Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки
Вопрос
Социология как самостоятельная наука возникла в ХIХ веке, хотя социологическая мысль уходит своими корнями в древние времена. Потребность в социально-гуманитарных знаниях об отношениях человека и общества появилась тогда, когда люди начали осознавать, что проблемы справедливости и несправедливости, равенства и неравенства, дружбы и вражды, мира и войны упираются в характер человеческих отношений, в способность и умение людей жить в сообществе, разделять общие принципы и нормы, руководствоваться ими в своей повседневной жизни.
Уже представители древнейших цивилизаций пытались решить причины и проблемы совместного существования людей. Например, великий китайский философ Конфуций считает, что социальная гармония и моральное согласие возможны тогда, когда верхи добросовестно заботятся о низах, а низы честно служат верхам. Государство необходимо для справедливого и достойного существования людей, которые разделены на правителей, чиновников и подданных, занимающихся соответственно умственным и физическим трудом. Правильное управление государством – основа благосостояния народа. Искусство управления заключается в «исправлении имен», то есть в том, чтобы каждый человек занимал должность, на которой он способен приносить большую пользу государству. Это означает, что правитель тот, кто может править; слуга – служить; отец – быть отцом; сын – сыном. Конфуций провозгласил принцип: «Не делай людям того, чего не желаешь себе», который по праву считается универсальной этической нормой.
Согласно великому древнегреческому философу Платону общество возникает вследствие разделения труда. Поскольку каждый человек не может удовлетворить сам себя, но во многом нуждается, он вынужден налаживать связи с необходимым количеством людей. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает название государства (общества). Каждый человек от рождения обладает разными способностями, в соответствии с которыми он и выполняет одну какую-нибудь работу. Разнообразие потребностей определяют функции и род деятельности людей, а также расширение социального пространства, в котором происходит обмен услугами, появляется рынок и деньги. Так растет число людей, зависящих друг от друга, увеличивается размер государства, устанавливается порядок.
Для Аристотеля всякое государство (общество) представляет собой общение, которое организуется и стремится к высшему благу, а также обнимает собой все остальные общения. Критерием лучших форм государства для Аристотеля является общественная польза, тогда как худших – частные интересы и не важно одного или многих лиц.
Сформированная в древнеримской философии концепция естественного права основана на признании разумным бытия, которое соответствует как собственно природе, так и природе человека, когда все люди признаются по природе равными, поскольку разумны, и совершают поступки, побуждаемые природой, а не установлениями. Например, Цицерон считает, что общественный порядок поддерживается благодаря справедливости, которая заключается в воздаянии каждому своего, в соблюдении договоров, умеренности и взвешенности поведения, в сохранении общества людей. Для поддержания такого порядка большое значение имеет закон, который есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное.
Представления средневековых мыслителей Августина и Фомы Аквинского об обществе соотнесены с порядком божественного мироустроения, в котором выдержана иерархия по степени совершенства его частей, а в качестве меры упорядоченности выдвигается согласие частей, ибо целое всегда совершеннее своих элементов. Это требует освящения субординации и иерархии власти в соответствии с порядком подчинения менее совершенного более совершенному. Человек есть часть «вселенского сообщества» и его блаженство невозможно без отношения к этому целому. Закон, как правило и норма человеческого поведения тоже имеет к этому целому отношение. Определяет же эти правила и меру человеческого действия – разум.
Начиная с XV века в европейском обществе и европейской культуре происходят радикальные перемены по сравнению с предшествующими эпохами. Поэтому в исторической науке весь период европейской истории с XV по XIX век получил название «Новое время».
В средневековом феодальном обществе жизнь любого человека, будь то дворянин, крестьянин или ремесленник была включена в определенную социальную группу – сословие, цех и т. п. Соответственно, индивид выступал как представитель этой общности. С началом нового времени, в результате развития капиталистического способа производства, феодальные общественные связи разрушаются, и жизнь человека приобретает все большую и большую автономию. Он выделяется из общества и вследствие этого начинает сознавать себя уникальным, неповторимым существом — личностью. Вся социально-гуманитарная наука Нового времени в явном или скрытом виде оказывается антропоцентрической (от греческого слова «anthropos» — «человек» и латинского слова «centrum» — «центр»).
Начальный период Нового времени составляет эпоха Возрождения, получившая свое название в силу особого интереса к античной культуре и стремления восстановить ее традиции.
Мыслители этой эпохи пытались найти место человека в упорядоченном и разумном порядке бытия, созданного богом, а также решить проблемы человеческих отношений в обществе. В представлениях Н. Кузанского высшая божественная премудрость поместила человека, этого микрокосма, на верхней ступени чувственной и нижней ступени умопостигаемой природы, соединив в нем как в посреднике нижнее временное и верхнее вечное. Люди, сходясь с другими живыми существами в ощущениях, имеют разум, способный понимать и славить порядок, благодаря чему знают, что могут обнять бессмертную премудрость, которую ищут, чтобы не знать смерти.
Творчество М. Монтеня, напротив, направлено на обоснование того, что человек не есть цель космической жизни. И природа включает в себя все свои создания, так как люди не ниже и не выше всех остальных созданий, поэтому нужно ограничить человека, ввести его в пределы природы, из которых он не должен выходить. Человеку следует жить в соответствии с природой. Призывы Монтеня к веротерпимости, гражданскому и религиозному миру основываются на социальном оптимизме, на вере в возможность преодоления даже безвыходных конфликтов. В то же время, он был противником инноваций в социальной жизни, считая, что новое бессильно улучшить старое.
Ученые Нового Времени внесли в науку идеи и концепции, актуальность которых не только не потерялась со временем, а приобретает все большее значение. Наиболее яркой и значимой для последующего генезиса и развития социологии как самостоятельной науки фигурой является Т. Гоббс.
Английский мыслитель считает, что природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, но в этом равенстве кроется причина войн, так как из равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Вместе с разумом в человеке присутствует ряд свойств – недоверие к другим людям, страсть к соперничеству, стремление к славе – которые провоцируют его на войну с себе подобными. В выборе между стремлением к мирному сосуществованию и сохранением свободы, люди решают заключить договор, благодаря которому становятся народом и образуют общество. Но, поскольку оно является неустойчивым социальным образованием, люди додумываются до того, что, опираясь на вечный инстинкт страха, создают государство, которое по своей силе превосходит как индивидуальные, так и коллективные возможности людей. Этот договор и передача части собственных свобод и прав политическому телу, суверену есть акт перехода их из естественного состояния в гражданское, а также условие социального порядка.
Теория общественного договора Т. Гоббса является важной вехой в развитии научного познания о причинах и условиях социального порядка в обществе. Однако признание государства неким надындивидуальным «политическим телом», ставшим в результате добровольного общественного договора свободных и равноправных людей гарантом их мирного сосуществования, создает проблему социальных взаимоотношений государства с обществом и индивидами, образующими это общество. Попытки английского философа разрешить и эту проблему, оградив функции государства от вмешательства в повседневные социально-экономические взаимодействия людей, или в пространство гражданского общества, оказалось на деле труднодостижимым, так как государство превратилось в мифического великана Левиафана, сила и мощь которого стала проявляться в стремлении возвысится не только над индивидами, но и над обществом в целом.
Несмотря на то, что некоторые мыслители не признали в целом теории общественного договора (Ш. Монтескье и др.), а также критику сторонниками этого учения причин его заключения (Ж.-Ж.Руссо, Д. Локк и др.), концепция Гоббса оказала существенное влияние на формирование социологии как самостоятельной науки. Например, основоположник социологии О.Конт считает социологию наукой о социальном порядке и прогрессе. «Гоббсова проблема порядка», как правило, является, нередко весьма значительной, и обязательно значимой частью экспозиции большинства социологических теорий.