Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Учебный материал, полученный студентами в ходе лекций, «закрепляется» на практических (семинарских) занятиях. К каждому практическому занятию студент должен тщательно готовиться (в «Рабочей программе» указано рекомендуемое для этого время). Минимум, что должен знать студент, - материал соответствующей темы, полученный в ходе лекций. Для получения более глубоких и устойчивых знаний студентам рекомендуется изучать дополнительную литературу, список которой приведен в рабочей программе по дисциплине.
Семинарские занятия организованы так, что на каждом из них каждый студент активно участвует в работе, его знания подвергаются оценке, а соответствующие баллы идут в «общий зачет» по дисциплине. Поэтому студент заинтересован готовиться к каждому занятию без исключения.
Пропущенные семинарские занятия студент обязан отработать. Для этого он может посетить семинар с другой группой (если ему это позволяет расписание занятий) или «сдать» тему преподавателю в устной форме в консультационное время.
Ниже приведены конкретные формы проведения семинарских занятий по темам и соответствующая система оценки знаний студентов.
Практическое занятие по теме «Объект, предмет и задачи социологии» предполагает проведение контрольного тестирования (4 варианта по 20 вопросов) и устный индивидуальный опрос студентов по теме. Вопросы для устного опроса сформулированы так, чтобы студент мог продемонстрировать свое умение применить теоретические знания на реальных примерах из практической жизни.
Оценка знаний. Максимальное количество возможных баллов за тест – 10 (0,5 балла за каждый правильный ответ); за устный ответ – 2 балла. Итого – 12 баллов.
На практическом занятии по теме «Методологическая основа социологии» студенты выполняют индивидуальную письменную творческую работу (4 варианта по 7 заданий). Задания посвящены различным разделам темы и позволяют студентам применить теоретические знания на практике.
Оценка знаний. Максимальное количество возможных баллов за выполнение творческого задания – 14 (по 2 балла за каждое отдельное задание).
На практическом занятии по теме «Структура социологии как науки» студенты, поделившись на группы по 4-5 человек, заполняют схему «Структура социологии». Для этого каждой группе выдается не заполненная схема «Структура социологии» и алфавитный список элементов этой структуры.
Оценка знаний. Максимальное количество возможных баллов за выполнение группового задания – 6 (все члены группы получают одинаковую оценку, если группа не заявляет о пассивности кого-то из студентов).
Практическое занятие по теме «Общество, его функционирование и развитие» предполагает проведение контрольного тестирования (4 варианта по 20 вопросов) и выполнение заданий в малых группах (по 2-3 человека) с устной защитой своей работы после 15 минут на подготовку.
Оценка знаний. Максимальное количество возможных баллов за тест – 10 (0,5 балла за каждый правильный ответ); за подготовку и защиту групповых заданий – 2 балла. Итого – 12 баллов.
На практическом занятии по теме «Социологические исследования» каждый студент отвечает на шесть вопросов преподавателя - сначала на два простых, затем на два средней сложности, в заключение на два сложных.
Оценка знаний. Максимальное количество возможных баллов за устный опрос – 12 (1 балл за каждый правильный ответ на «легкий» вопрос, 2 балла за каждый правильный ответ на «средний» вопрос, 3 балла за каждый правильный ответ на «трудный» вопрос).
Практические занятия по темам «Социальная структура общества» и «Социология личности» совмещены и проходят в форме индивидуального устного тестирования. Каждый студент подходит к преподавателю и вытягивает номер вопроса по первому блоку, на который должен ответить без подготовки. После того, как все студенты пройдут «первый круг», начинается второй заход по следующему тематическому блоку вопросов. Всего студенты имеют пять подходов. Тематические блоки: «Социальная структура общества», «Социальные группы и перемещения», «Классификация социальных групп (часть 1)», «Классификация социальных групп (часть 2)», «Социология личности».
Оценка знаний. Максимальное количество возможных баллов за устный опрос – 10 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ).
На практическом занятии по теме «Социология общественного мнения» осуществляется устный опрос студентов. Каждому студенту адресуется 5 вопросов, при этом он сам определяет один из трех уровней сложности вопросов.
Оценка знаний. Максимальное количество возможных баллов за устный опрос – 15 (1 балл за каждый правильный ответ на «легкий» вопрос, 2 балла за каждый правильный ответ на «средний» вопрос, 3 балла за каждый правильный ответ на «трудный» вопрос).
Практическое занятие по теме «История социологии» проводится в форме докладов по заранее подготовленным рефератам (эссе). Для подготовки эссе студенту предлагается изучить конспект лекции «История социологии», а также дополнительную литературу. Тематика эссе разработана так, чтобы студент проанализировал все основные социологические концепции (а не отдельные теории) и рассмотрел определенную «сквозную» проблему, которую в своих учениях затрагивали разные мыслители. Тематика эссе приведена в Рабочей программе по дисциплине.
Оценка знаний. Максимальное количество возможных баллов за эссе и доклад – 6,5 (реферат оценивается по традиционной 5-балльной шкале; за выступления, вызвавшие интерес у слушателей, может быть добавлено до 1,5 балла).
На одном из практических занятий (после изучения первых четырех тем) проводится коллоквиум в виде теста (10 вариантов по 25 вопросов).
Оценка знаний. Максимальное количество возможных баллов за тест – 12,5 (0,5 балла за каждый правильный ответ).