономическая формация (буквально: строй, в котором общественная жизнь проистекает из экономики). Таким образом,согласнотеории Маркса, общественно-экономическая формация представляет собойединство(первичного, все определяющего экономического) базиса и(вторичной, зависимой от базиса политической и духовно-культурной)надстройки.

Данная концепция (ведущая роль экономической жизни по отношению к духовной жизни общества) до сих пор является одной из самых популярных социологических концепций.

Развитие общества, по Марксу, происходит вследствие развития базиса: производительные силы постепенно начинают обгонять соответствующие им производственные отношения (отношения собственности), возникает противоречие. Оно разрешается за счет того, что силой меняются отношения собственности (производственные отношения) меняются и приводятся в соответствие с ушедшими вперёд производительными силами. Вслед за сменой базиса меняется и надстройка – меняется политическое устройство, меняется идеология, меняется художественная деятельность (литература, музыка). Смена базиса и надстройки – это смена общественно-экономической формации – это, по Марксу, революция.

Способ производства, основанный на частной собственности, по Марксу, не вечен. Он вступает в противоречие с интересами общества в целом (или большей части общества), общество рано или поздно перейдёт от частной формы собственности к общественной, и уже не совокупность небольшого числа людей будет владеть собственностью на основные средства производства (землю, нефть, газ, полезные ископаемые, заводы), а общество в целом, и общество, регулируя процесс производство, будет им управлять в интересах каждого человека.

В 1917 году от частной к общественной собственности путём революции перешла Россия, в конце 1940-х гг. – страны Восточной Европы, в 1949 году – Китай, в 1950-х гг. – Северная Корея, в начале 1960-х гг. – Куба, в 1970-х гг. – Вьетнам. В 1990-е годы от общественной собственности к господству частной вернулись Россия и страны Восточной Европы. Это было многими воспринято как крах теории Маркса: казалось, что, скоро все страны вернутся на «магистральный» пусть частной собственности. Однако остальные страны, по примеру России (СССР) вступившие на путь общественной собственности, не вернулись вслед за ней на путь капиталистической частной собственности. Часть их живут по-прежнему бедно (Куба, Северная Корея), часть (Китай, Вьетнам) стали жить значительно лучше и вышли на передовые позиции в мировой экономике. То же и с вернувшимися к частной собственности: часть стран – Россия, Болгария, Румыния – стала после возвращения к частной собственности стала жить хуже, часть – примерно так же (Венгрия, Чехия, Словакия), часть – лучше (Польша). Таким образом, вопрос о правоте или неправоте утверждения марксистской теории относительно прогрессивности перехода от общественно-экономической формации, базирующейся на частной (частнокапиталистической) собственности к общественно-экономической формации, базирующейся на общественной собственности, остаётся открытым (не решённым).

Второй классик социологии – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1856-1917). Он искал объединяющее начало, делающее совокупность людей обществом (неким единством, а не просто совокупностью индивидов). Этот объединяющий принцип он называл «солидарностью». Дюркгейм выделял

«механическую солидарность» (люди рядом друг с другом выпол­няют одинаковые или похожие действия) (приблизительным примером её может служить натуральное хозяйство: каждая семья (двор) делают все необходимое для себя сами, и в этом смысле деревня представляет собой совокупность одинаковых («похожих») домов-дворов) и

«органическую солидарность» (люди выполняют разные действия, которые в совокупности делают людей зависимыми друг от друга, превращают собственно в «общество») (пример – современное индустриальное общество: один учит, другой водит автобусы, третий продает молоко, четвертый охраняет границу, пятый лечит и т.д.; никто в одиночку, усилиями только своей семьи прожить не может).

Дюркгейм написал книгу «О самоубийстве»: он хотел доказать, что самоубийство является не продуктом индивидуально-психического состояния, а социальным явлением, зависящим от уровня «солидарности» в обществе. Проанализировав цифры разных стран, сделал выводы, что самоубийство зависит от религии, от уровня образования, от состояния общества (война, безработица, кризис).

Дюркгейм рассматривал религию как фактор «солидарности»: ее назначение – объединять общество, обожествляя те ценности, которые служат единению, солидарности.

Макс Вебер (1864-1920) – третий классик мировой социологии.

1. Он разработал теорию бюрократии: нормальная, рациональная бюрократия – это не недостаток, с которым нужно бороться, а необходимый компонент развития общества. Рациональная бюрократия предполагает четкое распределение обязанностей, четкую иерархию, отделение власти от собственности, принцип «один человек – одна задача» (в отличие от часто встречающейся у нас ситуации, когда один человек отвечает за несколько дел, и другой человек отвечает за несколько дел, в итоге происходит либо пересечение обязанностей, либо возникает ситуация безответственности).

2. Макс Вебер разработал теорию определяющего влияния религии на возникновение капитализма. Она изложена им в работе «Этика протестантизма и дух капитализма».

Если по Марксу, сначала развивается «базис», экономика (возникает капитализм), а затем меняется духовная жизнь (появляется протестантизм), то согласно Веберу сначала возникает реформа в религии (возникает протестантизм, который говорит не о зависимости человека от церкви, а о личной ответственности человека перед Богом) и затем возникает человек-индивидуалист, верящий не в церковного Бога, а в Бога, который в душе и который способен трудиться ради прибыли без оглядки на общество, церковь, религиозную мораль жалости к бедным. Так возникает капитализм – строй, в котором каждый сам за себя.

Эта концепция отчасти подтверждается и современным состоянием экономики. На первом месте идут страны, в которых определяющее влияние имеет протестантизм – США, Англия, Голландия. Страны же преобладающего католицизма – Франция, Италия, Испания – заметно отстают по интенсивности экономического развития.

Перемещение центра социологии из Европы в Америку

В Америке в первой трети ХХ века происходит бурный промышленный рост, регулярно проходят выборы в органы власти). Возникает потребность в прикладной социологии(в социологии не теоретической, а такой, от которой можно получить быструю конкретную пользу).

Так, бурное промышленное производство приводит к конфликтам между промышленниками-капиталистами и рабочими. Чтобы не было рабочих бунтов, революций, необходимы социологические исследования, которые могут помочь мирному разрешению конфликтов. Возникает потребность в социологии труда. Развитие политической жизни приводит к развитию прикладной политической социологии.

Американский социолог Энтони Мэйо (1880–1949) – американский социолог, один из основоположников организационной социологии, в конце 1920-х – начале 1930-х гг. проводил эксперимент по повышению производительности труда в бригаде женщин, производивших реле. Выяснилось, что увеличение оплаты, улучшение вентиляции или освещения не приводит к повышению производительности. А к повышению производительности труда приводит (подчас стихийное) возникновение чувства коллектива (мы – одна команда, один коллектив), чему могут способствовать усилия руководства предприятия («моральное поощрение»: флажок лучшего, благодарность, грамота, фотография на доске почёта, организация «корпоративов»). Теоретическое значение Мэйо – он открыл существование в малой группе двух типов структур – формальной и неформальной и открыл возможность использования второй (неформальной структуры) для воздействия на бригаду в интересах компании. Таким образом, Э. Мэйо стал автором концепции «человеческих отношений» (открыл так называемый «человеческий фактор» в экономике).

Американский социолог Джекоб Морено – проводил исследования по изучению причин конфликтов между работниками в процессе производства (конкретно – изучал труд женщин, работающих в большой прачечной). Он пришел к идее социометрии(структуре отношений в малой группе, микросоциуме), отличающейся от структуры общества в целом (макросоциуме). Его вывод: нужно не менять общество в целом (путём революции или реформ), нужно меня микроструктуру: людей нужно располагать в пространстве согласно их личным симпатиям и антипатиям, тогда исчезнут все социальные проблемы.

Чикагская школа социологии (1920–1950 гг.) (Чикаго – крупнейший промышленный город Америки). Ведущий метод исследования – монографический метод,или метод case-study [кейз-стади] – метод изучения отдельного случая.

Исследования Чикагской школы можно условно разделить на две группы.

Представители первой – Роберт Парк, Эрнст Бёрджессрассматривали Чикаго как город-лабораторию. На первом месте в их исследованиях была проблема девиантного (отклоняющегося) поведения. Социолог, как правило, внедрялся в какую-то девиантную группу, изучал ее путем включенного (участвующего) наблюдения, а затем писал об этом книгу («Подростки на углу», «Бродяги», «Сезонные рабочие»).

Ко второй группе можно отнести исследования (Уильям) Томаса и(Флориана) Знанецкого. Их исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920 гг., два тома – 900 и 120 стр.) стало классическим исследованием эмпирической социологии. Они сравнивали людей, которые остались в Польше и остались там, с людьми, которые из Польши переехали в Америку. Выясняли, как меняется социальное поведение людей в связи с резким изменением социальной обстановки.

Источники социологической информации Томаса и Знанецкого: сбор писем (переписки 28 семей); изучение личных дневников; изучение написанных по просьбе социологов автобиографий и воспоминаний; интервью.

Исследования, в которых применяются методы, к которым прибегали ученые Чикагской школы (включенное наблюдение, интервью, анализ личных документов) в социологии получили наименование «качественных» (в значении: содержательных, исследующих саму «материю» социальной жизни).

Хотя исследования «Чикагской школы» были признаны вершиной американской и мировой социологической науки, однако на практике «качественные» исследования (включенное наблюдение, анализ личных документов) стали в Америке не образцом, а исключением. На практике восторжествовали количественныемаркетинговые и политические исследования. Именно маркетинговые («маркет» – рынок) исследования (изучение спроса и предложения, изучение рынка) привели к развитию техники анкетного опроса.

К этим же результатам привело развитие политической социологии. В 1936 г. проходили президентские выборы (кандидаты – Рузвельт и Лондон). Исследования, проведенные нескольких миллионах людей дали неправильный результат (анкетные карточки разослали по адресам владельцев автомобилей и телефонов), а опрос правильно подобранных 500 человек дал точное предсказание результатов выборов. После этого была сформулирована понятие репрезентативности – способности выбранных для социологического опроса (анкетирования) людей («выборочной совокупности») пропорционально представлять национальную, половозрастную, образовательную, экономическую структуру всего общества. [определение знать наизусть для зачёта]

Общая черта анкетных («количественных») исследований: они посвящены проблемам, не затрагивающим духовные и душевные проблемы людей и относящимся к поверхностному уровню бытия (марка бытовой техники, вид одежды, вид питания, тот или иной кандидат в губернаторы). Так случилось, что отечественная социология заимствовала у западной (американской) именно «количественную» разновидность социологии и до последнего времени выдавала «количественную» (анкетную) ветвь социологии за всю социологию, за единственно подлинную социологию. Лишь в последние 5-7 лет такое положение начинает изменяться, и в отечественной литературе появляются работы, посвященные «качественным» методам исследования (интервью, беседа, сбор и анализ документов, сбор и анализ автобиографий, воспоминаний, самоописаний).

Наши рекомендации