Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации. в формезачета, курсовой работы, экзамена (выбирается форма(ы)аттестации) № типовые задания
в формезачета, курсовой работы, экзамена (выбирается форма(ы)аттестации)
№ | типовые задания, контрольные работы, тесты и другие методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций (демонстрационный вариант) |
Текущий контроль успеваемости | |
1. | Тесты (разрабатываются по темам (модулям) дисциплины) ВАРИАНТ 1 Тесты для текущего контроля знаний по типологии современных подходов к праву: 1. «Узкое» (монистическое) понимание права: а) Это включение в понятие права правосознания и правоотношений. б) Это определение права как системы действующих в государстве юридических норм. в) это понимание права через деятельность правоохранительных органов государства. 2. «Широкое» (плюралистическое) понимание права: а) Право рассматривается как особое свойство самых общественных отношений, мера свободы личности. б) Право- это система норм, действующих в государстве и закрепленных в специальных актах. в) Предполагает различие права и закона. 3. Представители какого теоретического направления определяли право через юридическую деятельность? а) Теологического б) Марксистского в) Исторического г) Социологического д) Естественно- правового 4. Кому принадлежит это изречение: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится?». А. Конфуцию Б. Мо-цзы В. Шан Яну Г. Лао-цзы 5. Какую форму правления Аристотель считал идеальной? А. Демократию Б. Олигархию В. Политию Г. Тиранию 6. Кому принадлежит это изречение: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов?» А. Полибию Б. Цицерону В. Сенеке Г. Марку Аврелию 7. Кто из перечисленных мыслителей был автором концепции государства как следствия греховной природы человека? А. Аристотель Б. Платон В. Цицерон Г. Августин Аврелий 8. Какую форму правления Фома Аквинский признавал идеальной? А. Республику Б. Тиранию В. Монархию Г. Политию 9. Что из перечисленного можно поставить в заслугу МарсилиюПадуанскому? А. Разработка теории государственного суверенитета Б. Создание теории договорного происхождения государства В. Признание верховенства законодательной власти над властью исполнительной Г. Выдвижение и обоснование идеи народного суверенитета 10. Что из перечисленного можно поставить в заслугу Н. Макиавелли? А. Был основателем политической науки Нового времени Б. Был основателем современной науки международного права В. Был приверженцем теории договорного происхождения государства и основоположником школы естественного права Нового времени Г. Разработал концепцию политической этики - этики главы государства, не связанного в своей политической деятельности нравственными и правовыми ограничениями Вариант 2 11. Какие основные ассоциации возникают в связи с Томасом Мором как политическим и правовым мыслителем? А.Был родоначальником проектов социалистических государств, основу которых составляют производственные коммуны Б.Разработал концепцию политической этики - этики главы государства, не связанного в своей политической деятельности нравственными и правовыми ограничениями В.Был теоретиком государственного суверенитета Г.Осуществил мыслительный эксперимент по созданию справедливого государственного строя в интересах трудящегося большинства 12. Какие основные ассоциации возникают в связи с Гуго Гроцием как политическим и правовым мыслителем? А. Был основателем современной науки международного права Б. Был теоретиком народного суверенитета В. Был сторонником демократической формы правления государства Г. Был приверженцем теории договорного происхождения государства и основоположником школы естественного права Нового времени 13. Бенедикт Спиноза вошел в историю политической правовой мысли как: А. Автор теории разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную Б. Основоположник юридической социологии В. Теоретик договорного происхождения государства Г. Теоретик естественных неотчуждаемых прав человека 14. Какой мыслитель идеализировал естественное (догосударственное) состояние человека? А. Т.Гоббс Б. Д. Локк В.Ш Монтескье Г. Ж.Ж. Руссо 15. Кто из перечисленных мыслителей не относится к числу теоретиков исторической школы права? А. Г.Гуго Б. Р.Иеринг В. Ф.К.Савиньи Г. Ф.Пухта 16. Основоположником какой школы был Джон Остин? А. Школы юридического позитивизма Б. Школы социологического позитивизма В. Школы естественного права Г. Исторической школы права 17. Какие основные ассоциации возникают в связи с марксизмом как политическим и правовым учением? А. Маркс и Энгельс – теоретики коммунистической революции Б. Маркс и Энгельс – представители теории органического происхождения государства В. Маркс и Энгельс – идеологи органического (нереволюционного) реформирования общества Г. Маркс и Энгельс – основоположники теории классовой сущности государства и права 18. Кому принадлежит это высказывание: «Центр развития права в наше время, как и во все другие времена, находится не в законодательстве, не в юриспруденции или судопроизводстве, а в самом обществе?». А. М.Ориу Б. Г.Кельзену В. Е.Эрлиху Г. Л.Дюги 19. Какие основные ассоциации возникают в связи с Гансом Кельзеном как политическим и правовым мыслителем? А. Кельзен – автор теории правового нормативизма или «чистого учения о праве» Б. Кельзен- критик концепции правового государства В. Кельзен – автор концепции примата международного права над внутригосударственным Г. Кельзен – автор теории групп интересов, защищаемых правовой системой Контрольные вопросы для текущего контроля знаний студентов Модуль 1: 1. Всеобщие методы познания государственно-правовых явлений. 2. Общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. 3. Частно-научные и частно-правовые методы познания. 4. Юридические технологии (правовая инженерия). 5. Понимание права в объективном и субъективном смыслах. 6. Согласованный интерес как выражение сущности права. 7. Признаки права. 8. Функции права. 9. Ценность права. 10. Основные уровни знаний о праве. 11. Типы современного правопонимания. 12. Дискуссии о правопонимании в современном отечественном правоведении. 13. Соотношение экономики, политики и права. 14. Становление и развитие теории естественного права. 15. Сущность теории возрожденного естественного права в ее современном понимании. 16. Достоинства и недостатки естественно-правового понимания. 17. Феноменологические концепции естественного права. 18. Классический позитивизм. Модуль 2: 1. Чистая теория права. 2. Аналитическая юриспруденция. 3. Достоинства и слабые стороны нормативизма. 4. Становление и развитие социологического правопонимания. 5. Сущность концепции свободного права Е. Эрлиха. 6. Право как средство (инструмент) социального контроля в учении правового реализма Р. Паунда. 7. Достоинства и слабые стороны социологического подхода к праву. 8. Понимание права как нормативно согласованного интереса. 9. Социогуманитарная концепция права. 10. Интегративное понимание права в российском правоведении. 11. Достоинства и недостатки интегративного понимания права. 12. Правовая составляющая типологии культур. 13. Право в исламской культуре. 14. Право индуистской цивилизации. 15. Политико-правовая идея конфуцианства. 16. Христианское (западное) правопонимание. 17. Логика российского правопонимания. 18.Правопонимание эпохи постмодерна: достоинства и недостатки. |
2. | Практические задания , задачи Задача 1. Охарактеризуйте сильные и слабые стороны позитивизма как способа осмысления права Задача 2. Охарактеризуйте естественно-правовое мышление как ведущей парадигмы философско-правового и юридического мышления Задача 3. Дайте сравнительную характеристику основным типологиям концепций естественного права по различным основаниям |
Компетентностно- ориентированные задания (решение ситуативных практических задач) Задача 1. Охарактеризуйте достоинства и недостатки социологического подхода к праву Задача 2. Дайте сравнительную характеристику современным концепциям естественного права интерсубъективного направления Задача 3. Охарактеризуйте современный этап философско-правовых исследований в России | |
3. | Темы для самостоятельного изучения Тема «Сущность методологии права». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) Принципы формально-юридической логики. б) Принципы и законы диалектической логики. в) Специальные методы познания права. г) Изучение права в герменевтической парадигме. Тема «Проблемы определения понятия «право» и правопонимания в современной юридической науке». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) Право как государственный регулятор общественных отношений. б) Право как мера свободы личности. в) Принципы права, их место в иерархии юридических норм. г) Специально-юридические функции права. Тема «Естественно-правовая концепция права и ее трансформация в современном правоведении». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) Сущность договорной теории права. б) Соотношение права и морали в концепции естественного права. в) Философско-правовое учение И. Канта. г) Философия права Г. Гегеля. д) Неокантианское правовое учение. е) Сущность неогегельянского учения о праве. Тема «Нормативный подход к праву». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) Концепция позитивного права в учении Д. Остина. б) Обоснование юридического позитивизма Р. Иерингом. в) Соотношение права и государства в учениях позитивистов. г) Формально-догматический метод Г. Кельзена. Тема «Социологическоеправопонимание». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) Учение русского теоретика права С. А. Муромцева. б) Социология права Б. А. Кистяковского. в) Социология права О. Холмсе. г) Экзистенциалистское понимание права. Тема «Интегративноеправопонимание». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) Неотъемлемая связь права и интересов в учении Р. Иеринга. б) Сущность либертарной теории права В. С. Нерсесянца. в) Интегративноеправопонимание Д. А. Керимова. Тема «Культурно-историческая типология правопонимания». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) Правовая составляющая типологии культур. б) Право в исламской культуре. в) Право индуистской цивилизации. г) Политико-правовая идея конфуцианства. д) Христианское (западное) правопонимание. Тема «Западно-европейская и российская форма правовой культуры». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) Логика западно-европейского правосознания. б) Логика российского правосознания. в) Сравнительный анализ ценностей западно-европейского и российского правосознания. г) Критика правовых концепций эпохи постмодерна. д) Позитивные аспекты права эпохи постмодерна. |
другое |