Действие социального контроля

Глава 6

КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ

И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Для определения сущности социального контроля полезно рассмот­реть способы его реализации в группе или обществе.

Социальный контроль через социализацию. Э. Фромм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда «его чле­ны достигают такого типа поведения, при котором они хотят дейст­вовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходи­мо для общества» [156, с. 380-384].

Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессоз­нательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как можно заставить женщин принять на себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу? Только социализировав их таким образом, что­бы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство и чувство­вали себя несчастными без них. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нравственным нормам, ограничивающим его свободу, часто тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут к желанию упоря­дочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувство­вать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушать­ся. Большинство социальных ролей люди играет неудачно не пото-

му, что они не способны выполнить определенные ролевые требова­ния, а потому что они либо не принимают содержание ролей, либо не хотят их исполнять.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, жела­ния и обычаи, является одним из основных факторов социального кон­троля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом лю­бое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваива­ется в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внут­реннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также вклю­ченность в общественную жизнь, которая выражается в том, что ин­дивид является членом многих первичных групп (семья, производ­ственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из пер­вичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

Таким образом, возможность осуществления группового социаль­ного контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс пове­дения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нару­шаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы — от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы. Вариации поведения группы, возникающего в ре­зультате группового давления, можно проследить на примере про­изводственной бригады. Каждый член бригады должен придержи­ваться определенных норм поведения не только на производстве, но и после работы. И если, скажем, неподчинение бригадиру может по­влечь для нарушителя резкие замечания со стороны рабочих, то прогулы и пьянство часто заканчиваются его бойкотом и отторже­нием из бригады, так как они наносят материальный ущерб каждо­му из членов бригады. Как мы видим, социальный контроль в дан-

ном случае заканчивается применением неформальных санкций по отношению к индивиду, нарушающему нормы.

Эффективность и своевременность применения социального кон­троля далеко не всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Груп­повое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов и прежде всего от статуса данного индивида. К лицам, имею­щим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно раз­ные способы группового давления. Личность с высоким статусом в пер­вичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих ос­новных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кре­дит доверия и сам может в той или иной степени отступать от груп­повых норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при от­ступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, че­рез которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испы­тывать действие группового социального контроля со стороны осталь­ных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

Степень и вид группового давления зависят также от характери­стик первичной группы. Если, например, сплоченность группы высо­ка, высокой становится и групповая лояльность по отношению к куль­турным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членов группы (т.е. членов группы, приверженных групповым цен­ностям) сильнее, чем членов разобщенной группы. Например, груп­пе, проводящей вместе лишь свободное время и потому разобщенной, гораздо труднее осуществлять внутригрупповой социальный кон­троль, чем группе, совершающей регулярные совместные действия, на­пример в бригаде или семье.

Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение ин­дивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством не­формального группового контроля первичной группы; формальные за­коны или наказания в таких обществах не обязательны. Но в боль­ших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие куль­турные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формаль­ном контроле.






Например, в племенном клане численностью от двух до трех де­сятков родственников вполне может действовать система неформаль­ного контроля за разделением пищи. Каждый член клана берет пи­щи столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столь­ко пищи, сколько сможет. Нечто подобное наблюдалось при распре­делении продуктов в небольших крестьянских общинах России. Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такое распреде­ление уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлени­ям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения. Ле­ность и жадность отдельных индивидов делают такую систему рас­пределения невозможной.

Таким образом, при наличии высокой численности населения и сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль – законы, различные насильственные регулято­ры, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не же­лает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В со­временных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет со­бой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

Наши рекомендации