Общие выводы и рекомендации

Итак, личностная мобильность – это интегративное качество личности, являющееся основным для успешной реализации личностью других типов мобильности. Личная мобильность проявляется в сформированной мотивации к обучению, в способности к творческой деятельности, к эффективному общению.

Принято выделять несколько типов мобильности: социальную, профессиональную, академическую, социокультурную и культурную. Личностная же мобильность является основой для формирования и успешного развития всех типов мобильности.

Университеты играют значительную роль в вертикальной социальной мобильности, поэтому подразделения университета, которые хоть как то связаны с мобильностью студентов должны активно в этом им помогать.

Студенты нуждаются в получении информации о возможностях мобильности и здорового образа жизни, чтобы достичь поставленных целей и подняться по социальной и карьерной лестнице. Поэтому университеты должны обеспечивать студентов информацией.

Конечно не все зависит только от университета, во многом это зависит еще от личностных качеств самого студента, а также от его умения соотносить свои желания с возможностями, но во многом развитие мобильности зависит от информированности о возможных вариантах социально-профессиональной деятельности, владение теоретической информацией различных дисциплин и др.

Итак, по результатам нашего исследования меньше половины студентов удовлетворены знаниями и информацией преподаваемой в вузе и чуть больше половины не обладают информацией о возможностях мобильности Это говорит о том, что вуз не использует все возможности и каналы, чтобы доставить информацию до получателя, в данном случае до студентов.

Необходимо, чтобы все подразделения вуза были качественным и надежным источником получения любой информации для студентов. Вузу следует задуматься о создании каналов, где бы студенты получали как можно больше информации из собственного вуза, чем из других менее надежных источников.

Практически все студенты считают себя практически здоровыми или только изредка страдающими незначительными недугами. Большинство студентов считает, что состояние их здоровья улучшилось за последние 3 года. Хотя на самом деле у студентов остаются проблемы со здоровьем.

Тем не менее, результаты социологического исследования демонстрируют устойчивый интерес к собственному здоровью и здоровому образу жизни в студенческой среде.

Существует прямая зависимость состояния здоровья и мобильности. Большинство здоровых студентов считают себя мобильными, и наоборот. Мобильные студенты в большей степени осознают, что здоровье – важный компонент мобильности и что без здоровья невозможно стать мобильным человеком и продвинуться по социальной лестнице.

Так же, больше половины студентов считают себя мобильными. Выявилась тенденция, что студенты, учащиеся на «отлично» и добросовестно относящиеся к выполнению заданий, в большинстве своем, считают себя мобильными людьми. Чего нельзя сказать про студентов из неполных семей и с низким уровнем дохода семьи. Это, в первую очередь, связано с тем, что они обладают меньшими возможностями и низкой самооценкой.

Также на мобильность влияет воспитание. Студенты, которые воспитывались достаточно свободно, но в приемлемых границах поведения, являются более мобильными, чем те, кто воспитывался либо в жестких рамках, либо без ограничений.

Семья является институтом формирования личности и усвоения законов, но и образование должно помогать студентам стать полноценной и мобильной личностью. Поэтому вуз должен не только давать освоение профессии, но и формировать личностные качества студента.

В отношении академической мобильности студентов, наблюдается недостаточность информации по профессии для студентов старших курсов. На протяжении пути от 3 курса до 5-6, студент становится более мобильным, посещает дополнительные курсы, получает второе высшее образование, общается с представителями других культур. Однако, к 5 курсу становится ярко выражена нехватка знаний и навыков по профессии, так как студенты сталкиваются с проблемой трудоустройства.

Большинство студентов к 5 курсу становятся профессионально мобильными, так как они обладают достаточным уровнем знаний по профессии, многие из них уже совмещают работу с учебой. Однако лишь небольшой процент работающих студентов выполняют работу по своей специальности. Это опять же подтверждает проблему трудоустройства молодых специалистов.

Для решения этих проблем, мы предлагаем следующие действия:

- предоставление возможности получать курсы в тех вузах, где эти курсы, по мнению студента, даются глубже

- информирование о возможностях обучения в вузах Европы по программам мобильности

- развитие мобильности студентов и преподавателей и обеспечение трудоустройства выпускников вузов по всей Европе;

- создание в вузе специального информационного канала, на котором должна обновляться информация о текущих программах академической мобильности.

- проведение мероприятий с участием подразделений университета, на которых должно рассказываться о возможностях академической и социальной мобильности.

- проведение индивидуальной работы со студентами, которые обнаруживают низкий уровень мобильности.

- адаптировать учебные программы к современному рынку труда и ввести в них дисциплины помогающие студенту в становлении его социальной и академической мобильности.

- введение обязательной практики в реальных предприятиях города с 3 курса, создание студентам условия для прохождения практики с 1 курса).

Библиографический список:

  1. Аберкромби, Н. Социологический словарь Текст. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. - 624 с.
  2. Астафьев Я.У. Высшее об разование в России сегодня и завтра. http://www.ecsocman.edu.ru/
  3. Бринёв, Н.С., Чуянов Р.А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования. http:/www. prof.msu.ru ›publ/omsk2/o60.htm
  4. ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1935. «ЗАЧЕМ, КУДА И НА КОГО ИДТИ УЧИТЬСЯ? МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ И РОДИТЕЛЕЙ» http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112358
  5. Ипатова Е.Р. Технология формирования социально-профессиональной мобильности студентов ВУЗа: личностно-ориентированный аспект [Текст] / Е.Р. Ипатова // Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования: Материалы I заочной научной объединенной сессии: Шадринск-Шуя. – Шадринск: ШГПИ. - 2011. – С.73-77. http://shgpi.edu.ru/biblioteka/cgi-bin/search/search.exe
  6. А. Гарбузняк, Е.Насыров. Гарвард по импорту//Московские новости №093 (093) http://www.mn.ru/society/20110810/303917983.html
  7. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. М., 2006, 238 с
  8. Социологическое исследование: Готовность студентов вузов к профессиональной мобильности http://elf.ucoz.net/Matem_Inf/nujnova/vospit.rabota_22_janv..pdf
  9. Форум межрегионального приграничного сотрудничества http://forum.euroregion.ru
  10. Шиняева О.В., Падиарова А.Б. Социальное неравенство и здоровье молодого поколения россиян. Ульяновск, 2010, 168 с.

[1]Социологическое исследование: Готовность студентов вузов к профессиональной мобильности http://elf.ucoz.net/Matem_Inf/nujnova/vospit.rabota_22_janv..pdf

[2] База данных ВЦИОМ http://wciom.ru/base/

[3] ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1935. «ЗАЧЕМ, КУДА И НА КОГО ИДТИ УЧИТЬСЯ? МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ И РОДИТЕЛЕЙ» http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112358

[4] Шиняева О.В., Падиарова А.Б. Социальное неравенство и здоровье молодого поколения россиян. Ульяновск, 2010, 168 с.

[5] Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. М., 2006, 238 с.

[6] Ипатова Е.Р. Технология формирования социально-профессиональной мобильности студентов ВУЗа: личностно-ориентированный аспект [Текст] / Е.Р. Ипатова // Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования: Материалы I заочной научной объединенной сессии: Шадринск-Шуя. – Шадринск: ШГПИ. - 2011. – С.73-77.

Наши рекомендации