Структура учебной дисциплины. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
«ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ»
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
040100 «СОЦИОЛОГИЯ»
Квалификация – БАКАЛАВР
Форма обучения – ОЧНАЯ
Нижний Новгород
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является ознакомление с историей социологии как науки, основными персоналиями и теоретическими направлениями в социологической мысли XIX в. – 60-х гг. ХХ в.
Задачи:дать общее представление о развитии социологии с XIX в. по 60-е гг. ХХ в. и его основных этапах; ознакомить с важнейшими школами и направлениями социологической мысли XIX–XX вв.; ознакомить с основными идеями и теориями ведущих представителей социологии охватываемого в курсе периода.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «История социологии» (П.Б3.02) относится к Базовой части (П.Б3) Профессионального цикла (Б.3) Плана учебного процесса для подготовки бакалавра по направлению 040100 «Социология».
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:История, Философия, Логика, Психология.
Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:Современные социологические теории,Экономическая социология, Политическая социология, Социология управления, Социология семьи, Социология религии, Социология образования, Социология организации, Социология государственного и муниципального управления, Социология культуры.
Для изучения дисциплины студент должен знать
специфику социологического подхода к общественным явлениям и процессам;
основные понятия общей социологии;
основные понятия и концепции философии и психологии;
Уметь
читать социологические тексты среднего уровня сложности;
раскрывать абстрактные понятия на конкретных примерах из социальной жизни и соотносить их с собственным опытом;
аргументированно выстраивать устное выступление и письменный текст;
искать и находить дополнительную информацию для подготовки к занятиям.
и обладать следующими компетенциями:
способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13).
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8 - формируется частично);
способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 - формируется частично);
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10 - формируется частично);
способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1 - формируется частично);
способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2 - формируется частично);
способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4 - формируется частично);
умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5 - формируется частично);
способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10 - формируется частично);
способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11 - формируется частично);
способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12 - формируется частично).
В результате освоения дисциплины студент должен:
1)Знать:
- исторический контекст формирования социологии как научной дисциплины, основные этапы ее развития;
- концепции мирового историко-социологического процесса;
- национальные школы в социологии (французская, немецкая, американская);
- особенности развития социологии в России.
2)Уметь:
- пользоваться информационными источниками для подготовки устных и письменных обзоров и сообщений по социальным проблемам;
- обобщать полученную социально значимую информацию и делать по ней научно обоснованные выводы;
- выявлять социальные проблемы в окружающем мире, производить их теоретический анализ.
3)Владеть (быть в состоянии продемонстрировать)
- понятийным аппаратом социологической теории;
- навыками библиографического и информационного поиска материалов, необходимых для анализа социальных проблем.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа в т.ч.: аудиторных – 126 часа (72 ч. – лекции, 54 ч. – семинары), самостоятельная работа – 114 часов, индивидуальные занятия – 12 часов.
Структура учебной дисциплины
Таблица №1
№ п/п | Разделы и темы учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости по темам. Форма(ы) аттестации по дисциплине | |||
Лекции | Семинары | Индивидуал. занятия | Самост. работа | ||||
1. | История социологии как предмет изучения | - | - | ||||
2. | Социальная философия французского Просвещения и предпосылки формирования социологии | Опрос | |||||
3. | Социология О. Конта | Опрос | |||||
4. | Социологические идеи А. де Токвиля | Опрос | |||||
5. | Социологические идеи К. Маркса | Опрос | |||||
6. | Эволюционная социология Г. Спенсера | Опрос | |||||
7. | Социология Э. Дюркгейма | Опрос, контрольная работа | |||||
8. | Концепция общности и общества Ф. Тенниса | Опрос | |||||
9. | Формальная социология Г. Зиммеля | Опрос | |||||
10. | Социология М. Вебера | Опрос, контрольная работа | |||||
11. | Социология В. Парето | Опрос | |||||
12. | Политическая социология Г. Моска и Р. Михельса | Опрос | |||||
13. | Социология знания К. Манхейма | Опрос | |||||
14. | Историческая социология Н. Элиаса | Опрос | |||||
15. | Становление русской социологии | Опрос | |||||
16. | Социология П.А. Сорокина | Опрос, контрольная работа | |||||
17. | Символический интеракционизм | Опрос | |||||
18. | Чикагская социологическая школа | Опрос | |||||
19. | Структурный функционализм: теория Т. Парсонса | Опрос, контрольная работа | |||||
20. | Структурный функционализм: социология Р. Мертона | Опрос | |||||
21. | Социологические теории конфликта: Л. Козер и Р. Дарендорф | Опрос | |||||
22. | Неомарксизм и леворадикальная социология | Опрос | |||||
23. | Феноменологическая ориентация в социологии | Опрос, контрольная работа | |||||
24. | Драматургическая социология И. Гофмана | Опрос | |||||
ИТОГО: 252 часа |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. История социологии как предмет изучения
Основные цели и задачи курса. Исторический контекст формирования социологии. Классическая и современная социология. Концепции мирового историко-социологического процесса. Место историко-социологического знания в системе научных дисциплин. История социологии и история философии. История социологии и проблемы общей методологии науки. Историко-социологические знания как элемент общей гуманитарной культуры.
Тема 2. Социальная философия французского Просвещения и