Задачи стратегического менеджмента
В процессе разработки и реализации стратегий предприятия возникает пять задач:
1. формирование стратегического видения будущего компании, то есть определение долгосрочных перспектив развития, формулировка миссии и стратегических целей организации, создание ее будущего образа;
2. постановка целей, то есть перевод стратегического видения в практическую сферу;
3. разработка стратегии;
4. реализация принятой стратегии;
5. оценка полученных результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, собственно стратегии и её реализация с учётом приобретённого опыта, изменившихся условий, появления новых бизнес-идей и возможностей.
Практическая деятельность в области стратегического менеджмента сложна и всегда является творческим процессом. Однако по существу деятельность в этой сфере может быть направлена на получение ответов всего на три вопроса:
1. В каком состоянии находится компания в данный момент?
2. В каком положении она, по мнению руководства, могла бы оказаться через 3, 5, 10 лет?
3. Какими способами можно достичь желаемого положения, каковы возможные трудности, которые ожидают компанию?
Главное, что отличает этот вид менеджмента от других — уровень решений. Особенности стратегических решений:
1. Они ориентированы на будущее, но закладывают основу для принятия оперативных решений.
2. Они сопряжены с очень значительной неопределённостью, т. к. пытаются учитывать внешние факторы, воздействующие на предприятие, но не подконтрольные ему.
3. Они связаны с вовлечением в оборот значительных ресурсов и имеют серьёзные долговременные последствия для компании.
К числу стратегических решений относятся:
· решения, принимаемые при реинжиниринге бизнес-процессов;
· решения, принимаемые при внедрении крупных инноваций (например, пионерных изобретений);
· приобретения, слияния и другие изменения организационно-правовых форм компании;
· существенные организационные изменения;
· выход компании на новые рынки сбыта, в том числе зарубежные.
Большинство предприятий развитых стран придерживается определённой стратегии длительное время, например, до 15-20 лет, потом эта стратегия видоизменяется. В России пока невозможно даже думать о том, чтобы строить стратегию на 10-15 лет. К числу событий, которые подталкивают руководство предприятия к стратегическим изменениям, относятся:
· вмешательство извне (налоговые проверки, рейдеры и т.п.);
· угроза смены владельца, поглощения компании;
· осознание топ-менеджерами необходимости организационного и технологического прорыва в процессах функционирования компании в случае, если она явно деградирует (например, если в течение длительных отрезков времени постоянно снижается объём продаж основных видов продукции).
При формировании стратегии компании возможны три разновидности образа действий руководства:
1. Предпринимательский – стратегия формулируется одной сильной личностью, акцент делается на реальных возможностях компании. Направления стратегического развития определяются собственным видением основателя компании.
2. Адаптивный (обучение за счет получения и использования делового опыта) – характеризуется в большей степени оперативным решением существующих проблем, чем поиском стратегических возможностей. Стратегия вырабатывается шаг за шагом, обеспечивается небольшой, но предсказуемый ежегодный доход. Процесс выработки стратегии может быть управляемым или спонтанным. Такой образ действий присутствует во многих крупных компаниях.
3. Плановый – в этом случае стратегический менеджмент состоит как в активном поиске новых возможностей, так и в оперативном решении накапливающихся проблем
Периоды | Особенности |
I. Древний период (7-9 век до н. э. – 18 век). | Самые простые формы организации совместного труда существовали ещё в первобытнообщинном строе. В 3-2 вв. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. Это порождает принципиально новые формы управления. В Древнем Египте возникает огромный государственный аппарат, который организует большую армию людей. Сократ – дал характеристику управлению как особой сфере деятельности и провозгласил принципы универсальности управления. Платон – дал характеристику государственного управления и разграничил функции управления. А. Македонский – развил теорию и практику управления войском. |
II. Индустриальный период (18 век – 19 век) | Адам Смит ввёл понятие человека экономического, дал характеристику государя и государства, сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику государя и государства. Роберт Оуэн выдвинул идеи гумманизации управления производством, улучшений условий труда, необходимости обучения рабочих. |
III. Период систематизации (к. 19в. – н. 1960г.) | Менеджмент зародился во времена промышленной революции в конце 19 в. В связи с возникновением крупных и сложных предприятий и невозможностью организовать и наблюдать деятельность всех работников, руководители выбрали лучших работников, которые обучались для того, чтобы могли представлять интересы владельцев на рабочих мессах. Это были первые менеджеры. Классическая школа управления – решает вопросы эффективности производства. Усилия сосредоточены на организации рабочих мест и изучении затрат труда. Школа человеческих отношений – в основу заложены достижения социологии и психологии. Основное внимание уделяется работнику, а не самому заданию. |
IV. Информационный период (1960 г. – по наши дни) | Количественная школа – рассматривает управление, как процесс, который может быть выражен математически. Системные теории предполагают, что все действия в организации взаимосвязаны. Ситуационные подходы предполагают, что формы, методы и стиль управления должны меняться в зависимости от сложившейся ситуации. |
2.план развития студента группы СПС-41 Прядеина Валентина Дмитриевича.
Наименование. | Дата. |
Написание курсового проекта и его сдача | |
Написание диплома | |
Защита диплома | |
Служба в армии | |
Поступление в университет |